факультатив по математике "Решение текстовых задач 9 класс"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.
Интерес к текстовым задачам вполне понятен. Решение этих задач связано с развитием логического мышления, сообразительности, наблюдательности, а часто и с непростыми преобразованиями, возникающими при решении полученных систем уравнений и неравенств.
Текстовые задачи вызывают трудности у обучающихся. Это происходит от недостаточного внимания, уделяемого задачам в школьном курсе математики. Данным курсом попытаемся восполнить этот пробел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_9_klass.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к факультативу
Рабочая факультатива по математике в 9 классе составлена на основе программы факультативного курса «Решение текстовых задач».
Составитель: Козлова Ираида Александровна, учитель математики МОУ СШ №17
Предмет – математика
Класс – 9 «А», 9 «В»
Уровень – базовый
Всего часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1 час
Программа факультативного курса по математике для 9 класса
Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.
Интерес к текстовым задачам вполне понятен. Решение этих задач связано с развитием логического мышления, сообразительности, наблюдательности, а часто и с непростыми преобразованиями, возникающими при решении полученных систем уравнений и неравенств.
Текстовые задачи вызывают трудности у обучающихся. Это происходит от недостаточного внимания, уделяемого задачам в школьном курсе математики. Данным курсом попытаемся восполнить этот пробел.
Цели курса:
- развитие умений и навыков решения текстовых задач на сплавы и смеси; на проценты; на движение, совместную работу;
- развитие математических способностей через решение нестандартных задач;
- формирование математической культуры решения задач;
- развитие логического и творческого мышления;
- приобретение навыков элементов анализа;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости и терпеливости при решении задач.
Задачи курса:
- углубление и расширение знаний, полученных на уроках;
- овладение навыками и умениями для решения нестандартных задач;
- умение применять полученные знания для решения практических задач;
Данный курс рассчитан на 34 часа и состоит из семи частей:
- Задачи на движение- 6 часов.
- Задачи на работу - 6 часов;
- Задачи на проценты - 4 часов;
- Задачи на части- 2 часа;
- Задачи на смеси и сплавы- 6 часов;
- Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии-2 часа;
- Решение текстовых задач ГИА- 8 часов;
Изучение материала предполагается построить в виде лекций, практических занятий, семинаров.
Школьники, изучившие данный материал, смогут применить его при решении прикладных задач, а также использовать в повседневной жизни в практических целях.
Содержание программы:
Тема 1. Задачи на движение (6ч).
Задачи на движение из одного пункта в другой в одном направлении; из разных пунктов навстречу друг другу. Задачи, в которых единственной известной величиной является время, а пройденный путь принимается за единицу. Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время. Задачи на движение по окружности. Задачи на движение, решаемые с помощью неравенств. Задачи на сложение скоростей.
Тема 2. Задачи на работу (6 ч).
Вычисление неизвестного времени работы. Задачи о « бассейне», который одновременно наполняется разными трубами.
Тема 3. Задачи на проценты и задачи на части (12 ч)
Нахождение процентов от числа (величины),нахождение процента одного числа от другого; нахождение числа по его проценту.
Процентные расчеты в жизненных ситуациях. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках, процентный прирост, определение начальных вкладов.
Задачи, в которых требуется определить объем выполненной работы. Задачи, в которых требуется найти производительность труда; определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объема работ. Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в ней. Основное свойство пропорции и применение его при решении задач на части.
Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Решение задач, связанных с массовой (объемной) концентрацией вещества. Решение задач, связанных с нахождением процентного содержания вещества
Решение сложных задач на смеси и сплавы, состоящие из трех и более компонентов
Тема 4. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию (2ч).
Формулы арифметической и геометрической прогрессии.
Составление и решение алгебраических систем, получаемых при решении задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания.
Тема 5. Решение разнообразных задач по всему курсу. Решение задач ОГЭ (8ч).
Решение разнообразных задач по всему курсу.
Пояснительная записка к факультативному курсу
Рабочая программа факультатива по математике в 9 классе составлена на основе программы факультативного курса «Решение текстовых задач».
Составитель: Козлова Ираида Александровна, учитель математики МОУ СОШ №17
Предмет – математика
Класс – 9 «А», 9 «В»
Уровень – базовый
Всего часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1 час
Календарно-тематическое планирование для 9 класса на 2014-2015 учебный год.
Наименование раздела | № п/п | Название темы | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Задачи на движение | 1-6 | Задачи на сухопутное движение. | 3 | равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Скорость по течению, скорость против течения | ||
Задачи на движение по реке. | 3 | |||||
Задачи на работу | 7-12 | Задачи на конкретную работу. | 3 | формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. | ||
Задачи на абстрактную работу. | 3 | |||||
Задачи на проценты и части Задачи на части | 13-24 | Задачи на проценты | 4 | понятие процента, правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби, простой и сложный процентный рост, формула сложных процентов понятия «концентрация», «процентное содержание», объёмная концентрация, процентное содержание | ||
Задачи на части | 2 | |||||
Задачи на смеси и сплавы | 6 | |||||
Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии | 25-26 | Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии | 2 | Формулы n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. | ||
Текстовые задачи ОГЭ | 27-34 | Решение текстовых задач ОГЭ | 8 | Разнообразные задачи из КИМов ОГЭ | ||
Всего: | 34 |
Список литературы:
Г.И. Ковалева. Тренировочные тематические задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов. Волгоград; «Учитель»; 2011
И.К. Варшавский. Текстовые задачи на едином государственном экзамене. Математика в школе. 2006.№1
М.И. Водинчар. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе.2001. №4.
В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. М.: Просвещение.1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив для 9 класса. Тема: Решение текстовых задач.
Пояснительная записка.Данный курс рассчитан на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике. Поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текс...
«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»
Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...
Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.
Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...
Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.
Методика раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...
Факультатив "Решение текстовых задач" 8 класс
Факультатив «Решение текстовых задач» реализует:Цели· Повышение интереса к предмету.· Углубление и систематизация знаний по решению текстовых задач, повышениеуровня математич...
Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ
Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на формирование у обучающихся понятия расходы, п...
Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»
Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1) Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2) Формиров...