факультатив по математике "Решение текстовых задач 9 класс"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Козлова Ираида Александровна

Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.

Интерес к текстовым задачам вполне понятен. Решение этих задач связано с развитием логического мышления, сообразительности, наблюдательности, а часто и с непростыми преобразованиями, возникающими при решении полученных систем уравнений и неравенств.

Текстовые задачи вызывают трудности  у обучающихся. Это происходит от недостаточного внимания, уделяемого задачам в школьном курсе математики. Данным курсом попытаемся восполнить этот пробел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_9_klass.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к факультативу

Рабочая факультатива по математике в 9 классе составлена на основе программы факультативного курса «Решение  текстовых задач».

                                                                             

Составитель: Козлова Ираида Александровна, учитель математики МОУ СШ №17

Предмет – математика

Класс – 9 «А», 9 «В»

Уровень – базовый

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю 1 час

Программа факультативного курса по математике для 9 класса

Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.

Интерес к текстовым задачам вполне понятен. Решение этих задач связано с развитием логического мышления, сообразительности, наблюдательности, а часто и с непростыми преобразованиями, возникающими при решении полученных систем уравнений и неравенств.

Текстовые задачи вызывают трудности  у обучающихся. Это происходит от недостаточного внимания, уделяемого задачам в школьном курсе математики. Данным курсом попытаемся восполнить этот пробел.


         Цели курса:

  • развитие умений и навыков решения текстовых задач на сплавы и смеси; на проценты; на движение, совместную работу;
  •  развитие математических способностей через решение нестандартных задач;
  • формирование математической культуры решения задач;
  • развитие логического и творческого мышления;
  • приобретение навыков элементов анализа;
  • повышение интереса к предмету;
  • воспитание настойчивости и терпеливости при решении задач.



          Задачи курса:

  • углубление и расширение знаний, полученных на уроках;
  • овладение навыками и умениями для решения нестандартных задач;
  • умение применять полученные знания для решения практических задач;

Данный курс рассчитан на 34 часа и состоит из семи частей:

  1.  Задачи на движение- 6 часов.
  2.  Задачи на работу - 6 часов;
  3.  Задачи на проценты - 4 часов;
  4. Задачи на части- 2 часа;
  5. Задачи на смеси и сплавы- 6 часов;
  6. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии-2 часа;
  7. Решение текстовых задач ГИА- 8 часов;

Изучение материала предполагается построить в виде лекций, практических занятий, семинаров.

Школьники, изучившие данный материал, смогут применить его при решении прикладных задач, а также использовать в повседневной жизни в практических целях.


   

Содержание программы:

Тема 1. Задачи на движение (6ч).

Задачи на движение из одного пункта в другой в одном направлении; из разных пунктов навстречу друг другу. Задачи, в которых единственной известной величиной является время, а пройденный путь принимается за единицу. Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время. Задачи на движение по окружности. Задачи на движение, решаемые с помощью неравенств. Задачи на сложение скоростей.

Тема 2. Задачи на  работу (6 ч).

Вычисление неизвестного времени работы. Задачи о « бассейне», который одновременно наполняется  разными трубами.

Тема 3. Задачи на проценты и задачи на части (12 ч)

 Нахождение процентов от числа (величины),нахождение процента одного числа от другого; нахождение числа по его проценту.

Процентные расчеты в жизненных ситуациях. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках, процентный прирост, определение начальных вкладов.

Задачи, в которых требуется определить объем выполненной работы. Задачи, в которых требуется найти производительность труда; определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объема работ. Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в ней. Основное свойство пропорции и применение его при решении задач на части.

Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Решение задач, связанных с массовой (объемной) концентрацией вещества. Решение задач, связанных с нахождением  процентного содержания вещества

Решение сложных задач на смеси и сплавы, состоящие из трех и более компонентов

Тема 4. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию (2ч).

Формулы арифметической и геометрической прогрессии.

Составление и решение алгебраических систем, получаемых при решении задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания.

Тема 5. Решение разнообразных задач по всему курсу. Решение  задач ОГЭ  (8ч).

Решение разнообразных задач по всему курсу.

Пояснительная записка к факультативному курсу

Рабочая программа факультатива по математике в 9 классе составлена на основе программы факультативного курса «Решение  текстовых задач».

                                                                             

Составитель: Козлова Ираида Александровна, учитель математики МОУ СОШ №17

Предмет – математика

Класс – 9 «А», 9 «В»

Уровень – базовый

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю 1 час

Календарно-тематическое планирование для 9  класса на 2014-2015 учебный год.

Наименование раздела

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Элементы содержания

Дата

проведения

План

Факт

Задачи на движение

1-6

Задачи на сухопутное движение.

3

равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах

движения. Скорость по течению, скорость против течения

Задачи на движение по реке.

3

Задачи на работу

7-12

Задачи на конкретную работу.

3

формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её

выполнения.

Задачи на абстрактную работу.

3

Задачи на проценты и части

Задачи на части

13-24

Задачи на проценты

4

понятие процента, правила

нахождения дроби от числа и числа по его дроби, простой и сложный процентный рост, формула сложных процентов

понятия  «концентрация», «процентное содержание», объёмная концентрация,

процентное содержание

Задачи на части

2

Задачи на смеси и сплавы

6

Задачи  на арифметическую и геометрическую прогрессии

25-26

Задачи  на арифметическую и

 геометрическую прогрессии

2

Формулы  n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. 

Текстовые задачи ОГЭ

27-34

Решение текстовых задач ОГЭ        

8

Разнообразные задачи из КИМов ОГЭ

Всего:

34



Список литературы:

Г.И. Ковалева. Тренировочные тематические задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов. Волгоград; «Учитель»; 2011


         И.К. Варшавский. Текстовые задачи на едином государственном экзамене. Математика в школе. 2006.№1


         М.И. Водинчар. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе.2001. №4.


               В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа.  М.: Просвещение.1990.



         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив для 9 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Пояснительная записка.Данный курс рассчитан на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике. Поможет школьникам систематизировать полученные на уроках  знания по решению текс...

«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»

Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...

Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.

Методика  раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...

Факультатив "Решение текстовых задач" 8 класс

Факультатив «Решение текстовых задач» реализует:Цели· Повышение интереса к предмету.· Углубление и систематизация знаний по решению текстовых задач, повышениеуровня математич...

Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ

Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на  формирование у обучающихся  понятия расходы, п...

Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»

Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1)   Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2)   Формиров...