Рекомендации учителю
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) на тему

Татенко Елена Владимировна

Формы работы на уроке

Учебная деятельность школьника

Немного о методики преподавания математики

Проверка тетрадей

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация

мыслительной деятельности

на уроках

математики.

МБОУ СОШ 2 г. Белореченск

Краснодарский край

Учитель математики

Татенко Елена Владимировна

Выступление на методическом объединении 2013 – 2014 учебный год


Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

В «обучении математике» главной проблемой является сочетание обучения с теорией, с обучением, способом учебно-познавательной деятельности. В этом случае, процесс обучения становится процессом управления учебной математической деятельностью учащихся. Методика преподавания математики признана ответить на следующие вопросы:

Зачем обучать математике? (цель обучения)

Что изучать по математике? (содержание обучения)

Как обучать математике? (задачи обучения)

В результате, отвечая на поставленные вопросы, формируются цели обучения, содержание обучения, задачи обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.

Задачи методики преподавания математики:

  1. Определение целей математического образования в целом и на возрастном этапе.
  2. Разработка содержания и структуры в школьном курсе математики.
  3. Изучение существующих методов и форм методики преподавания математики с целью их анализа, теоретического образования, обобщения наиболее эффективных из них, усовершенствование.
  4. Разработка новых методов и форм обучения математики и применение их на практике.
  5. Разработка и создание новых учебных пособий, популярной математической литературы и методических пособий для учителей математики.
  6. Разработка средств обучения математики.
  7. Разработка системы развивающего и воспитательного обучения математики.
  8. Исследование вопросов самообучения математики.

Цели обучения математики в средней школе.

Общеобразовательные цели:

  1. передача учащимся опорной системы математических знаний, умений и навыков, основ математической науки необходимых для общего  образования;
  2. выработка у учащихся умений решать основные типы математических задач и применение теории в различных конкретных ситуациях;
  3. Помогать учащимся в овладении математическими идеями и методами понятия действительности для дальнейшей жизни.;
  4. Формирование у учащихся на материале учебного предмета математики способов учебно-познавательной деятельности (технология обучения);
  5. Знакомство учащихся с основами гуманитарных знаний связанных с математикой.

Развивающие цели:

  1. развивать мышление необходимое образованному человеку (эвристическое, абстрактное, алгоритмическое);
  2. развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления: интуиция, пространственное воображение, смекалки и т.д., которые являются составляющими математических способностей;
  3. развитие мировоззрения, понимания философской стороны математики, как науки об определенных свойствах действительного мира и ее роль в освоении научной картины мира;
  4. развитие устной и письменной речи (математической), формирование языка и аппарата математики, выработка умения читать математическую литературу.
  5. Развитие внимания, восприятия, памяти, представления и воображения;
  6. Развитие знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Воспитательные цели:

  1. воспитание устойчивого интереса к изучению математики;
  2. воспитание нравственных качеств личности: настойчивость, воля, инициатива, упорство, точность, организованность, привычка к систематическому труду, дисциплина, добросовестность, самостоятельность, активность;
  3. эстетическое воспитание;
  4. воспитание культуры общения.

Методы обучения.

Метод обучения – способы взаимодействия учителя и учащегося, направленное на достижение цели обучения, воспитания и развития школьников.

1. Наблюдение и опыт.

В процессе познания природы ученые математики пользуются особыми средствами, методами научного исследования. В процессе обучения учащиеся так же ставятся в положение первооткрывателя математики и математических истин (самостоятельно или под руководством учителя).

Наблюдением называется метод изучения формирования свойств и отношений объектов и понятий окружающего мира, рассматриваемых в естественных условиях.

Восприятие – это процесс непосредственного отражения в наших органах чувств в момент воздействия окружающих предметов.

Опыт – это такой метод изучения предметов и явлений, посредствами которого мы вмешиваемся в их естественное состояние и развитие, создавая для них искусственные условия. Наблюдения и опыт имеют центральное место в изучении экспериментальных наук (химии, физики), они имеют и определенное значение в преподавании математики.

2. Сравнение.

Сравнение – мысленное установление сходства и различия объектов изучения.

Сравнение, как метод исследования, применяется в математике не только для изучения математических свойств, но и для установления самих этих свойств.

