Рабочая программа. Электив 9 класс "Биосфера и человечество"
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Данная программа составлена на основе программы И.М.Швец "Биосфера и человечество" из сборника "Экологическая составляющая курса биологии в основной школе" и расчитана на учащихся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_e.k._po_biologii.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Скороднянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета МБОУ «Скороднянская СОШ». Протокол № ___ от «____»__________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Скороднянская СОШ» ___________ Лысых Е.Д. «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Скороднянская СОШ» __________Седых Н.Н. Приказ № ___ от «___»____________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Бобрышева Елена Алексеевна
- квалификационная категория
по элективному курсу «Биосфера и человечество»
9 «Б» класс
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
Курс составлен на основе сборника программ Щвец И.М., М.З.Федорова, Т.П.Лунина, В.С.Кравченко Экологическая составляющая курса биологии в основной школе. -М.: Вентана-Граф, 2006 – 48с. , а также учебника Швец И.М., Н.А.Добротина Биосфера и человечество 9 класс.-М.: Вентана – Граф, 2009.-143с.
Цель: экологизация учащихся.
Задачи:
- развивать основные экологические понятия, рассмотренные в курсе «Экология человека»;
- дать новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне;
-рассмотреть взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; значение устойчивого развития природы и человечества;
- раскрыть ретроспективы воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов;
-показать способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой является основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия всего человечества.
Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю) и содержит следующие темы: «Влияние экологических факторов на развитие человечества», « воздействие человечества на биосферу», «Взаимодействие между людьми», « Договор как фактор развития человечества», « Устойчивое развитие общества и природы», «Человечество и информация о мире», « Познание мира и экологическое образование». Практических работ 5 и эти занятия организуются с целью выявления культурной значимости изучаемого экологического содержания. Для этого предложены практические работы в виде имитационных и ролевых игр, дискуссий и дебатов. Практические работы позволяют отслеживать формирование следующих компетентностных сфер: коммуникативной, гражданственной и культурно- досуговой. Два часа резервного времени добавить в тему «Воздействие человека на биосферу» так как она затрагивает глобальные вопросы современности.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по курсу «Биосфера и человечество»
- Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.
- Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.
- Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.
- Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.
- Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.
- Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.
- Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.
- Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.
- Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.
- Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.
- Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
Календарно-тематическое планирование курса « Биосфера и человечество»
№п\п | Название темы | Теоретич. | Практич. | Всего часов |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Влияние экологических факторов на развитие человечества | 2 | 1 | 3 |
3 | Воздействие человечества на биосферу | 8 | 1 | 9 |
4 | Взаимодействие между людьми | 7 | - | 7 |
5 | Договор как фактор развития человечества | 2 | 1 | 3 |
6 | Устойчивое развитие общества и природы | 2 | - | 2 |
7 | Человечество и информация о мире. | 3 | 1 | 4 |
8 | Познание мира и экологическое образование | 4 | 1 | 5 |
Учебно- тематическое планирование курса «Биосфера и человечество»
№п\п | Тема | Кол.часов | Дом. задание | дата по плану | Дата фактич. |
Введение (1ч.) | 1 | ||||
1. | Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе. | С.3-6. | 1.09. | ||
Тема 1. Влияние экологических факторов на развитие человечества (3ч.) | |||||
2. | Экологические факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. | 1 | §1с.7-14. | 8.09. | |
3 | Возможности человека и человечества к адаптации. Практическая работа №1 Игра «Человечество и лес» | 1 | §2с.14-19. | 15.09. | |
4 | Стихийные бедствия чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни. | 1 | §2.с.16-19. | 22.09. | |
Тема 2. Воздействие человечества на биосферу.(9ч.) | |||||
5. | Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого. | 1 | §3с. 22, §4с.27. | 29.09. | |
6 | Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. | 1 | §3 с.23-26. | 6.10. | |
7. | Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух- залог выживания человечества и биосферы в целом. | 1 | §4.с.28-32. | 13.10. | |
8 | Показатели изменения численности человечества. Увеличение численности населения на Земле. Экологическое и и технологическое воздействие человечества на биосферу. | 1 | §5с.32-37 | 20.10. | |
9 | Значение генетической и негенетичнеской информации для человечества Практическая работа№2 Игра «Альтернативные источники энергии». | 1 | §6с.38-41 | 27.10. | |
10 | Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. | 1 | §7с.42-45. | 3.11. | |
11 | Экологические кризисы в истории человечества.. | 1 | §8с.47-53 | 17.11. | |
12 | Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. | 1 | §9 с.53-60 | 24.11. | |
13 | Экологические проблемы человечества и биосферы. Экологические проблемы Белгородской области. | 1 | §8-9 | 1.12. | |
Тема3. Взаимосвязи между людьми (7ч.). | |||||
14 | Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатель его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества в процессе развития человечества. | 1 | §10с.62-63 | 8.12. | |
15 | Техногенный и традиционный типы развития обществ. | 1 | §10с.64-65 | 15.12. | |
16 | Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. | 1 | §10с.66-67 | 22.12. | |
17 | Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. | 1 | §11с.70-71. | 29.12. | |
18. | Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. | 1 | §11 с.72-73. | 19.01. | |
19. | Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. | 1 | §12 с.69-73 | 26.01. | |
20 | Война и голод- основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода. | 1 | §13с. | 2.02. | |
Тема 4. Договор как фактор развития человечества (3ч.). | |||||
