Тема 13. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме
Уважаемые коллеги!
Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.
Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.
Тема13"Логарифмическиеуравнения" содержит теоретические сведения, систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.
Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 13. Логарифмические уравнения и неравенства.
Логарифмическим уравнением называется уравнение, в котором неизвестное находится под знаком логарифма или в основании логарифма.
Логарифмом числа по основанию
называется показатель степени
, в которую надо возвести основание
, чтобы получить число
, то есть из
следует
и наоборот.
Основные формулы.
.
- запись числа через логарифм.
- основное логарифмическое тождество.
- формула перехода к логарифму по основанию
.
Основные методы решения логарифмических уравнений.
I. По определению логарифма.
Так решаются простейшие уравнения вида
Примеры.
Решить уравнение. 1) .
Решение.
Проверка: верно;
верно.
Ответ: -1; 3.
2) .
Решение. По определению логарифма: Получаем
.
Проверка: верно.
Ответ: .
Решить уравнения.
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
. Ответ:
Ответ:
II. Метод потенцирования.
Сущность метода в следующем: с помощью формул уравнение привести к виду Это уравнение ( при
равносильно системе
Примеры.
Решить уравнение.
1) .
Решение. ОДЗ (область допустимых значений переменной): . Преобразуем исходное уравнение
-удовлетворяет условию (1).
Ответ: .
2) .
Решение. ОДЗ (2)
не удовлетворяет ОДЗ,
удовлетворяет ОДЗ.
Ответ: 2.
Решение. ОДЗ:
Найдем связь между основаниями логарифмов. По формуле разности кубов получаем
Таким образом
Значение
удовлетворяет ОДЗ,
не удовлетворяет ОДЗ.
Ответ: -4.
Решить уравнения.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
III. Метод введения неизвестного (подстановка).
Обычно замену (подстановку) производят после некоторых преобразований данного уравнения.
Примеры.
Решить уравнение. 1)
Решение. ОДЗ В первом слагаемом перейдем к основанию 25, воспользовавшись формулой
Получим
. Так как
, т.е.
то умножив обе части уравнения на
получим
. Введем новую переменную, обозначив
Получим квадратное уравнение относительно нового неизвестного
:
. Решая его, находим
Используя обозначение
получаем
Найденные значения удовлетворяют ОДЗ.
Ответ:
2)
Решение. ОДЗ
С учетом ОДЗ раскроем модуль, получим
Обозначим
приходим к квадратному уравнению
Тогда
Найденные значения удовлетворяют уравнению.
Ответ: -10; -.
Решить уравнения.
1. Ответ:
2. Ответ:
3. Ответ:
4. Ответ:
5. Ответ:
IV. Метод приведения к одному основанию.
Обычно условие примера подсказывает, к какому основанию следует перейти. Часто метод приведения к одному основанию "работает" с методом подстановки.
Примеры. Решить уравнение.
1) .
Решение. ОДЗ: . Перейдем к основанию 2, используя формулу
, получим
,
, обозначим
, тогда
. Значит,
Найденное значение удовлетворяет ОДЗ.
Ответ: 64.
2) .
Решение. ОДЗ: Переходим к основанию 2, используя формулу
.
Итак,
Тогда исходное уравнение перепишется так
. Обозначим
, получим уравнение
Тогда
Найденные значения удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: 1, 4, .
Решить уравнения
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
V. Метод логарифмирования.
Уравнения, содержащие неизвестную величину как в основании, так и в показателе степени, решают, логарифмируя левую и правую части по некоторому основанию. Основание логарифмирования выбирают по виду конкретного уравнения.
Примеры. Решить уравнение.
1) , где
Решение. В данном задании целесообразно прологарифмировать обе части уравнения по основанию 10, поскольку в условии уже имеется десятичный логарифм.
Получаем , откуда
Введем новую переменную
. Тогда полученное уравнение перепишется в виде (учитывая, что
)
Ответ:
2) .
Решение. ОДЗ: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию
.
Пусть
, тогда
Тогда Найденные значения
удовлетворяют ОДЗ.
Ответ:
Решить уравнения
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
ТЕМА 1. Рациональные уравнения. Теория. Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Тема 2. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Тема 3. КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Тема 9. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Тема 12. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-328328-1385526413.jpg)
Тема 14. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...