Факультатив по физике "Решение физических задач"
учебно-методический материал по физике (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_fizike_reshenie_fizicheskih_zadach.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Решение физических задач»
Пояснительная записка.
Программный материал рассчитан для учащихся 10-11 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа составлена на основе элективного курса под редакцией О.Ф. Кабардина, программы элективного курса « Решение задач по физике повышенной сложности», автор Э.В. Марчук , г. Волгоград, изд-во «Учитель», 2007 год.; программы факультативного курса « Методы решения физических задач», из сборника №2 факультативные курсы, г. Москва, изд-во «Просвещение», 1990 год. и используется как дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого факультатива – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи: Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
- Развитие физического и логического мышления школьников.
- Развитие творческих способностей учащихся и привитие практических умений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По выполнению программы учащиеся должны знать:
- основные понятия физики
- основные законы физики
- вывод основных законов
- понятие инерции, закона инерции
- виды энергии
- разновидность протекания тока в различных средах
- состав атома
- закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
- производить расчеты по физическим формулам
- производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения
- производить расчеты по определению теплового баланса тел
- решать качественные задачи
- решать графические задачи
- снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
- писать ядерные реакции
составлять уравнения движения
- по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
- давать характеристики процессам происходящие в газах
- строить графики процессов
- описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
- применять закон сохранения механической энергии
- применять закон сохранения импульса
- делать выводы
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание обучения | всего | Количество учебных занятий | |
теоретических | практических | |||
1. | Механика | 21 ч. | 6 | 15 |
Кинематика | 8 | 2 | 6 | |
Динамика | 5 | 2 | 3 | |
Законы сохранения | 8 | 2 | 6 | |
2. | Молекулярная физика | 11 ч. | 3 | 8 |
3. | Электродинамика | 8 ч. | 2 | 6 |
4. | Законы постоянного тока | 7 ч. | 2 | 5 |
5. | Электромагнитные явления | 7 ч. | 3 | 4 |
6. | Электромагнитные колебания | 5 ч. | 2 | 3 |
7. | Оптика | 5 ч. | 1 | 4 |
8. | Волновая физика | 4ч. | 1 | 3 |
Всего часов | 68 | 20 | 48 |
Содержание программы
МЕХАННИКА (21 часа)
- Кинематика (8 часов)
- Знакомство с основными понятиями кинематики. Скорость. Относительность движения.
- Качественные задачи на относительность движения.
3. Графические задачи на определение кинематических величин.
4.Выведение формулы средней скорости. Расчетные задачи на определение средней скорости
5. Выведение уравнений равнопеременного движения. Решение расчетных задач.
5. Решение графических задач на равноускоренное движение.
6. Практическая часть. Свободное падение. Ускорение свободного падения.
7. Рассмотрение задач на сопоставление по кинематике.
8.Контрольный мониторинг.
2. Динамика(5 часов)
1. Знакомство с законами Ньютона. Решение качественных задач.
2. Практическая часть. Определение силы упругости. Силы тяжести. Веса тела.
3. Математический способ решения задач на движение тел при наличии силы трения. Применение законов Ньютона.
4. Знакомство с понятием всемирного тяготения. Решение расчетных задач.
5. Тестовое решение задач по теме.
3. Законы сохранения(8часов)
1. Знакомство с понятием импульс. Выведение закона сохранения импульса. Решение качественных задач.
2.Знакомство с видами столкновения тел. Применение закона сохранения импульса при упругом столкновении.
3.Знакомство с понятиями: работа, энергия. Решение расчетных задач.
4.Знакомство с теоремами о кинетической энергии тела и потенциальной энергии тела. Закон сохранения энергии. Решение расчетных задач.
5. Решение комбинированных расчетных задач.
6. Практическая часть. Применение закона сохранения импульса при неупругом столкновении.
7.Решение задач на сопоставление.
8.Контрольный мониторинг.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА ( 11 часов)
- Знакомство с формулировкой и доказательством основных положений МКТ. Решение качественных и расчетных задач.
- Выведение и применение уравнения Менделеева-Клаперона. Решение задач на газовые законы.
- Изопроцессы. Графическое решение задач.
- Решение задач на изопроцессы.
- Решение задач на соответствие по теме.
- Знакомство с понятиями внутренней энергии и ее изменений. Решение качественных и расчетных задач.
- Знакомство с фазовыми превращениями вещества (нагревание, плавление, парообразование). Решение графических и расчетных задач.
- Выведение первого закона термодинамики. Знакомство со вторым законом термодинамики. Решение графических, качественных и расчетных задач.
- Знакомство с тепловыми двигателями. Решение экологических задач.
- Решение задач на сопоставление по теме.