При использовании этого метода необходимо помнить принципы сравнения:

  1. Сравнивать можно только такие объекты, которые имеют связь друг с другом, т.е. сравнение должно иметь смысл.
  2. Сравнение должно проходить планомерно.
  3. Сравнение по одним и тем же свойствам объектов должно быть полным, завершенным.

  1. Анализ и синтез.

Анализ рассматривается как путь от целого к частным этого целого.

Синтез путь мышления от частей к самому целому.

Анализ применяется как путь мышления, при котором переходят от следствия к причине, породившей это следствие.

А синтез тоже прием мышления, при котором от причины переходят к следствию, порожденной этой причиной.

В процессе формирования понятия, анализ используется при выделении существенных признаков понятия, которые затем объединяются и образуют содержание понятия.

При доказательства теорем и решении задач рассуждения можно вести по-разному: отправляясь от данных установить связи между ними и идти к искомым величинам (синтетический метод), отправляясь от искомых величин, установление вязи между искомыми и данными и идти к данным (аналитический метод).

Обычно используют параллельно два метода.

Анализ – путь к открытию, синтез – путь к обоснованию.

  1. Обобщение и специализация.

При обобщении мысленно выделяют какое-то свойство, принадлежащее множеству объектов и объединить эти объекты воедино.

(Пример: параллелограмм и его свойства)

Специализация – мысленное выделение какого-то свойства из множества свойств изучаемого объекта.

Обобщение выступает как переход от данного множества предметов к рассмотрению более емкого множества, содержащего данные.

Специализация выступает, как переход от данного множества, к рассмотрению множества содержащегося в данном множестве.

  1. Абстрагирование и конкретизация.

Абстрагирование – это мысленное выделение или мысленное отвлечение от некоторых не существующих веществ, изучаемого объекта и выделение существенных свойств для данного исследования.

(Пример: геометрические фигуры рассматриваются не в зависимости от того из чего они изготовлены, какого они цвета)

Конкретизация – это мыслительная деятельность при которой односторонне фиксируется та или иная сторона вне связи с другими.

Она может выступать и как наглядная иллюстрация для подтверждения какого-то абстрактного положения и как приложение некоторого свойства в конкретных условиях.

Форма организации деятельности учащихся на уроке.

В теории и практике обучения, наиболее научно обоснованными являются фронтальная, индивидуальная формы работы на уроке.

Фронтальной называется такая работа деятельности на уроке, в которой учитель одновременно со всеми учащимися обсуждает общие для всех проблему изучаемого материала. При этом, предполагается, что учащиеся могут общаться не только с учителем, но и друг с другом.

Фронтальную работу называют общеклассной. Эта форма используется при объяснении новой темы урока, и при этом использовать частично - поисковый метод работы. Фронтальная работа является незаменимой, она имеет следующие преимущества перед другими формами.

  1. формирует умение опровергать, умение активизировать прежние знания.
  2. формирует культуру слушания.
  3. предоставляет возможность делиться мнениями, знаниями. Давать оценку анализу.
  4. при грамотной организации этой формы обучения можно одновременно решать проблему и индивидуальную работу с учащимися. Вовлекая более сильных учащихся в рассуждении более сложных вопросов и слабых для уточнении, воспроизведения уже вышесказанного.

Формирование вывода на разном уровне.

Фронтальная работа имеет и недостатки. Самым существенным считается невозможность равной активности всех учащихся.

Можно сочетать фронтальную и индивидуальную работу.

Важнейшим условием эффективности является система вопросов, заданий, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Групповая форма работы в последнее время более развита. Главные признаки групповой работы:

  • класс делится на несколько групп (5-7 человек) для определения определенного задания.
  • Каждая группа может получать общее задание для всех или же каждая свое задание.
  • Состав группы непостоянный. Он подбирается таким образом, что с максимальной эффективностью могли реализовать способности каждого ученика.

Характер задания в группах может быть различным. Сильный ученик помогает слабым в решении задач. При этом сильный ученик показывает максимальную степень реализации и закрепления материала при объяснении своему товарищу.

Формирование таких действий, как контроль и оценка знаний, взаимоконтроль и взаимо оценка происходит в процессе работы со сверстником, кроме того, чувства коллективизма формируются в групповой форме работы.

Парная работа.

Она может осуществляться так же как и групповая.

Индивидуальная работа по мнению ученых это самостоятельная деятельность учащихся для выполнению специальной потребности для них задания соответствует индивидуальным особенностям и уровню обученности каждого ученика.

