Тема 9. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме
Уважаемые коллеги!
Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.
Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.
Тема 9. " Показательные уравнения" содержит теоретические сведения, систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.
Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 9. Показательные уравнения и неравенства.
Показательные уравнения - это уравнения, содержащие неизвестное в показателе степени.
Преобразование показательных уравнений основывается на следующих известных формулах
где .
Основные методы решения показательных уравнений.
I. Простейшие, то есть уравнения вида , где
(1). При выполнении условий (1) такое уравнение имеет единственное решение
.
Примеры.
Решить уравнения.
. Решение.
.
. Решение.
.
.
Решение.
Решить уравнения.
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
Ответ:
II. Способ приведения к одному основанию.
Способ основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели. То есть уравнения надо попытаться привести к виду
Отсюда
.
Примеры.
Решить уравнения.
1) .
Решение. Приведем все степени к одному основанию 3. Получим уравнение Оно равносильно уравнению
Отсюда находим
Ответ 1.
2) .
Решение. Заметим, что Получаем уравнение
Следовательно,
Решая последнее уравнение, находим
Ответ: х=10.
Решить уравнения.
Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
III. Способ введения новой переменной (подстановка).
Введение новой переменной обычно производится после преобразования (упрощения) членов уравнения, в результате чего мы приходим к решению более простого уравнения.
Примеры.
- Решить уравнение.
.
Решение. Используя свойства степеней преобразуем исходное уравнение к виду. Полученное уравнение удобнее решать, введя новую переменную
,
. Тогда уравнение сводится к квадратному относительно
.
, решая которое, находим
Значение не удовлетворяет условию
, поэтому единственное решение исходного уравнения определяется из соотношения
. Отсюда
.
Ответ: .
- Решить уравнение.
Решение. Найдем связь между основаниями степеней. Вообще числа вида и
называют сопряженными числами. Помимо этого числа
и
являются взаимно обратными, убедимся в этом
, а поэтому легко можно выразить одно основание степени через другое
и получить уравнение, в котором все степени имеют одинаковые основания
. Введем новую переменную
:
. Тогда исходное уравнение перепишем в виде
. Корни последнего уравнения равны
. Откуда находим значения исходной переменной.
Ответ:
Решить уравнения.
. Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
IV. Метод почленного деления.
Этот метод применим к уравнениям специального вида - однородным уравнениям. Суть метода в почленном делении уравнения, члены которого представляют собой степени с одинаковыми показателями и различными основаниями, на одну из степеней.
Пример.
- Решить уравнение
Решение. Это однородное уравнение второго порядка. Для того, чтобы распознать такие уравнения, надо заметить, что основания с одинаковыми показателями степени должны иметь вид В данном случае это основания:
Разделим каждое слагаемое на
Получим
Обозначим
и решим уравнение
Решение
не удовлетворяет условию
Значит,
Ответ:
Заметим, что аналогичный метод решения можно использовать для решения однородных уравнений более высоких порядков. Надеемся, читателю понятно, что, например, уравнение третьего порядка имеет основания
2) Решить уравнение где
Решение. Данное уравнение - однородное, так как Перепишем его в виде
Разделим обе части уравнения на
получим
Обозначим
, тогда
Следовательно
Первое уравнение совокупности решений не имеет, из второго уравнения получаем
Ответ:
Решить уравнения.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
V. Способ группировки.
Поясним сущность способа на примере .
Решение. Преобразуем члены уравнения
Теперь перегруппируем слагаемые
Разделим обе части равенства на
Получим
Отсюда
Ответ:
Решить уравнения.
. Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА 1. Рациональные уравнения. Теория. Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 2. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 3. КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 13. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 14. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 32. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...