Рабочая программа по математике 5-6 класс Виленкин
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Рабочая программа по математике 5-6 класс Виленкин. Создана на основе авторской программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП47.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

«Рассмотрено»на заседании МО

Протокол № 1  от  05.09.2013.

Руководитель МО

_________________  М.Г.Соловьёва

«Утверждаю»

Директор  МОУ СОШ № 27

___________      В.И.Капустина

Пр. № 164 от 05.09.2013.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Математика»  

5-6 классы

Разработала: Лядова Ольга Николаевна,

                                         учитель математики 2 кв. категории

г. Комсомольск – на – Амуре

2013 – 2014 уч. г.

  1. Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике (V—IX классы) и Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6классы. Авт. В. И. Жохов.М.: Мнемозина, 2010г.   с учётом образовательной программы школы.

Данная программа предназначена для учащихся 5А класса,  изучающего математику на базовом уровне: 5 часов в неделю. 1 час в неделю ведётся индивидуально-групповое занятие по математике.

Структура документа.

Рабочая  программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку,учебно-тематический план, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения и использованной литературы.

Цели

Изучение математики на ступени 5-6 класса направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Формы обучения : урок,  дом.работа, практическая работа, консультации; коллективные, индивидуальные, групповые.

Методы обучения: устное изложение материала, работа по образцу, обсуждение материала, упражнения, игры, самостоятельная работа.

Применяемые технологии:                                                    

технология развивающего обучения, которая способствует развитию нравственных качеств личности школьника, активизирует познавательные способности;

        личностно ориентированные технологии обучения, которые создают условия для развития индивидуальных способностей учащихся;

        технология обучения в сотрудничестве: концепция технологии обучения в сотрудничестве утверждает гуманно-личностный подход. При таком подходе учитель обращен к личности ребенка, к его внутреннему миру, где скрыты способности и возможности. Гуманный, личностный подход технологии обучения в сотрудничестве – это ее основная составляющая, она помогает найти общий язык с учащимися.

  1. Учебно – тематический план.

Разделы,

Темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

Повторение

5

1

Натуральные числа и шкалы.

15

18

2

Сложение и вычитание натуральных чисел.

21

19

3

Умножение и деление натуральных чисел.

27

20

4

Площади и объёмы.

12

12

5

Обыкновенные дроби.

23

23

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13

13

7

Умножение и деление десятичных дробей.

26

26

8

Инструменты для вычислений и измерений.

17

17

9

Итоговое повторение.

16

12

ИТОГО:

170

165

1

Делимость чисел.

20

20

2

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

22

22

3

Умножение и деление обыкновенных дробей.

31

31

4

Отношения и пропорции.

18

18

5

Положительные и отрицательные числа.

13

13

6

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

11

11

7

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

12

12

8

Решение уравнений.

15

15

9

Координаты на плоскости.

13

13

10

Итоговое повторение.

15

15

ИТОГО:

170

170

Согласно ОУ учебному плану на изучение математики в 5-6 классах отводится  250 часов из расчета 5 часов в неделю.

  1. Содержание учебного курса.

Числа и вычисления.

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем.

Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители.

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части.

Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными. Среднее арифметическое.

Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции.

Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приёмами.

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.

Рациональные числа. Изображение чисел точками координатной прямой.

Приближённые значения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка результатов вычислений.

Выражения и их преобразования.

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.

Уравнения и неравенства.

Уравнения с одной переменной. Корни уравнения. Решение текстовых задач методом составления уравнений.

Числовые неравенства.

Функции.

Прямоугольная система координат на плоскости.

Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.

Отрезок. Длина отрезка и её свойства. Расстояние между точками.

Угол. Виды углов. Градусная мера угла.

Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.

Многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Длина окружности и площадь круга.

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.

Множества и комбинаторика.

Множества. Элемент множества, подмножество (вопросы, которые подлежат изучению, но не входят в Требования к математической подготовке учащихся).

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

Содержание обучения  математике в 5-м классе(по авторской программе Математика 5-6 класс автор составитель ВИ Жохов).

5 класс

(5 ч в неделю, всего 170 ч)

1. Натуральные числа и шкалы (15 ч).

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Учащиеся знакомятся с десятичной позиционной системой счисления и  на примере римских цифр с непозиционной системой счисления.

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Вводится понятие двойного неравенства. Продолжается изучение единиц измерения длины, времени, скорости, массы.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче, определить по координатам расположение точек относительно друг друга (правее-левее).

В этой же теме можно познакомить учащихся решением ряда простейших комбинаторных задач.

2.        Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч).

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение (выражения с переменными) и его числовое значение. Решение линейных уравнений, корень уравнения.

Основная цель — закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). Учащиеся должны понимать, что решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

3.        Умножение и деление натуральных чисел (27 ч).

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа. Квадрат и куб числа. Степень с натуральным показателем.  Решение текстовых задач.

Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел, порядок выполнения действий, использование скобок, прикидки и оценки результатов вычислений. Вводятся понятия квадрата и куба числа, степени числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», «что больше на... (в...)», «что меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4.        Площади и объемы (12 ч).

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей и объема.

Основнаяцель — расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами, определяющими зависимость между величинами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.  Можно познакомить учащихся с понятием факториала.