Индивидуальная работа будет эффективной при соблюдении следующих условий.

  1. учитель должен подбирать для индивидуальной работы такую систему, которая будет и по силам и в тоже время потребует непростого воспроизведения правил, формул, хода решения алгоритма, а работой с определенной долей творческой самостоятельности.
  2. индивидуальная работа предполагает использование таких методов, приемов в обучении и дидактических средств, которая обеспечит оптимальное развитие любого ученика в классе и слабого, и среднего, и сильного.
  3. учитель должен изучать своих учеников для выявления:

а) внутренних и внешних сторон возможности ученика;

б) способность к обучению мышлению, запоминанию. Наличие знаний, умений и навыков, приобретенных в качестве предмета обучения;

в) наличие уровня работоспособности. Упорства;

г) наличие совокупности мотивов учения.

По мнению ученых, индивидуальную работу целесообразно применять на всех этапах урока.

Одним из путей реализации индивидуальной работы является дифференцированные индивидуальные занятия.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа считается одной из основных условий в развитии такого качества личности, как творческая самостоятельность.

Самостоятельные работы бывают разных типов:

  1. по характеру познавательной деятельности;
  2. по новизне результатов репродуктивной или творческой деятельности;
  3. по оформлению: письменная, устная, практическая;
  4. по охвату учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Особое место в системе работы на уроке следует отвести приемам самостоятельной работы с учебником.

  1. сформулировать вопросы друг к другу по прочитанному (фронтально, в группе, в паре);
  2. составить план прочитанного и в нескольких предложениях рассказать план.
  3. сформировать основные мысли;
  4. провести соревнование по рядам (кто больше составил интересных вопросов по прочитанному);
  5. составить проблемную задачу;
  6. внимательно прочитать новые термины, определения и попробовать их сформулировать;
  7. прочитать одну и туже тему в разных учебниках и сравнить их (по глубине изложения, по сложности языка, по проблемности, по характеру заданий).

Использование различных форм обучения для развития мыслительной деятельности на уроках математики в 5-х 6-х классах.

Курс математики 5-6 классов – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной, и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается учение по решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений, измерений. Серьезное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполнения действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения новых логических операций над высказываниями.

Для решения этих проблем перед учителем ставятся следующие задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы;
  • предусмотреть возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти.

Работа с учебником.

Чтение и анализ учебного текста на уроке полезно проводить в следующей последовательности:

  1. учитель предлагает читать в слух текст по частям;
  2. после прочтения каждой части учитель спрашивает: «что в этом фрагменте текста нового? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?»
  3. после прочтения всего текста дети повторяют новые понятия, формулируют по-возможности новые правила и определения; затем под руководством учителя обсуждают практическую значимость и сферы применения изученного материала и переходят к решению задач – этапу закрепления новой темы, ее практическому применению, формированию умений; при этом неоднократно повторяются новые правила.
  4. через некоторое время (обычно при подведении итогов урока) учащиеся отвечают на вопросы к объясненному тексту, таким образом повторяя основное содержание теоретического материала.
  5. на первых же уроках учитель, предлагает классу задание на дом, объясняет, как должна быть выполнена домашняя работа: ее следует начинать с повторения основного в объяснительном тексте и ответов на вопросы к нему, и только после этого можно приступать к выполнению письменных упражнений; затем нужно выучить правила и повторить их через 2-3 часа.
  6. вопросы к изученному материалу учитель предлагает и во время устной работы, и входе решения задач, как дополнительные; полезно проводить диктанты по теоретическому материалу.

Для учеников 5-х классов, работа с теоретическим материалом учебника – дело тяжелое, утомительное, оп этому рекомендуется на ряду с традиционной работой с учебником, использовать и игровые формы.

«Вопросы - ответы». Класс делится на две команды. После чтения текста учебника первая команда говорит и задает вопроса второй, вторая оценивает качество вопроса, его точность и затем отвечает. Первая команда комментирует качество правильных ответов. Могут быть проведены конкурсы на лучший вопрос и ответ.

«Заголовки». Эта игра – один из первых шагов в обучении детей конспектировать. Класс делится на 2 -3 команды. Учитель нумерует абзацы текста. После прочтения каждая команда озаглавливает абзац, команды предлагают свои названия, противники в свою очередь должны угадать к какому абзацу относятся названия. Учитель оценивает правильность ответов.

