рабочая программа по математике для 5 класса виленкин
рабочая программа (алгебра, 5 класс) по теме
рабочая программа по математике для 5 класса содержит: пояснительную записку,цели и задачи, характеристику предмета, содержание учебного предмета,планируемые результаты, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_5_klass.doc | 188 КБ |
rabochaya_programma_po_matematike_5_klass.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _____ «__» _____________ 2011 г. Руководитель ШМО ______________________________________________________ | СОГЛАСОВАНО «__» _____________ 2011 г. Зам. директора по УВР ______________________________________________ | УТВЕРЖДАЮ «__» _____________ 2011 г. Директор гимназии №13 _________________________ Герасимова М.В. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 13 г. Долгопрудный
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике в 5 «в» классе
Уровень базовый
Учитель Фитисова Ирина Владиславовна
2011 г.
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Жохов. "Математика" 5-6 кл. Программа.М. Мнемозина, 2009
2. Стандарт основного общего образования по математике (Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004))
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина, 2004-2009 гг.
2. Цели и задачи курса.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии, волевых качеств, коммуникабельности, ответственности;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- применение полученных знаний и умений в собственной практике;
- развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей, математической речи, сенсорной сферы, двигательной моторики, внимания, памяти, навыков самопроверки и взаимопроверки.
3. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комп-лексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.
4. Содержание учебного предмета.
1. Натуральные числа и шкалы
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треуголь ник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч. Основная цель— систематизировать и обобщить све дения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многознач ных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения. При изучении геометрического материала основное внима ние уделяется формированию навыков измерения и построе ния отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного лу ча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложе ния. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. Основная цель— закрепить и развить навыки сложе ния и вычитания натуральных чисел. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреп лению алгоритмов арифметических действий над многознач ными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений про водить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: состав ление буквенных выражений по условию задач, решение урав нений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умно жения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач .Основная цель — закрепить и развить навыки ариф метических действий с натуральными числами. В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чи сел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами дейст вий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; це ной, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решают ся арифметическим способом. При решении с помощью со ставления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшеству ют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.Площади и объемы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы пло щадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисле ния площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. На выки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется форми рованию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вы читание дробей с одинаковыми знаменателями. Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необ ходимые для введения десятичных дробей. Среди формируе мых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделе нию целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вы читание десятичных дробей. Решение текстовых задач. Основная цель— выработать умения читать, записы вать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сло жение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сло жение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены де сятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
- Умножение и деление десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач. Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах от рабатывается правило постановки запятой в результате дейст вия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится по нятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины. Основная цель— сформировать умения решать про стейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построе ние углов. У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны на учиться решать три вида задач на проценты: находить несколь ко процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процен тов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
9. Повторение. Решение задач
5. Тематическое планирование.
№ | содержание | Кол-во часов | Сроки |
1. | Натуральные числа и шкалы. | 15 | |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 21 | |
3. | Умножение и деление натуральных чисел. | 27 | |
4. | Площади и объемы. | 12 | |
5. | Обыкновенные дроби. | 23 | |
6. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13 | |
7. | Умножение и деление десятичных дробей. | 26 | |
8. | Инструменты для вычислений и измерений. | 17 | |
9. | Повторение. Решение задач. | 21 | |
6.планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускники пятого класса
должны знать:
- понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
- понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.
должны уметь:
- выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действия при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.
7. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими
учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в
учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде.
8. учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
1. В.И. Жохов. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Метод. рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина и др. М.: Мнемозина,
2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.;просвещение , 2005
3. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
4. Жохов В.И., Митяева И.М., Математические диктанты. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
5. Жохов В.И., Погодин. В.Н. Математический тренажер 5, 6 кл. - М.; Мнемозина, 2009
6.Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5.