5.        Обыкновенные дроби (23 ч).

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Нахождение части от целого и целого по его части. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основнаяцель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

6.        Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч).

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель — выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

7.        Умножение и деление десятичных дробей (26 ч).

Умножение и деление десятичных дробей. Представление обыкновенной дроби в виде десятичной. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель — выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8.        Инструменты для вычислений и измерений (17 ч).

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель — сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты:нахождение процента от величины, величины по ее проценту, сколько процентов одно число составляет от другого.

Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы, что пригодится при изучении геометрии.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах, журналах и интернете.

В классе, обеспеченном интерактивной доской, можно научить школьников использовать компьютер для наглядного представления информации.

9. Повторение. Решение задач (16 ч).

Содержание обучения  математике в 6-м классе(по авторской программе Математика 5-6 класс автор составитель ВИ Жохов).

6 класс (5 часов в неделю, всего -170 часов)

1. Делимость чисел. ( 20 часов)

Делители и кратные. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

Основная цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для  освоения действий с обыкновенными дробями.

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа).

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

3. Умножение и деление обыкновенных дробей (31 час).

Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

Основная цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

4.Отношения и пропорции (18 часов).

Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорцию. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

Основная цель: сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.

5. Положительные и отрицательные числа (13 часов).

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координаты точки.

Основная цель: расширить представления учащихся о числе путём введения отрицательных чисел.

6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов).

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Основная цель: выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Основная цель: выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

8. Решение уравнений (15 часов).

Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

Основная цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

9. Координаты на плоскости (13 часов).

Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертёжного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

Основная цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

10. Повторение. Решение задач (15 часов)

  1. Программно – методическое обеспечение.

Программа

Учебник

Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы. Авт. В. И. Жохов.М.: Мнемозина, 2010г.  

Виленкин Н.Я., Жохов В.И. «Математика»

5 класс. М., Мнемозина, 2009.

Программа 5 класса рассчитана на 170 часов, запланировано 165 уроков в соответствии с календарным графиком учебно-воспитательного процесса школы.

Календарный график для 5 класса.

1 четверть

8 недель – 40 урока.

2 четверть

8 недель – 40 урока.

3 четверть

10 недель – 50 уроков.

4 четверть

7 недель – 35 урок.

Календарный график для 6 класса.

1 четверть

8 недель – 40 урока.

2 четверть

8 недель – 40 урока.

3 четверть

10 недель – 50 уроков.

4 четверть

8 недель – 40уроков.

  1. Учебно – методическое обеспечение.

5 кл.

1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н.Я. и др. М.: Мнемозина, 2008-2010

2. Ермилова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по математике: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс».- М.: Экзамен, 2006

3.Математика /  составители Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008

4. Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы. – М.: Издательство «Экзамен»,2008

5. Нечаев Н. П. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5-11 классы.- 2-е изд.- М.: «5 за знания», 2007

6. Савинцева Н.В. Тесты по математике: 5 класс. –М.: Издательство «Первое сентября», 2002

7. Юрченко Е.В. Математикака. Тесты. 5-6 классы. –М.: Дрофа, 2003

8. КИМы «математика, 5 класс»,М: ВАКО,2010.

9. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой  для учащихся 5–6 классов / С.С. Минаева —М.: Издательство «Экзамен». — 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.

10. Математические олимпиады. 5–6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В.Фарков. — М.: Издательство «Экзамен». — 189, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.

6 кл.

  1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н.Я. и др. М.: Мнемозина, 2008-2010
  2. -Рудницкая В.Н. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь №1, №2. – М.: Мнемозина, 2007.
  3. -Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М: Классикс Стиль, 2007
  4. -Жохов В.И. Математические диктанты. 6 класс: Пособие для учителей и учащихся. К учебнику: Математика/ Н.Я. Виленкин и др. – М.: ООО « Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2004.
  5. -Шерстнев Е.Ф., Чулков П.В. Тесты по математике. 6 класс Москва. ООО «Арт-диал»
  6. -Ершова А.П. Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса.- М.: Илекса, - 2007.
  7. КИМы «математика, 6 класс», М: ВАКО, 2010.
  8. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой  для учащихся 5–6 классов / С.С. Минаева —М.: Издательство «Экзамен». — 126, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.
  9. Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы. – М.: Издательство «Экзамен»,2008.
  10. Математические олимпиады. 5–6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В.Фарков. — М.: Издательство «Экзамен». — 189, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). ГРИФ ИСМО РАО.

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Примерная программа по математике основного общего образования. М.: Дрофа, 2007.
  4. Н.Л.Солянкина «Как составить рабочую программу учебного курса?» - Красноярск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике для 5 класса виленкин

рабочая программа по математике для 5 класса содержит: пояснительную записку,цели и задачи, характеристику предмета, содержание учебного предмета,планируемые результаты, тематическое планирование и ка...

Рабочая программа по математике для 6 класса .Виленкин Н.Я

Пояснительная записка.Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента основного общего образования и   примерной программы основного общего образова...

Рабочая программа по математике 5,6 класс (Виленкин)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа посёлка Студеный Петровского района саратовской области»     «Согласовано» Руководите...