Ролевая игра. Более эффективны, так как стимулируют творческое мышление. После знакомства с материалом учебника, определяются действующие лица: «ведущий», «автор», «главный герой», ими оказываются математические объекты – отрезок, треугольник, уравнение и т.д.

Для развития творческого мышления могут быть предложены задания: «Сочини сказку», «Придумай фантастическую или детективную историю».

Запоминанию новых понятий, лучшему пониманию их определений помогают и отгадывание и составление кроссвордов и чайнвордов.

Пример

В этом большом квадрате спрятались 2 маленьких, состоящих из 9 клеток, сумма чисел в которых равно 21. Сумеешь ли ты их отыскать?

6

8

2

1

2

1

4

3

1

5

3

1

2

1

4

2

1

7

3

2

5

1

1

4

3

6

3

1

3

5

2

1

1

1

2

7

2

4

2

3

8

1

2

2

1

2

7

1

Устные упражнения.

Первый этап урока математики в 5-6 классах – устные упражнения.

Цель этого этапа, во-первых подготовить учащихся к продуктивной работе на всем протяжении урока, значит среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных знаний и умений. Во-вторых, постоянно проводить работу по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков. И в-третьих, способствовать развитию учащихся, то есть необходимо на каждом уроке предлагать задачи, требующие сообразительности, внимания, анализа и обобщения имеющихся знаний.

Для поддержания и развития навыков устного счета предлагаются различные упражнения, большинство из которых – так называемые цепочные вычисления. Они даются в виде схем (рис. 1) или в виде столбиков (рис. 2).

Эти упражнения не только учат вычислять, но и развивают оперативную память детей, тренируют внимание.

Упражнения могут не принести пользы, если ученики выполняют по одному действию и называют результат. При этом большинство учащихся класса остаются пассивными и постепенно привыкают к ничегонеделанию во время устной работы. Нужно чтобы каждый ученик выполнил весь объем вычислений, а учитель имел возможность быстро и легко проверить работу учащихся.

Работу можно проводить следующим образом: каждый ученик в уме выполняет действия, а в тетрадь записывает только полученный результат и сдается учителю на проверку.

Пример контрольного устного счета в форме математического диктанта. 6 класс, тема: «умножение дробей»

Учащиеся получают готовый бланк для записи ответов:

Номера заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10…

ответы

Учитель дает задание ученикам, например, показывает на карточках, ученики записывают ответ после каждого примера.

1) ;  2) ;  3) ;  4) ;  5) ;  6) ;  7) ;  8) ;  9) ;  10) .

«Развивай свои способности»

Задачки на развитие способностей, позволяют выявить учеников с недостаточно сформированным или неустойчивым вниманием, неразвитой оперативной памятью и помогут учителю тренировать и совершенствовать эти качества у детей, а так же развивать их сообразительность, умение находить закономерности, развивать пространственное воображение, сообщать дополнительные сведения о математике и ее истории, о других науках, культуре, окружающем нас мире. Задания рекомендуется давать не один раз, давать аналогичные, рекомендовать родителям для домашних заданий с детьми, особенно с теми, кто испытывает затруднения.

Пример.

Загадайте задачку и попросите догадаться в чем секрет.

Попроси любого

Задумай число.

Умножь его на 3.

Прибавь 206.

Отними 97.

Прибавь 3.

Отними 13.

Умножь на 6.

Отними 396.

Отними 198.

Подели на 3.

Отними задуманное число.

Подели на задуманное число.

Чтобы не загадали – ответ – 5.

Урок истории математики.

Урок истории математики рекомендуется проводить в конце изучаемой темы. Такие уроки не только прививают интерес к предмету, но и способствуют закреплению и более глубокому пониманию учащимися изученного, как в курсе математики, так и на уроках истории.

Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.

Рассмотрим некоторые формы работы, которые помогают систематически воспитывать интерес учащихся к математике.

  1. Реферат.

Первые и последние уроки каждой четверти можно отводить рассказу о значении математики, о математике вокруг нас, о замечательных людях, посвятивших свою жизнь математике, о связи с другими предметами, защите рефератов учащихся по этим вопросам.

  1. Викторина.

