Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Уважаемые коллеги!
Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.
Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.
Темы10,11 " Показательно- степенные уравнения. Показательные неравенства" содержит теоретические сведения, систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.
Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temy_10_11._pokazatelno-stepennye_uravneniya._pokazatelnye_neravenstva.docx | 61.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 10. Показательно-степенные уравнения.
Показательно-степенное уравнение - это уравнение, в котором неизвестное входит одновременно и в показатель степени, и в основание степени.
Например, уравнение вида - показательно-степенное. Для нахождения его корней следует решить четыре уравнения:
- приравниваем показатели (то есть ) и находим решения, учитывая что при этом не должно обращаться в нуль основание ;
- =1 (основание равно 1). Решениями будут все значения переменной, если они входят в область допустимых значений показателей и ;
- =0 (основание равно 0). Решениями будут те значения переменной, при которых оба показателя и положительны;
- =-1 (основание равно -1). Корнями будут те значения переменной , при которых , например, показатели и оба четные или оба нечетные, либо дроби с четными числителями и нечетными знаменателями и т.д.
Пример.
Сумма корней уравнения равна 1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 4; 5) 6.
Решение. Данное уравнение относится к показательно-степенным уравнениям, и к нему применима соответствующая схема решения.
1. Из равенства показателей следует Оба корня удовлетворяют уравнению, а именно при ;
2. Полагая основание равным 1, получим Очевидно, что уравнение обращается в тождество.
3. Полагая основание равным 0, получим Очевидно, что левая часть уравнения не имеет смысла при так как получим .
4. Полагая основание равным -1, получаем При уравнение обращается в тождество . Итак, корнями уравнения являются числа -2; 3; 2; 0. Следовательно, сумма равна 3 и в качестве ответа выбираем ответ под номером 2).
Ответ: 2.
Решить уравнения.
- . Ответ: -1; 2; 4.
- Ответ: ; 2.
- Ответ: ; 2.
- Ответ: -1; -2; 3.
- Ответ: 0; 1; 2; 3; 4.
- Ответ: -1; 2; 3; 4.
Тема 11. Показательные неравенства.
Используя методы решения показательных уравнений, показательное неравенство свести к простейшему, вида
Полученное неравенство записать в виде и сделать выводы:
- если , то и решить это неравенство;
- если то и решить это неравенство.
Примеры.
1) Решить неравенство .
Решение. Основание степени меньше единицы, поэтому исходное неравенство равносильно неравенству .
- + -
///////////////////// ///////////////////
-1 1 х
Ответ: .
2) Решить неравенство
Решение. Введем новую переменную Тогда исходное неравенство примет вид Решением этого неравенства является множество С учетом условия получаем . Тогда
Ответ:
3) Решить неравенство
Решение. Запишем неравенство в виде
+ - - +
///////////////////// /////////////////
0 5 7 х
Ответ:
- Решить неравенство
.
Решение. Найдем связь между основаниями
Итак, исходное неравенство можно записать в виде . Теперь оценим основание. так как Таким образом, для показателей степени получаем неравенство противоположного знака
- + - +
///////////////////// /////////////////////
-3 -2 1 х
Ответ: 1].
5) Решить неравенство
Решение.
Ответ: .
Решить неравенства.
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА 1. Рациональные уравнения. Теория. Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 3. КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Тема 7. НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Тема 14. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 24. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 32. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...