Для учащихся :
Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.;просвещение , 2005
9. Календарно-тематическое планирование учебного материала
по математике 5 класс
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Сроки |
1. Натуральные числа и шкалы (15 уроков) | |||
Обозначение натуральных чисел, п.1 | 3 | ||
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п.2 | 3 | ||
Шкалы и координаты, п.4. | 3 | ||
Меньше или больше, п.5 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 | ||
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 урок) | |||
Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6 | 5 | ||
Вычитание, п.7 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | ||
Числовые и буквенные выражения, п.8 | 3 | ||
Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9 | 3 | ||
Уравнение, п.10 | 4 | ||
Контрольная работа по теме «Уравнение» | 1 | ||
3. Умножение и деление натуральных чисел | |||
(27 уроков ) | |||
Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11 | 5 | ||
Деление, п.12 | 7 | ||
Деление с остатком, п.13 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | ||
Упрощение выражений, п.14 | 5 | ||
Порядок выполнения действий, п.15 | 3 | ||
Степень числа. Квадрат и куб числа. | 2 | ||
Контрольная работа по темам «Упрощение выражений. Степень числа. Квадрат и куб числа» | 1 | ||
4. Площади и объемы (12 уроков) | |||
Формулы, п.17 | 2 | ||
Площадь. Формула площади прямоугольника.п.18 | 2 | ||
Единицы измерения площадей, п.19 | 3 | ||
Прямоугольный параллелепипед, п.20 | 2 | ||
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п.21 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Площади и объемы» | 1 | ||
5. Обыкновенные дроби (23 урока) | |||
Окружность и круг, п.22 | 2 | ||
Доли. Обыкновенные дроби, п.23 | 4 | ||
Сравнение дробей, п.24 | 3 | ||
Правильные и неправильные дроби, п.25 | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | ||
Деление и дроби, п.27 | 2 | ||
Смешанные числа, п.28 | 2 | ||
Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29 | 3 | ||
Контрольная работа по темам «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел» | 1 | ||
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 уроков) | |||
Десятичная запись дробных чисел, п.30 | 2 | ||
Сравнение десятичных дробей, п.31 | 3 | ||
Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32 | 5 | ||
Приближенные значения чисел. Округление чисел, п.33 | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | ||
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 уроков) | |||
Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34 | 3 | ||
Деление натуральных дробей на натуральные числа, п.35 | 5 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | ||
Умножение десятичных дробей, п.36 | 5 | ||
Деление десятичных дробей, п.37 | 5 | ||
Деление десятичных дробей | 1 | ||
Деление на десятичную дробь, п.37 | 2 | ||
Среднее арифметическое, п.38 | 4 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | ||
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 уроков) | |||
Микрокалькулятор, п.39 | 1 | ||
Микрокалькулятор | 1 | ||
Проценты, п.40 | 5 | ||
Контрольная работа по теме «Проценты» | 1 | ||
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п.41 | 3 | ||
Измерение углов. Транспортир, п.42 | 3 | ||
Круговые диаграммы, п.43 | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Измерение углов. Транспортир» | 1 | ||
Повторение. Уравнение. | 1 | ||
Повторение. Уравнение. | 1 | ||
Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | ||
Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | ||
Повторение. Деление. | 2 | ||
Повторение. Упрощение выражений. | 1 | ||
Повторение. Порядок выполнения действий | 1 | ||
Повторение. Формула площади прямоугольника | 1 | ||
Повторение. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
Повторение. Сравнение дробей | 1 | ||
Повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | ||
Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
Повторение. Деление натуральных дробей на натуральные числа | 2 | ||
Повторение. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. | 2 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _____ «__» _____________ 2011 г. Руководитель ШМО ______________________________________________________ | СОГЛАСОВАНО «__» _____________ 2011 г. Зам. директора по УВР ______________________________________________ | УТВЕРЖДАЮ «__» _____________ 2011 г. Директор гимназии №13 _________________________ Герасимова М.В. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 13 г. Долгопрудный
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике в 5 «в» классе
Уровень базовый
Учитель Фитисова Ирина Владиславовна
2011 г.