- Решение тестовых задач.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА ( 8 часов)
1. Знакомство с электрическим зарядом. Выведение закона сохранения заряда. Решение качественных задач.
2. Решение задач на применение закона Кулона.
3. Решение комбинированных задач.
4. Знакомство с понятиями: напряженность, принцип суперпозиции полей. Решение комбинированных задач.
5. Решение задач на применение потенциала электрического поля, на определение разности потенциалов, работы электростатического поля.
6. Знакомство с конденсаторами и их видами. Определение энергии конденсатора. Решение задач на сравнение величин характеризующих работу конденсатора.
7. Решение тестовых задач.
8. Контрольный мониторинг.
ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ( 7 часов )
1. Решение задач на основные характеристики постоянного тока.
2. Выведение закона Ома для участка цепи. Решение расчетных задач.
3. Практическая часть. Отработка навыков по сборке цепей разного соединения проводников. Решение задач по схемам.
4. Решение расчетных задач на закон Ома для полной цепи.
5. Решение расчетных задач на работу тока, мощность тока и закон Джоуля – Ленца
6. Решение качественных задач и на сопоставление.
7. Решение тестовых задач по теме.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов)
1. Знакомство с основными характеристиками магнитного поля. Решение задач по схемам.
2. Выведение формул: силы Ампера, силы Лоренца. Решение расчетных и качественных задач.
3. Практическая часть. Электрический ток в различных средах.
4.Знакомство с явлением электромагнитной индукции. Выведение закона электромагнитной индукции. Решение расчетных задач.
5. Решение расчетных задач с использованием характеристик переменного тока. Активное и реактивное сопротивления. Отработка навыков по решению уравнений.
6.Решение задач на сопоставление.
7. Решение тестовых задач по теме.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ(5 часов)
1. Решение задач на свободные электромагнитные колебания.
2.Решение качественных задач на вынужденные электромагнитные колебания.
3. Знакомство с электромагнитными волнами и их характеристиками. Решение задач.
4. .Решение задач на сопоставление.
5. Решение тестовых задач по теме.
Оптика (5 часов)
1. Знакомство с законами геометрической оптики. Законы распространения и отражения света. Решение качественных задач и задач на построение.
2. Знакомство с формулировкой закона преломления света. Линзы. Виды линз. Характеристики линз. Формула тонкой линзы. Решение расчетных задач.
3.Построение изображения, даваемое линзами. Решение качественных задач и задач на построение.
4. Решение расчетных задач на интерференцию света.
5. Решение расчетных задач на дифракцию света. Дифракционная решетка.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА(4 часа)
- Знакомство с элементами теории относительности. Решение качественных задач и расчетных задач по теме.
- Решение расчетных задач на фотоэффект и его применение.
- Решение расчетных задач на квантовую теорию света.
- Атомное ядро. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Расчет энергии выхода при ядерных реакциях.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | № п\п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Кол-во часов | дата | при меча ние | |||
всего | Теорети ческих | Практи ческих | ||||||
КИНЕМАТИКА | 8 | 2 | 6 | |||||
1 | 1 | Основные понятия кинематики | 1 | 0.5 | 0,5 | |||
2 | 2 | Скорость. Относительность движения. | 1 | - | 1 | |||
3 | 3 | Средняя скорость. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
4 | 4 | Равнопеременное движение | 1 | - | 1 | |||
5 | 5 | Равноускоренное движение | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
6 | 6 | Свободное падение. | 1 | - | 1 | |||
7 | 7 | Кинематика вращательного движения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
8 | 8 | Решение тестовых задач. ТЕСТ №1 «Кинематика» | 1 | - | 1 | |||
ДИНАМИКА | 5 | 2 | 3 | |||||
9 | 1 | Первый, второй и третий законы Ньютона. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
10 | 2 | Сила упругость, сила тяжести. Вес. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
11 | 3 | Движение при наличии силы трения | 1 | 0,5 | 1,5 | |||
12 | 4 | Всемирное тяготение. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
13 | 5 | Решение тестовых задач. ТЕСТ№2 «Динамика» | 1 | - | 1 | |||
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ | 8 | 2 | 6 | |||||
14 | 1 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
15 | 2 | Столкновение тел: упругое, неупругое и безразличное. | 1 | - | 1 | |||
16 | 3 | Работа. Теорема о кинетической энергии. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
17 | 4 | Теорема о потенциальной энергии. | 1 | - | 1 | |||
18 | 5 | Работа, мощность, энергия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
19 | 6 | Закон сохранения энергии. | 1 | - | 1 | |||
20 | 7 | Давление жидкости и газа. | 1 | - | 1 | |||
21 | 8 | Закон Архимеда. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 5 | 1 | 4 | |||||
22 | 1 | Основные положения МКТ. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
23 | 2 | Уравнение Менделеева - Клапейрона. | 1 | 0.5 | 0,5 | |||
24 | 3 | Газовые законы. | 1 | - | 1 | |||
25 | 4 | Графическое решение задач на изопроцессы | 1 | - | 1 | |||
26 | 5 | Основное уравнение МКТ. | 1 | - | 1 | |||
