Тема 9. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме
Уважаемые коллеги!
Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.
Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.
Тема 9. " Показательные уравнения" содержит теоретические сведения, систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.
Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_9._pokazatelnye_uravneniya.docx | 89.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 9. Показательные уравнения и неравенства.
Показательные уравнения - это уравнения, содержащие неизвестное в показателе степени.
Преобразование показательных уравнений основывается на следующих известных формулах
где .
Основные методы решения показательных уравнений.
I. Простейшие, то есть уравнения вида , где (1). При выполнении условий (1) такое уравнение имеет единственное решение .
Примеры.
Решить уравнения.
- . Решение. .
- . Решение. .
- .
Решение.
Решить уравнения.
- . Ответ:
- . Ответ:
- . Ответ:
- . Ответ:
- . Ответ:
- Ответ:
II. Способ приведения к одному основанию.
Способ основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели. То есть уравнения надо попытаться привести к виду
Отсюда .
Примеры.
Решить уравнения.
1) .
Решение. Приведем все степени к одному основанию 3. Получим уравнение Оно равносильно уравнению Отсюда находим
Ответ 1.
2) .
Решение. Заметим, что Получаем уравнение Следовательно,
Решая последнее уравнение, находим
Ответ: х=10.
Решить уравнения.
- Ответ:
- . Ответ:
- . Ответ:
- . Ответ:
- . Ответ:
- . Ответ:
III. Способ введения новой переменной (подстановка).
Введение новой переменной обычно производится после преобразования (упрощения) членов уравнения, в результате чего мы приходим к решению более простого уравнения.
Примеры.
- Решить уравнение.
.
Решение. Используя свойства степеней преобразуем исходное уравнение к виду. Полученное уравнение удобнее решать, введя новую переменную , . Тогда уравнение сводится к квадратному относительно . , решая которое, находим
Значение не удовлетворяет условию , поэтому единственное решение исходного уравнения определяется из соотношения . Отсюда .
Ответ: .
- Решить уравнение.
Решение. Найдем связь между основаниями степеней. Вообще числа вида и называют сопряженными числами. Помимо этого числа и являются взаимно обратными, убедимся в этом , а поэтому легко можно выразить одно основание степени через другое и получить уравнение, в котором все степени имеют одинаковые основания . Введем новую переменную : . Тогда исходное уравнение перепишем в виде . Корни последнего уравнения равны . Откуда находим значения исходной переменной.
Ответ:
Решить уравнения.
- . Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
IV. Метод почленного деления.
Этот метод применим к уравнениям специального вида - однородным уравнениям. Суть метода в почленном делении уравнения, члены которого представляют собой степени с одинаковыми показателями и различными основаниями, на одну из степеней.
Пример.
- Решить уравнение
Решение. Это однородное уравнение второго порядка. Для того, чтобы распознать такие уравнения, надо заметить, что основания с одинаковыми показателями степени должны иметь вид В данном случае это основания: Разделим каждое слагаемое на Получим Обозначим и решим уравнение Решение не удовлетворяет условию Значит,
Ответ:
Заметим, что аналогичный метод решения можно использовать для решения однородных уравнений более высоких порядков. Надеемся, читателю понятно, что, например, уравнение третьего порядка имеет основания
2) Решить уравнение где
Решение. Данное уравнение - однородное, так как Перепишем его в виде Разделим обе части уравнения на получим Обозначим , тогда Следовательно Первое уравнение совокупности решений не имеет, из второго уравнения получаем
Ответ:
Решить уравнения.
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
V. Способ группировки.
Поясним сущность способа на примере .
Решение. Преобразуем члены уравнения
Теперь перегруппируем слагаемые
Разделим обе части равенства на Получим Отсюда
Ответ:
Решить уравнения.
- . Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА 1. Рациональные уравнения. Теория. Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 2. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 3. КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 13. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 14. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 32. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...