Программа углубленной работы в 5-6 классах
опыты и эксперименты по алгебре (5 класс) на тему
Программа углубленной работы в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uglublennoy_raboty_po_matematike_v_5_i_6_klassakh.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа углубленной работы в 5-6 классах
Данная программа по математике разработана в соответствии с идеей реализации принципов дифференцированного обучения учащихся. Цель преподавания математики в классах с повышенным уровнем подготовки – вовлечь учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Отметим следующие основные задачи обучения математики в классах с повышенным уровнем подготовки:
- формирование устойчивых знаний по предмету;
- воспитание общей математической культуры;
- развитие математического (логического) мышления;
- расширение математического кругозора;
- повышение интереса к предмету и его изучению;
- выработка творческого подхода к изучению математики;
- подготовка к учебе в последующих классах.
Перечисленные задачи определяют необходимость добиваться получения учащимися знаний, необходимых для достижения обязательного уровня образования и их дальнейшего развития. Кроме того, предусматривается, что в процессе обучения учащиеся постоянно приобретают и накапливают умения рассуждать, обобщать, доказывать, систематизировать.
Особую роль данная программа уделяет привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, в поисках способов решения задач. Этому способствует привлечение учащихся к самостоятельному составлению вопросов и задач, выполнению творческих работ.
Отметим некоторые особенности предлагаемого варианта программы:
- в ее основу положена программа по математике общеобразовательных учреждений;
- в соответствии с учебным планом увеличено время на изучение курса;
- проведена корректировка содержания программы в соответствии с задачами обучения;
- весь учебный материал разделен на арифметический и геометрический, который изучается в курсе «Наглядная геометрия».
Говоря о содержании курса математики, определим смысл, который вкладывается в понятие «повышенная математическая подготовка». Очень часто под этим понимается повышение уровня знаний и навыков учащихся по программе обязательного уровня.
Данная программа имеет более широкий смысл. В ней выделяются элементы подготовки, которые опираются на глубокой толкование понятий и фактов, а также усвоение некоторых дополнительных сведений, идей и подходов. Все это должно быть основано на прочном владении учащимися знаниями и навыками обязательной программы. Тем самым такая повышенная подготовка призвана не только углублять, но и расширять обязательный курс.
Предлагаемая программа предусматривает целиком изучение обыкновенных дробей до десятичных в 5 классе. На основе теории делимости вводится понятие обыкновенной дроби, сравнение дробей и изучаются арифметические действия над обыкновенными дробями. При такой последовательности изложение теории десятичных дробей строится с опорой на знания об обыкновенных дробях. Кроме того, это дает возможность продолжительное время работать с обыкновенными дробями. Хотя алгоритмы действий с обыкновенными дробями отрабатываются в 5 классе, ученики возвращаются к этому вопросу в начале 6 класса. На этом этапе знания о дробях еще более развиваются.
Большое значение в развитии логического мышления учащихся имеет курс «Наглядной геометрии». Очень важно уже в 5 классе научить учащихся изображать простейшие геометрические фигуры, познакомить их с некоторой геометрической терминологией, математической символикой. Интуитивное исследование свойств геометрических фигур способствует развитию творческих способностей учащихся, умению анализировать, обобщать, рассуждать, доказывать.
Приведенное в программе планирование является примерным и служит в качестве ориентира.
Содержание учебного материала
- Натуральные числа и шкалы
Цифры и числа. Понятие множества. Элементы множества. Принадлежность элемента множеству. Натуральные числа. Множество натуральных чисел. Бесконечность и упорядочность множества натуральных чисел. Свойства множества и натуральных чисел. Шкалы. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел.
- Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сложение. Числовые и буквенные выражения. Свойства сложения. Вычитание. Свойства вычитания. Приемы устного счета. Упрощение выражений. Решение уравнений.
- Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение натуральных чисел, его свойства. Степень с натуральным показателем. Упрощение выражений. Приемы устного счета. Деление натуральных чисел. Решение уравнений. Свойства делимости: делимость суммы и разности. Деление с остатком. Признаки делимости на , 5, 10, 3, 9, 4, 8, 11.
- Делители и кратные натуральных чисел.
Делители и кратные. Простые и составные числа. Решето Эрастофена. Разложение числа на простые множители. Общие делители нескольких натуральных чисел. Наибольший общий делитель. Общие кратные нескольких чисел. Наименьшее общее кратное.