Часто уроки 5 – 8 классах начинаем с викторины, которая выполняет роль устной работы или теоретической разминки и рассчитана обычно на 3 – 5- 7 минут, в зависимости от целей и возможностей урока. Викторина состоит из трех групп вопросов, соответствующих трем уровням знаний учащихся. «Стоимость» правильного ответа на эти вопросы также разная: за правильный ответ на вопрос первого уровня сложности присуждается 1 балл, второго уровня – 2 балла, третьего – 3 -5 баллов, в зависимости от сложности вопроса или задачи и оригинальности и красоты решения.

В целях экономии времени на уроке условия примеров вопросы учитель представляет на карточках, а условие задачи читает медленно дважды. Ответы учащиеся крупно записывают на листочках и по команде учителя – показывают. Подсчитывают правильные ответы и на доске записывают общее количество баллов каждому ряду. Чтобы викторина не прервалась в самоцель, чтобы она служила главной задаче – обучению учащихся на уроке, учитель вызывает учеников к доске для обоснования своих ответов. Интерес к работе возрастает, если разрыв в баллах между рядами небольшой, а потому для обоснования ответа лучше приглашать к доске ученика с того ряда, у которых баллов меньше, так как за эти ответы баллы засчитываются тоже.

Общий итог викторины иногда подводится сразу, иногда во время последующей самостоятельной работы, иногда в конце урока, в последнем случае очки начисляются во время всего урока за все ответы с места. Викторина помогает учителю увидеть сразу характер ошибок учеников.

Пример:

Викторина для 6 класса.

Тема: «Умножение и деление дробей».

Оборудование: 1) Карточки для каждого учащегося 1, 2, 3, 4, которые ученики показывают считая соответствующий ответ верным.

2) Подготовленные учителем записи с заданиями на доске или карточки с примерами.

Вопросы на 3 балла.

А)

1)  2) 0; 3) 1; 4) 
Б)

1) 1 2) 0; 3) 7; 4) 49
Вопросы на 4 балла:

А)

1) 0 2) ; 3) 1; 4) 
Б)

1)  2) 25; 3) 0; 4)  
Вопросы на 5 баллов:

А)

1) 7 2) ; 3) ; 4) 8
Б)

1) 0 2) ; 3) 1; 4)  

  1.  Математическая эстафета.

В 5 – 6 классах внимание учащихся нестойкое. Возникает необходимость на уроке переключаться с одного вида деятельности на другой. Лучший результата дают эстафеты, проводимые в конце урока. Рассмотрим некоторые их виды.

Вариант 1.

Три картинки разрезают на 12 равных прямоугольников. На обратной стороне каждого прямоугольника написано задание. Прямоугольники складываются в три коробочки, по коробочке на каждый ряд. Коробочка передается по ряду, и каждый ученик берет себе карточку и кружочек пластилина для прикрепления карточки к доске. Иногда на карточке указывается фамилия ученика, которому она предназначена. Дается 3-5 минут для устного решения. На доске против каждого ряда закреплены листы бумаги, разделенных на 16 таких же частей, в которых написаны предполагаемые ответы. По команде: «На старт! Внимание! Марш!» - ученики, сидящие на первых партах слева, направляются к соответственному листу бумаги на доске и прикрепляют свою карточку к нужной части так, чтобы ответы совпадали и чтобы картинка была с лицевой части. Возвращаясь на место, они передают право соседу прикрепить свой кусочек картинки на общую часть.

Заданий на доске 12 а ответов 16.. Ребята должны найти среди ответов правильные.. в результате правильного решения на доске появляется картинка. Ряд, выполнивший работу первым, дополнительно получает 2 очка, а тот ряд, который закончил работу вторым – 1 очко. После проведения эстафеты на доске рассматриваются задания в которых были допущены ошибки.

Такой вид игры желательно проводить только в 5 классе, так как ребята постарше, зная в чем суть игры, стараются собрать картинку, т.е. теряется обучающий смысл игры.

Пример:

Математическая эстафета для 6 класса.

Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Оборудование: 1) 3 картинки, разрезанные на 8 частей, на обратной стороне каждой части написаны предлагаемые ответы.

2) на каждый ряд дается 8 карточек, каждому ученику по карточке на которых написаны примеры.

Ход эстафеты:

  1. Объяснение правил игры.
  2. задания для вариантов.

Вариант 1.

1) -1+2

2) 3-(-5)

3) -7+(-10)

4)-18+8

5) 9-(-11)

6) -15-(-18)

7) 0-12

8) -5+0

Ответы: 1, 8, -17, -10, 20, 3, -12, -5.

