Рабочая программа электив по алгебре 11 класс
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Рабочая программа электив по алгебре 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_elektiv_po_algebre_11_klass.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор УМЦ _____________Еноткина И.С. «____» ______________ 2012г | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _____________Буланова Н.Н. «____» _____________ 2012г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ средняя школа №5 им. Ю.А. Гарнаева _______________Федорова Т.Н. «____» _______________ 2012г |
Рабочая программа
элективного курса по математике
«Решение нестандартных задач»
для учащихся 11 классов
Учитель: Любимова Т.Г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 им. Ю.А. Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов
г.Жуковский, 2012г.
Пояснительная записка
Данный курс ориентирован на расширение знаний учащихся в рамках предмета «Алгебра и начала математического анализа». Школьная программа, как правило, содержит лишь самые необходимые знания, соответствующие минимуму обязательного содержания образования. Однако практика показывает, что эти знания зачастую не отвечают требованиям, которые предъявляются к абитуриентам, поступающим в высшие учебные заведения. Ярким примером этого являются результаты ЕГЭ по математике – высокие баллы набирают единицы. Задания части С, практически не рассматриваются в рамках базового уровня школьной программы, а ведь именно эти задания рассчитаны на определение способности учащегося продолжить образование в том или ином ВУЗе. Именно с помощью заданий части С проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умениями выстроить логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культурой. В связи с этим необходимо предоставить учащимся возможность более глубокого изучения предмета, на что и направлен данный курс.
Цели и задачи данного курса:
- расширение объема знаний учащихся;
- повышение уровня математической и логической культуры;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- развитие навыков решения нестандартных задач;
- подготовка к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе.
Сроки реализации курса, методы и принципы обучения.
Программа данного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 11 класса.
Работа элективного курса строится на принципах:
-научности;
- доступности;
- опережающей сложности;
- вариативности;
- самоконтроля.
Значимое место в курсе уделено практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания. Для реализации целей и задач данного элективного курса предполагается использовать следующие формы занятий: лекции, семинары, практикумы по решению задач, дискуссии. Доминантной же формой работы ученика должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика.
Содержание программы обучения.
Графики сложных функции . Строятся графики функции, являющийся суперпозицией, суммой, произведением функций.
Разрывные функции. Вводится понятие разрывной функции. Рассматривается пример.
Непрерывность функции имеющей производную. Дифференциал. Доказывается непрерывность функции в точке, в которой она имеет производную. Вводится понятие дифференциала функции.
Применение производной. Доказываются теоремы Ролля и Лагранжа. Вводится понятие выпуклости графика функции имеющей вторую производную. Вводится понятие асимптоты графика функции. Исследуются дробно-линейные функции.
Первообразная и интеграл. Рассматриваются способы нахождения неопределенных интегралов – замена переменной и интегрирование по частям, метод трапеций для приближенного вычисления определенных интегралов. Вводится понятие дифференциального уравнения, его общего и частного решения.
Равносильность уравнений и неравенств системам. Для уравнений вида и неравенств вида формулируется утверждение об их равносильности соответствующим системам.
Равносильность уравнений и неравенств на множествах. Рассматриваются различные преобразования, для которых формулируются соответствующие утверждения о равносильности и приводятся примеры их применения.
Использование свойств функций для решения уравнений и неравенств. Приводятся примеры решения уравнений и неравенств с использованием свойств ограниченности, монотонности и экстремума функции.
Системы уравнений с несколькими неизвестными. Рассматривается решение систем уравнений при помощи рассуждений с числовыми значениями.
Уравнение, неравенства и системы с параметрами. Вводится понятие задачи с параметром. Иллюстрируются способы их решения.
Предполагаемые результаты обучения курса «Решение нестандартных задач»
Изучение данного курса даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
в направлении личностного развития:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной' речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований
и критериев, установления родовидовых связей; - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах
описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать
разные процессы и явления; понимания возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений
- и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения |
1 | Графики сложных функций. | 03.09 |
2 | Разрывные функции. | 10.09 |
3 | Непрерывность функции имеющей производную. Дифференциал. | 17.09 |
4 | Теорема о среднем. | 24.09 |
5 | Выпуклость графика функции. | 01.10 |
6 | Экстремум функции с единственной критической точкой. | 08.10 |
7 | Асимптоты. Дробно-линейные функции. | 15.10 |
8 | Замена переменной. Интегрирование по частям. | 22.10 |
9 | Приближенное вычисление определенного интеграла. | 29.10 |
10 | Понятие дифференциального уравнения. | 12.11 |
11 | Задачи, приводящие к дифференциальным уравнения. | 19.11 |
12 | Уравнение вида | 26.11 |
13 | Неравенства вида | 03.12 |
14 | Умножение уравнения на функцию. | 10.12 |
15 | Другие преобразования уравнений. | 17.12 |
16 | Применение нескольких преобразований для уравнений. | 24.12 |
17 | Уравнения с дополнительными условиями. | 14.01 |
18 | Умножение неравенства на функцию. | 21.01 |
19 | Другие преобразования неравенств. | 28.01 |
20 | Применение нескольких преобразований для неравенств. | 04.02 |
21 | Неравенства с дополнительными условиями. | 11.02 |
22 | Использование свойств функций для решения уравнений и неравенств. | 18.02 |
23 | Использование свойств функций для решения уравнений и неравенств. | 25.02 |
24 | Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений. | 04.03 |
25 | Уравнение с параметром. | 11.03 |
26 | Уравнение с параметром. | 18.03 |
27 | Неравенства с параметром. | 01.04 |
28 | Неравенства с параметром. | 08.04 |
29 | Системы уравнений с параметром. | 15.04 |
30 | Системы уравнений с параметром. | 22.04 |
31 | Задачи с условиями. | 29.04 |
32 | Задачи с условиями. | 06.05 |
33 | Зачет. | 13.05 |
34 | Зачет. | 20.05 |
Список литературы.
- Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. –М.: Просвещение.
- Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 11 класс/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин.- М.: Просвещение, 2011г.
- Алгебра и начала анализа. Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы/ И.Р.Высоцкий, Л.И.Звавич и др.; под ред. С.А.Шестакова. –М.: Внешсигма – М, 2006г.
- Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. 10-11 классы/ Власова А.П., Латанова Н.И.- М.: Дрофа.
- ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3. Уравнения и неравенства./ Сергеев И.Н. – М.:МЦНМО
- Математика. Учимся решать задачи с параметрами. Подготовка к ЕГЭ. Задание С5./ Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. – М.: Легион.
- ЕГЭ. Математика. Задание С6. С решениями и ответами./ Шевкин А.В., Пукас Ю.О. – М.: Экзамен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Электив 9 класс "Биосфера и человечество"
Данная программа составлена на основе программы И.М.Швец "Биосфера и человечество" из сборника "Экологическая составляющая курса биологии в основной школе" и расчитана на учащихся 9 класса....
Рабочая программа электив по алгебре 10 класс
Рабочая программа электив по алгебре 10 класс...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА» КЛАСС 8
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федерально...
Рабочая программа по предмету: алгебра класс – 8
Рабочая программапо предмету: алгебракласс – 8...
Рабочая программа по предмету: алгебра класс – 9
Рабочая программапо предмету: алгебракласс – 9...
Рабочая программа по предмету: Алгебра класс – 10
Рабочая программапо предмету: Алгебракласс – 10...