Рабочая программа электив по алгебре 11 класс
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Любимова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа электив по алгебре 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_elektiv_po_algebre_11_klass.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

Директор УМЦ

_____________Еноткина И.С. «____» ______________ 2012г

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_____________Буланова Н.Н.

«____» _____________ 2012г

«УТВЕРЖДАЮ»                       Директор МОУ средняя школа №5 им. Ю.А. Гарнаева _______________Федорова Т.Н. «____» _______________ 2012г

Рабочая программа

элективного курса по математике

  «Решение нестандартных задач»

для учащихся 11 классов

                                                                                Учитель: Любимова Т.Г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 им. Ю.А. Гарнаева

с углубленным изучением отдельных предметов

г.Жуковский, 2012г.

Пояснительная записка

Данный курс ориентирован на расширение знаний учащихся в рамках предмета «Алгебра и начала математического анализа». Школьная программа, как правило, содержит лишь самые необходимые знания, соответствующие минимуму обязательного содержания образования. Однако практика показывает, что эти знания зачастую не отвечают требованиям, которые предъявляются к абитуриентам, поступающим в высшие учебные заведения. Ярким примером этого являются результаты ЕГЭ по математике – высокие баллы набирают единицы. Задания части С, практически не рассматриваются в рамках базового уровня  школьной программы, а ведь именно эти задания рассчитаны на определение способности учащегося продолжить образование в том или ином ВУЗе. Именно с помощью заданий части С проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умениями выстроить логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культурой. В связи с этим необходимо предоставить учащимся возможность более глубокого изучения предмета, на что и направлен данный курс.

Цели и задачи  данного курса:

  • расширение объема знаний учащихся;
  • повышение уровня математической и логической культуры;
  • развитие навыков исследовательской деятельности;
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • развитие навыков решения нестандартных задач;
  • подготовка к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе.

Сроки реализации курса, методы и принципы обучения.

Программа данного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 11 класса.

Работа элективного курса строится на принципах:

-научности;

- доступности;

- опережающей сложности;

- вариативности;

- самоконтроля.

  Значимое место в курсе уделено практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания. Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, семинары, практикумы по решению задач, дискуссии. Доминантной же формой работы ученика должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика.

Содержание программы обучения.

Графики сложных функции        . Строятся графики функции, являющийся суперпозицией, суммой, произведением функций.

Разрывные функции. Вводится понятие разрывной функции. Рассматривается пример.

Непрерывность функции имеющей производную. Дифференциал. Доказывается непрерывность функции в точке, в которой она имеет производную. Вводится понятие дифференциала функции.

Применение производной. Доказываются теоремы Ролля и Лагранжа. Вводится понятие выпуклости графика функции имеющей вторую производную. Вводится понятие асимптоты графика функции. Исследуются дробно-линейные функции.

Первообразная и интеграл. Рассматриваются способы нахождения неопределенных интегралов – замена переменной и интегрирование по частям, метод трапеций для приближенного вычисления определенных интегралов. Вводится понятие дифференциального уравнения, его общего и частного решения.

Равносильность уравнений и неравенств системам. Для уравнений вида                 и неравенств вида  формулируется утверждение об их равносильности соответствующим системам.

Равносильность уравнений и неравенств на множествах. Рассматриваются различные преобразования, для которых формулируются соответствующие утверждения о равносильности и приводятся примеры их применения.

Использование свойств функций для решения уравнений и неравенств. Приводятся примеры решения уравнений и неравенств с использованием свойств ограниченности, монотонности и экстремума функции.

Системы уравнений с несколькими неизвестными. Рассматривается решение систем уравнений при помощи рассуждений с числовыми значениями.

Уравнение, неравенства и системы с параметрами. Вводится понятие задачи с параметром. Иллюстрируются способы их решения.

Предполагаемые результаты обучения курса «Решение нестандартных задач»

Изучение данного курса даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

в направлении личностного развития:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование  целостного мировоззрения,  соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной' речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  •  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее  эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  •  умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  •  осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований
    и критериев, установления родовидовых связей;
  •  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •  формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  •  представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  •  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  •  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  •  умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  •  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  •  умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  •  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с  предложенным алгоритмом;
  •  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных  математических проблем;
  •  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах

описания на математическом языке явлений реального мира;

  • сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать

разные процессы и явления; понимания возможности аксиоматического построения математических теорий;

  • владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений
  • и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
  • сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
  • сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

1

Графики сложных функций.

03.09

2

Разрывные функции.

10.09

3

Непрерывность функции имеющей производную. Дифференциал.

17.09

4

Теорема о среднем.

24.09

5

Выпуклость графика функции.

01.10

6

Экстремум функции с единственной критической точкой.

08.10

7

Асимптоты. Дробно-линейные функции.

15.10

8

Замена переменной. Интегрирование по частям.

22.10

9

Приближенное вычисление определенного интеграла.

29.10

10

Понятие дифференциального уравнения.

12.11

11

Задачи, приводящие к дифференциальным уравнения.

19.11

12

Уравнение вида

26.11

13

Неравенства вида

03.12

14

Умножение уравнения на функцию.

10.12

15

Другие преобразования уравнений.

17.12

16

Применение нескольких преобразований для уравнений.

24.12

17

Уравнения с дополнительными условиями.

14.01

18

Умножение неравенства на функцию.

21.01

19

Другие преобразования неравенств.

28.01

20

Применение нескольких преобразований для неравенств.

04.02

21

Неравенства с дополнительными условиями.

11.02

22

Использование свойств функций для решения уравнений и неравенств.

18.02

23

Использование свойств функций для решения уравнений и неравенств.

25.02

24

Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений.

04.03

25

Уравнение с параметром.

11.03

26

Уравнение с параметром.

18.03

27

Неравенства с параметром.

01.04

28

Неравенства с параметром.

08.04

29

Системы уравнений с параметром.

15.04

30

Системы уравнений с параметром.

22.04

31

Задачи с условиями.

29.04

32

Задачи с условиями.

06.05

33

Зачет.

13.05

34

Зачет.

20.05

Список литературы.

  1. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. –М.: Просвещение.

  1. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 11 класс/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин.- М.: Просвещение, 2011г.

  1. Алгебра и начала анализа.  Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы/ И.Р.Высоцкий, Л.И.Звавич и др.; под ред. С.А.Шестакова. –М.: Внешсигма – М, 2006г.

  1. Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. 10-11 классы/ Власова А.П., Латанова Н.И.- М.: Дрофа.

  1. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3. Уравнения и неравенства./ Сергеев И.Н. – М.:МЦНМО

  1. Математика. Учимся решать задачи с параметрами. Подготовка к ЕГЭ. Задание С5./ Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. – М.: Легион.

  1. ЕГЭ. Математика. Задание С6. С решениями и ответами./ Шевкин А.В., Пукас Ю.О. – М.: Экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Электив 9 класс "Биосфера и человечество"

Данная программа составлена на основе программы И.М.Швец "Биосфера и человечество" из сборника "Экологическая составляющая курса биологии в основной школе" и расчитана на учащихся 9 класса....

Рабочая программа электив по алгебре 10 класс

Рабочая программа электив по алгебре 10 класс...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА» КЛАСС 8

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федерально...

Рабочая программа по предмету: алгебра класс – 8

Рабочая программапо предмету: алгебракласс – 8...

Рабочая программа по предмету: алгебра класс – 9

Рабочая программапо предмету: алгебракласс – 9...

Рабочая программа по предмету: Алгебра класс – 10

Рабочая программапо предмету: Алгебракласс – 10...