- Обыкновенные дроби.
Доли. Понятие дроби. Равенство дробей. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Арифметическое действие с дробями: сложение, вычитание, умножение, деление. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби.
- Десятичные дроби.
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближение значения чисел. Округление чисел. Умножение и деление десятичных дробей на число (умножение и деление на 10, 100, 1000, . . . ). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. Проценты. Процентное соотношение. Круговые диаграммы.
- Решение задач.
Задачи на движение: встречное; в противоположных направлениях; в одном направлении. Задачи на проценты.
- Развитие вычислительных навыков
Совместные действия над десятичными и обыкновенными дробями.
- Повторение.
Дополнения из курса «Наглядная геометрия»
1.Знакомство с историей возникновения геометрии как науки.
2.Знакомство с геометрическими фигурами: точка, прямая, отрезок, луч. Плоскость. Аксиомы принадлежности точек и прямых на плоскости. Знакомство с терминологией: «лежит на прямой», «принадлежит прямой», «принадлежит отрезку», «данная точка лежит между точками…». Взаимное расположение точек и прямых. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Знакомство с математической символикой: . Расстояние между двумя точками (длина отрезка). Свойства расстояния между двумя точками.
3.Окружность и круг. Радиус окружности. Хорда. Диаметр окружности. Дуга окружности. Полуокружность. Полукруг.
4.Угол. Вершина и стороны угла. Развернутый угол. Внутренний луч угла. Биссектриса угла. Измерение углов. Виды углов: острый, тупой, прямой, развернутый.
5. Ломаная линия. Замкнутая ломаная линия. Простая замкнутая ломаная линия. Многоугольники. Правильные многоугольники.
6.Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Некоторые свойства равнобедренного треугольника и прямоугольного треугольника (ознакомление).
7.Прямоугольный параллелепипед. Куб. Элементы прямоугольного параллелепипеда. Некоторые свойства прямоугольного параллелепипеда и куба. Объем, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
8.Пирамида. Основание и боковые грани пирамиды. Треугольная пирамиду. Развертки.
9.Повторение.
Примерное планирование учебного материала
(6ч. в неделю, всего 204ч.)
Содержание изучаемого материала | Количество часов |
Множество. Элементы множества. Принадлежность элемента к множеству Натуральной число. Множество натуральных чисел. Свойства множества натуральных чисел. Шкалы и координаты. Сравнение натуральных чисел. | 2 3 3 3 |
Числовые и буквенные выражения. Сложение натуральных чисел, его свойства. Вычитание, его свойства. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Решение выражений Зачет №1 | 2 3 4 4 1 |
Умножение натуральных чисел, его свойства. Распределительный закон умножения. Упрощение выражений. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений Степень с натуральным показателем Деление натуральных чисел. Зачет №2 Деление натуральных чисел. Свойства делимости. Деление с остатком. Признаки делимости на , 5, 10, 3, 9, 4, 8, 11. | 5 6 3 3 3 1 3 3 6 |
Делители и кратные натуральных чисел Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Общие делители нескольких натуральных чисел. Наибольший общий делитель. Общие кратные нескольких чисел. Наименьшее общее кратное Зачет № 3 | 2 4 3 4 1 |
Доли. Обыкновенные дроби. Равенство дробей. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, с разными знаменателями Правильные и неправильные дроби. Зачет №4 Смешанные числа Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, с разными знаменателями Сложение и вычитание смешанных чисел. Зачет №5 Умножение обыкновенных дробей Нахождение дроби от числа Взаимно обратные числа Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа от его дроби. Зачет № 6 | 3 4 3 3 1 4 5 6 1 5 3 2 5 1 |
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел. Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число. Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. Проценты. Нахождение числа по процента. Процентное соотношение. Круговые диаграммы. | 2 3 4 3 5 10 4 8 3 |
Решение задач на движение: встречное; в противоположных направлениях; в одном направлении. Зачет № 7 | 3 3 3 1 |
| 6 |
Итоговая контрольная работа Повторение | 17 1 7 |
Наглядная геометрия
(1ч. в неделю, всего 34ч.)