21 | Эволюция механизмов договоренностей между людьми. | 1 | §14 с. 85-86 | 9.02. | |
22 | Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов. | 1 | §14с. 87-89. | 16.02. | |
23 | Практическая работа№3 Игра «Составление договора «О правах природы» | 1 | §14с.85- 89 | 23.02. | |
Тема 5. Устойчивое развитие общества и природы (2ч.). | 1 | ||||
24 | Перспективы устойчивого развития природы и общества | 1 | §15 с.91-96. | 2.03. | |
25 | Концепция устойчивого развития. Практическая работа Игра «План устойчивого развития». | 1 | §15 с.91-96. | 9.03. | |
Тема6. Человечество в информационном мире (4ч.) | |||||
26 -27 | Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. | 2 | §16с. 100-104 | 16.03. 6.04. | |
28 | Практическая работа №4 Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка». | 1 | §16 С.105106. | 13.04. | |
29 | Картины мира. Влияние представлений человечества о мире и его взаимоотношения с окружающей средой. | 1 | §17 С.106-111. | 20.04 | |
Тема 7. Познание мира и экологическое образование (6ч.). | |||||
30 | Научно- технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. | 1 | §18 с.112-118 | 27.04 | |
31 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. | 1 | §19. С. 119-123. | 4.05.. | |
32 | Развитие экологического сознания в человечестве.. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. | 1 | §20 с. 124-126. | 11.05.. | |
33 | Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом. | 1 | §20 с. 127-129. | 18.05. | |
34 | Практическая работа№5 Дебаты. «Экологическое образование должно стать обязательно во всех школах.» | 1 | 25.05.. | ||
Биосфера и человечество
Введение (1Ч)
Цели и задачи курса. Начальное знакомство с глобальными проблемами взаимодействия человечества с природой. Представление о биосфере как системе..
Тема 1. Влияние экологических факторов
на развитие человечества (3 ч)
Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества. Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации. Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.
Основные понятия: показатели состояния биосферы, мониторинг, устойчивость биосферы, «спринтеры» и «стайеры», активная адаптация человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация.
Практическая работа. Игра «Человечество и лес».
Тема 2. Воздействие человечества на биосферу (9 ч)
Потребности людей в питании, дыхании и размножении U участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы в целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для человечества. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества. Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.
Основные понятия: несбалансированное питание, адекватное питание, экологически чистая пища, производство пищи как биосферный процесс; динамическое равновесие в атмосфере, постоянство газового состава атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения; техносфера; глобальный экологический кризис. Практические работы. Игра «Альтернативные источники энергии», игра «Мировая торговля».
Тема 3. Взаимосвязи между людьми (7 ч)
Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития обществ. Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества. Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. Понятие о биоэтике как новой этике взаимоотношений человечества с окружающей средой. Война и голод — основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода.
Основные понятия: социосфера, глобализация; жизненные, социальные и идеальные потребности человека; биологический, общественный и творческий уровни развития потребностей, мораль и нравственность; биоэтика, жизнь как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор. Практические работы. Игра «Социальное разнообразие — условие устойчивости человеческого общества», игра «Я в классе, я в мире».
Тема 4. Договор как фактор развития человечества (3 ч)
Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.
Основные понятия: агрегация, договор, разрешение конфликтов, экологические конфликты.
Практическая работа. Игра «Составление договора „О правах природы"».
Тема 5. Устойчивое развитие общества и природы (2 ч)
Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.
Основные понятия: устойчивое развитие, экологическое общество, концепция устойчивого развития.
Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке».
Тема 6. Человечество и информация о мире (4 ч)
Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с окружающей средой.
Основные понятия: разум, сознание, биосферная роль человека; мифологическая, религиозная, классическая естественно-научная, вероятностная естественно-научная, системная естествен- но-научная картины мира.
Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».
Тема 7. Познание мира и экологическое образование(5 ч)
Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание. Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития человечества и биосферы в целом.
Основные понятия: научно-техническая революция, наукоемкие технологии, глобальные проблемы человечества; учение о биосфере, ноосфера; экоцентрическое, антропоцентрическое экологическое сознание.
Практическая работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах».
Перечень учебно – методических средств обучения:
- Сборник программ Щвец И.М., М.З.Федорова, Т.П.Лунина, В.С.Кравченко Экологическая составляющая курса биологии в основной школе. -М.: Вентана-Граф, 2006 – 48с.
- учебника Швец И.М., Н.А.Добротина Биосфера и человечество 9 класс.-М.: Вентана – Граф, 2009.-143с.
- Большая энциклопедия знаний. Жизнь на Земле.-М.: Росмен, 2008-512с.
- Гуревич П.С. Человек. – М.:Дрофа, 1995 – 334с.
- Чирков Ю.Г.Сумма жизни. – М.: Детская литература, 1987 – 142с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Избирательное право электив 10 класс
Рабочая программа "Избирательное право" электив 10 класс...
Рабочая программа электив по алгебре 10 класс
Рабочая программа электив по алгебре 10 класс...
Рабочая программа электив по алгебре 11 класс
Рабочая программа электив по алгебре 11 класс...
Рабочая программа "Русский язык", 9 класс, электив
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа элективного курса "Глобальные социальные проблемы человечества"
Мы живем в сложном, быстро изменяющемся и очень хрупком мире. С ростом численности населения нашей планеты, бурным развитием промышленного производства, резко усиливается антропогенный пресс на природ...
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...
Рабочая программа по технологии 8 класс под редакцией Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д. Симоненко
1. Пояснительная записка2. Календарно-тематическое планирование...