Тема 14. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме

Петрунина Светлана Николаевна

Уважаемые коллеги!

Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.

Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.

Тема14. «Логарифмические неравенства" содержит теоретические сведения,  систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.

Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_14._logarifmicheskie_neravenstva.docx73.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 14. Логарифмические неравенства.

Используя методы решения логарифмических уравнений, логарифмическое неравенство свести к простейшему, вида  

Полученное неравенство записываем в виде  

и делаем выводы:

1) если  то   и решаем это неравенство;

2) если  то   и решаем это неравенство.

При выписывании ответа необходимо учитывать ОДЗ:

Примеры. Решить неравенство.

1) .

Решение. ОДЗ:  Обозначим . Тогда получим уравнение

 С учетом ОДЗ , получаем

                           ////////////////////

                    0,5                     4                   х

           ////////////////////////////////////////////////////

      0                                                          х

Ответ: .

2) .

Решение. ОДЗ:

 

Исходное неравенство записываем в виде . Это неравенство равносильно совокупности двух систем

Изобразим решение системы (1)

                 ////////////////////

                              1                   х              

///////////////////////////////////              //////

                                     1            2     х

Изобразим решение системы (2)

                 /////////////////////////////////////

               1                                        х              

                  //////////////////

               1                   2                  х

Объединяя решение систем (1) и (2), получаем ответ.

Ответ:

3) .

Решение. Решение, как обычно, начнем с нахождения ОДЗ:

Перенесем все члены неравенства в левую часть, получим

 

 Полученное неравенство решим методом интервалов  или  . Заметим, что  , так как

                +                             -                       +

//////////////////////////////                            ////////////////////

                                                                 х

         ///////////////////////////////////////////////////////////////////

      0                                                                         х

С учетом ОДЗ получаем ответ.

Ответ:

4) .

Решение. Данное неравенство – показательно-логарифмическое, так как содержит неизвестное в основании и показателе степени.

Найдем ОДЗ: . Перепишем исходное неравенство в виде .

1. Если  то   

Обозначим , тогда

         +                         -                   +

 ///////////////////                         /////////////////

                   -3                       1                 t

Итак

 ////////////////////                         //////////////////

                                       2                  х                                            

           ///////////////////////

       0                          1                            х

2. Если , то   

Так как , то  

              +                       -                     +

                             ////////////////////

                         -3                      1                t

Итак  

                        /////////////////////

                                       2                 х                                  

                                      ///////////////////////////

                                  1                            х

3. Так как мы имеем показательно-логарифмическое неравенство, то проверим, является ли решением х=1.

При х=1 неравенство принимает вид  , которое верно. Добавим найденное решение в ответ.

Ответ:

5) Найти область определения функции

.

Решение.

 

                         //////////////////////////////////////

                     2                                        х              

           ///////////////////////

      -2                         4                          х

Ответ:

Решить неравенства.

  1.                                                                     Ответ:
  2.                                                       Ответ:
  3.                                                         Ответ:
  4.                                                            Ответ:
  5.                                                         Ответ:
  6.                      Ответ:
  7.                                                      Ответ:
  8.                                               Ответ:  
  9.                                                           Ответ:
  10.                                                                       Ответ:
  11. Найти область определения функции  

                                                                                                                                                  Ответ:  

  1. Найти количество целых решений неравенства                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                   Ответ: .

  1. Найти наибольшее целое решение неравенства  

                                                                                                                                                   Ответ: .

  1. Найти множество целых значений , удовлетворяющих неравенству  

                                                                                                                                                   Ответ: .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА 1. Рациональные уравнения. Теория. Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 2. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Тема 7. НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Тема 9. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 12. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 13. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...