Содержание изучаемого материала | Количество часов |
| 1 |
Отрезок. Расстояние между двумя точками (длина отрезка). Свойства расстояния между точками. Луч Контрольная работа № 1 | 2 3 2 1 |
| 2 |
Контрольная работа № 2 | 3 1 |
| 4 |
Контрольная работа № 3 | 4 |
| 4 |
Контрольная работа № 4 Повторение | 4 1 2 |
Дополнение из курса «Наглядная геометрия»
- Повторение понятий: угол, развернутый угол, внутренний луч угла. Смежные углы, их свойство. Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов.
- Перпендикулярные прямые. Расстояние от точки до прямой. Построение перпендикулярных прямых с помощью чертежного угольника.
- Параллельные прямые. Параллельные отрезки и лучи. Аксиома параллельности. Построение параллельных прямых с помощью чертежного угольника.
- Равные фигуры. Равенство треугольников по трем элементам с помощью линейки, угольника и транспортира.
- Четырехугольник. Параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция. Опыты с листом бумаги. Свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
- Площадь. Площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь произвольного треугольника. Площадь параллелограмма.
- Окружность. Длина окружности. Площадь круга. Шар.
- Перемещение геометрических фигур. Знакомство с параллельным переносом. Центральная симметрия. Зеркальное отображение. Осевая симметрия. Орнаменты. Поворот фигуры вокруг точки.
- Топологические опыты.
- Повторение.
Примерное планирование учебного материала
(6 ч. в неделю, всего 204 ч.)
Содержание изучаемого материала | Количество часов |
| 6 |
Отношения пропорции Основное свойство пропорции Решение задач с помощью пропорций Прямая и обратная пропорциональные зависимости Решение задач на пропорции и проценты Масштаб Деление целого на пропорциональные части Зачет № 1 | 2 3 2 4 2 2 3 1 |
Отрицательные числа. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа, его геометрический смысл. Сравнение чисел Сложение отрицательных чисел Сложение чисел с разными знаками Вычитание положительных и отрицательных чисел Расстояние между двумя точками на координатной прямой Зачет № 2 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел Совместные действия над положительными и отрицательными числами Зачет №3 | 8 3 4 5 2 1 6 8 |
Множество. Равные множества. Число элементов множества. Пустое множество. Способы задания множеств. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Разбиение множества на подмножества. Дополнение множества. Решение логических задач. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Свойства действий над рациональными числами. Координатная плоскость Полярные координаты (ознакомление) Столбчатые диаграммы Зачет № 4 | 12 4 12 1 2 |
| 5 |
Знакомство с различными системами счисления. Сложения и вычитание чисел в различных системах счисления. | 6 |
Алгебраические выражения: числовые выражения и выражения с переменной. Сравнение значений выражений. Преобразование выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений Зачет № 5 | 12 10 5 |
Числовые неравенства. Строгие и нестрогие неравенства. Преобразование неравенств. Простейшие уравнения с модулем. Зачет № 6 | 6 5 1 |
Зависимости между величинами. Понятие функции. Способы задания функции. Прямая пропорциональная зависимость. Графическое изображение зависимостей между величинами. Знакомство с линейной функцией Зачет № 7 | 4 3 3 1 |
Совместные действия над рациональными числами | 7 |
Итоговое повторение Итоговая контрольная работа Повторение | 10 18 1 12 |
Наглядная геометрия
(1 ч.в неделю, всего 34 ч.)
Содержание изучаемого материала | Количество часов |
Вертикальные углы, их свойство | 1 1 |
| 2 |
Контрольная работа № 1 | 2 1 |
| 4 |
Контрольная работа № 2 | 4 1 |
Площадь параллелограмма | 3 2 |
Контрольная работа № 3 | 3 1 |
Поворот фигуры вокруг точки. Контрольная работа № 4 | 4 2 1 |
| 1 |
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Углубление основного курса алгебры 7 класса»
Данный материал можно использовать для создания своей рабочей программы...
Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс
Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс...
Программа "Углубленное изучение английского языка" 2 класс
Программа по английскому языку 2 класс(углубленное изучение)...
Рабочая программа «Углубленное изучение английского языка» 5 класс
laquo;Углубленное изучение английского языка» 5 класс...
Программа «Углубленное изучение английского языка» 4 класс
laquo;Углубленное изучение английского языка» 4 класс...
Программа углубленной работы в 5-6 классах
Программа углубленной работы в 5-6 классах...
Рабочая программа углубленного изучения русского языка 9 класс, 136 часов
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по авторской программе к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. (М.: Про...