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Жохов. "Математика" 5-6 кл. Программа.М. Мнемозина, 2009
2. Стандарт основного общего образования по математике (Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004))
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина, 2004-2009 гг.
2. Цели и задачи курса.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии, волевых качеств, коммуникабельности, ответственности;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- применение полученных знаний и умений в собственной практике;
- развитие ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей, математической речи, сенсорной сферы, двигательной моторики, внимания, памяти, навыков самопроверки и взаимопроверки.
3. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комп-лексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.
4. Содержание учебного предмета.
1. Натуральные числа и шкалы
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треуголь ник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч. Основная цель— систематизировать и обобщить све дения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многознач ных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения. При изучении геометрического материала основное внима ние уделяется формированию навыков измерения и построе ния отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного лу ча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложе ния. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. Основная цель— закрепить и развить навыки сложе ния и вычитания натуральных чисел. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреп лению алгоритмов арифметических действий над многознач ными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений про водить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: состав ление буквенных выражений по условию задач, решение урав нений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умно жения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач .Основная цель — закрепить и развить навыки ариф метических действий с натуральными числами. В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чи сел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами дейст вий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; це ной, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решают ся арифметическим способом. При решении с помощью со ставления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшеству ют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.Площади и объемы
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы пло щадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисле ния площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. На выки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется форми рованию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вы читание дробей с одинаковыми знаменателями. Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необ ходимые для введения десятичных дробей. Среди формируе мых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделе нию целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вы читание десятичных дробей. Решение текстовых задач. Основная цель— выработать умения читать, записы вать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сло жение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сло жение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены де сятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
- Умножение и деление десятичных дробей
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач. Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах от рабатывается правило постановки запятой в результате дейст вия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится по нятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины. Основная цель— сформировать умения решать про стейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построе ние углов. У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны на учиться решать три вида задач на проценты: находить несколь ко процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процен тов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
9. Повторение. Решение задач
5. Тематическое планирование.
№ | содержание | Кол-во часов | Сроки |
1. | Натуральные числа и шкалы. | 15 | |
2. | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 21 | |
3. | Умножение и деление натуральных чисел. | 27 | |
4. | Площади и объемы. | 12 | |
5. | Обыкновенные дроби. | 23 | |
6. | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13 | |
7. | Умножение и деление десятичных дробей. | 26 | |
8. | Инструменты для вычислений и измерений. | 17 | |
9. | Повторение. Решение задач. | 21 | |
6.планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускники пятого класса
должны знать:
- понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
- понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.
должны уметь:
- выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действия при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.
7. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими
учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; готовность использовать получаемую математическую подготовку в
учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде.
8. учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
1. В.И. Жохов. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Метод. рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина и др. М.: Мнемозина,
2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.;просвещение , 2005
3. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
4. Жохов В.И., Митяева И.М., Математические диктанты. 5 кл. - М.; Мнемозина, 2009
5. Жохов В.И., Погодин. В.Н. Математический тренажер 5, 6 кл. - М.; Мнемозина, 2009
6.Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5.