ТЕРМОДИНАМИКА | 6 | 2 | 4 | |||||
27 | 1 | Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
28 | 2 | Фазовые превращения (нагревание, плавление, парообразование) | 1 | - | 1 | |||
29 | 3 | Первый закон термодинамики | 1 0,5 | 0,5 | ||||
30 | 4 | Тепловые двигатели | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
31 | 5 | Пары. Влажность воздуха. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
32 | 6 | ТЕСТ№5 «Термодинамика» | 1 | - | 1 | |||
Электродинамика | 8 | 2,5 | 5,5 | |||||
33 | 1 | Электрический заряд. Закон сохранения заряда. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
34 | 2 | Закон Кулона. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
35 | 3 | Напряженность. Принцип суперпозиции полей. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
36 | 4 | Потенциал. Разность потенциалов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
37 | 5 | Работа элестотического поля. Решение задач | 1 | 1 | ||||
38 | 6 | Конденсаторы. Виды конденсаторов. Электроёмкость. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
39 | 7 | Энергия конденсатора. | 1 | 1 | ||||
40 | 8 | Решение задач по теме | 1 | 1 | ||||
Законы постоянного тока | 7 | 2,5 | 4,5 | |||||
41 | 1 | Характеристики постоянного тока | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
42 | 2 | Закон Ома для участка цепи . | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
43 | 3 | Соединения проводников. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
44 | 4 | Работа и мощность тока. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
45 | 5 | Тест №2 «Законы постоянного тока» | 1 | 1 | ||||
46 | 6 | Закон Ома для полной цепи | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
47 | 7 | Решение задач по теме | 1 | 1 | ||||
Электромагнитные явления | 7 | 3 | 4 | |||||
48 | 1 | Магнитное поле. Сила Ампера. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
49 | 2 | Магнитное поле. Сила Лоренца. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
50 | 3 | Электрический ток в различных средах. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
51 | 4 | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
52 | 5 | Переменный ток и его характеристики. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
53 | 6 | Сопротивления в цепи переменного тока. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
54 | 7 | Решение задач по теме | 1 | 1 | ||||
Электромагнитные колебания | 5 | 2 | 3 | |||||
55 | 1 | Свободные электромагнитные колебания | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
56 | 2 | Вынужденные электромагнитные колебания | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
57 | 3 | Давление и импульс электромагнитных волн. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
58 | 4 | Электромагнитные волны | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
59 | 5 | Решение задач по теме | 1 | 1 | ||||
Оптика | 5 | 1 | 4 | |||||
60 | 1 | Геометрическая оптика. Законы распространения света. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
61 | 2 | Линзы. Виды линз. Построение, даваемое линзами. | 1 | 0.5 | 0.5 | |||
62 | 3 | Интерференция света. Решение задач. | 1 | 1 | ||||
63 | 4 | Дифракция света. Дифракционная решетка. Решение качественных задач. | 1 | 1 | ||||
64 | 5 | Решение задач по теме | 1 | 1 | ||||
Квантовая физика | 4 | 1 | 3 | |||||
65 | 1 | Квантовая физика. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
66 | 2 | Фотоэффект и его применение | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
67 | 3 | Атомное ядро. Ядерные реакции. | 1 | 1 | ||||
68 | 4 | Расчет энергии выхода при ядерных реакциях | 1 | 1 | ||||
всего часов |
| 68 | ||||||
Литература, используемая учащимися:
- Физика-10, авт. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев.
- Физика-11, авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин
- Методика решения задач по физике, авт. В.А. Касьянов.
- Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов
- Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич
- Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
- Физика - тесты ЕГЭ 2009-2015 (ФИПИ, ФТЦ)
Литература, используемая учителем:
- Физика-10, авт. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев.
- Физика-11, авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин
- Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов
- Сборник задач по физике, авт. Г.П. Демкович
- Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
- Физика – тесты ЕГЭ 2009-2015 (ФИПИ, ФТЦ)
- Демоверсии ЕГЭ 2013-2015
- Сборник качественных задач, авт. И.Н. Тульчинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Методы решения физических задач"
Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений
Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...
Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.
Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...
Факультатив "Методы решения физических задач"
Факультативный курс предназначен для 10 класса, предполагает подготовку школьников по лсновным разделам физики....
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...
Факультатив «Химия в тестах, задачах и упражнениях»
Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения курсов по выбору. С одной стороны, нужно обеспечить прочное овладени...