Для учащихся :
Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.;просвещение , 2005
9. Календарно-тематическое планирование учебного материала
по математике 5 класс
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Сроки |
1. Натуральные числа и шкалы (15 уроков) | |||
Обозначение натуральных чисел, п.1 | 3 | ||
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п.2 | 3 | ||
Шкалы и координаты, п.4. | 3 | ||
Меньше или больше, п.5 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 | ||
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 урок) | |||
Сложение натуральных чисел и его свойства, п.6 | 5 | ||
Вычитание, п.7 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | ||
Числовые и буквенные выражения, п.8 | 3 | ||
Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п.9 | 3 | ||
Уравнение, п.10 | 4 | ||
Контрольная работа по теме «Уравнение» | 1 | ||
3. Умножение и деление натуральных чисел | |||
(27 уроков ) | |||
Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11 | 5 | ||
Деление, п.12 | 7 | ||
Деление с остатком, п.13 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | ||
Упрощение выражений, п.14 | 5 | ||
Порядок выполнения действий, п.15 | 3 | ||
Степень числа. Квадрат и куб числа. | 2 | ||
Контрольная работа по темам «Упрощение выражений. Степень числа. Квадрат и куб числа» | 1 | ||
4. Площади и объемы (12 уроков) | |||
Формулы, п.17 | 2 | ||
Площадь. Формула площади прямоугольника.п.18 | 2 | ||
Единицы измерения площадей, п.19 | 3 | ||
Прямоугольный параллелепипед, п.20 | 2 | ||
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п.21 | 3 | ||
Контрольная работа по теме «Площади и объемы» | 1 | ||
5. Обыкновенные дроби (23 урока) | |||
Окружность и круг, п.22 | 2 | ||
Доли. Обыкновенные дроби, п.23 | 4 | ||
Сравнение дробей, п.24 | 3 | ||
Правильные и неправильные дроби, п.25 | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | ||
Деление и дроби, п.27 | 2 | ||
Смешанные числа, п.28 | 2 | ||
Сложение и вычитание смешанных чисел, п.29 | 3 | ||
Контрольная работа по темам «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел» | 1 | ||
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 уроков) | |||
Десятичная запись дробных чисел, п.30 | 2 | ||
Сравнение десятичных дробей, п.31 | 3 | ||
Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32 | 5 | ||
Приближенные значения чисел. Округление чисел, п.33 | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | ||
7. Умножение и деление десятичных дробей (26 уроков) | |||
Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34 | 3 | ||
Деление натуральных дробей на натуральные числа, п.35 | 5 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | ||
Умножение десятичных дробей, п.36 | 5 | ||
Деление десятичных дробей, п.37 | 5 | ||
Деление десятичных дробей | 1 | ||
Деление на десятичную дробь, п.37 | 2 | ||
Среднее арифметическое, п.38 | 4 | ||
Контрольная работа по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | ||
8. Инструменты для вычислений и измерений (17 уроков) | |||
Микрокалькулятор, п.39 | 1 | ||
Микрокалькулятор | 1 | ||
Проценты, п.40 | 5 | ||
Контрольная работа по теме «Проценты» | 1 | ||
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п.41 | 3 | ||
Измерение углов. Транспортир, п.42 | 3 | ||
Круговые диаграммы, п.43 | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Измерение углов. Транспортир» | 1 | ||
Повторение. Уравнение. | 1 | ||
Повторение. Уравнение. | 1 | ||
Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | ||
Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 1 | ||
Повторение. Деление. | 2 | ||
Повторение. Упрощение выражений. | 1 | ||
Повторение. Порядок выполнения действий | 1 | ||
Повторение. Формула площади прямоугольника | 1 | ||
Повторение. Объем прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
Повторение. Сравнение дробей | 1 | ||
Повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | ||
Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||
Повторение. Деление натуральных дробей на натуральные числа | 2 | ||
Повторение. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. | 2 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 6 класс Виленкин Н.Я.
Рабочая программа по математике 6 класс к учебнику Н.Я. Виленкин и тематическое планирование 4 часа в неделю...
Рабочая программа по математике 5 класс Виленкин
программа содержит тематическое планирование на 175 часов и пояснительную записку...
Рабочая программа по математике 5 класс, Виленкин Н,Я. Жохов, В.И., 6 часов в неделю
Рабочая программа "Математика 5", 6 часов в неделю, всего 204 часа. Рабочая программа содержить контрольные работы....
Рабочая программа по математике 6 класс(Виленкин)
Рабочая программа на 2012/2013 учебный год для работы по учебнику Виленкин. Из расчета 5 часов в неделю...
Рабочая программа по математике 6 класс Виленкин
Программа 6 класс Виленкин, 6 часов в неделю...
Рабочая программа по математике 5 класс Виленкин
Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 6 класс Виленкин
Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...