Вариант 2.

1) 12+(-12)

2) 8-(-3)

3) -5+2

4) -18+(-2)

5) 16+0

6) -11+(-1)

7) -2-(-8)

8) -4-0

Ответы: 0, 11, -3, -20, 16, -12, 6, -4.

Вариант 3.

1) -7-(-7)

2) 8+(-2)

3) -10+(-7)

4) -25+(-25)

5) -2+0

6) 4-16

7) -10+5

8) -6+0


Ответы: 0, 6, -17, -50, -2, -12, -5, -6.

Вариант2.

При изучении темы «Умножение одночленов» можно так же провести эстафету в 7 классе. На каждый ряд раздаются по одинаковой карточке, играющей роль эстафетной палочки. На каждый ряд раздают по одинаковой карточке, играющей роль эстафетной полочки, на которой изображены множимое, последующие множители и окончательный результат – произведение. Учащимся дается задание «закрыть форточки», т.е. заполнить пустые моста промежуточными произведениями, которые записывают только простым карандашом и после того, как тщательно проверено решение предыдущих примеров. Эта эстафета развивает также умение контролировать себя.

Вариант 3.

В 5-6 классах можно проводить игру «Лото».

Правила игры: Каждому учащемуся выдается карточка – лото, на которой записаны верные и неверные ответы примеров, задач или уравнений, написанных на доске. Учитель поочередно зачитывает задания, а учащиеся, произведя соответствующие вычисления ищут ответ на карточке и вычеркивают его. Учитель проверяет знания учащихся сразу и быстро. Обычно в журнал заносятся только положительные оценки, эта работа подходит к разделу обучающих самостоятельных работ. Можно провести игру после изучения новой темы, тем самым выявить на сколько верно восприняли материал учащиеся.

Смотри пример лото в приложении.

  1. Сочинение с примерами.

Воспитанию интереса к математике способствует знакомство учащихся с практическим применением изученного материала.

На классных часах в 5 классе ученики рассказывают о работе своих родителей и изучают, как у них применяется математика. А в 6 классе каждый ученик получает задание совершить экскурсию на производство к родителям и написать реферат на тему: «Математика в профессии моих родителей», в котором должна содержаться задача с производственным содержанием, составленная учеником, и ее решение. Учитывается сложность составления задачи и красота ее решения.

  1. Математика среди нас.

В 6 и 7 классах ребята пишут либо рефераты на темы «Математика вокруг нас», «Математика за страницами школьного учебника», либо сочиняют сказки, рассказы на математические темы.

  1. Перфокарты.

Работу с перфокартами можно назвать как игра «Подумай, реши и найди ответ».

Правила игры: Каждому ученику выдается 3 листочка: перфокарта, задания, чистый листок. Перфокарта соединяется с чистым листом. Ученик читает задание на листе с вопросами, обдумывает решение и выбирает ответ. Свой ответ ученик заносит в перфокарту: ставя в нужной колонке и строке знак + или √. Пример перфокарты и вопросов приведен в приложении.

Этот вид работы можно использовать при проверке знаний учащихся определений по пройденным темам или проверке навыков решения примеров, уравнений или задач на пройденный материал. Удобно проводить игру в начале урока для проверки домашнего задания или усвоения темы, пройденной на прошлом уроке., а так же можно проводить игру как тестовую. Желательно учить пользоваться перфокартами с 5, 6 классов, чтобы активно использовать их в старших классах для быстрой проверки основных знаний учащихся.

Ребята могут и не понять суть игры даже с 3 раза, поэтому нужно подробно объяснить идею игры и начать с более простых заданий.

  1. Математический бой.

Начиная с 8 класса за один урок до контрольной работы можно  проводить математический бой. О нем объявляем на предыдущем уроке, чтобы учащиеся в качестве домашнего задания заранее подготовили интересные и каверзные вопросы для команд противника и ответы на них. Класс разбивается на две команды, придумывается название команд, выбираются капитаны.

Кратко перечислим основные этапы математического боя: конкурс капитанов, разминка команд, решение примеров и задач, подведение итогов.

На каждом этапе осуществляется не только соревнование команд, но и помощь тем, кто не ответил на вопрос, не решил задачу, т.е работают все.

  1. Урок КВН.

Велика и многогранна подготовка учителя к уроку «Математический КВН».

  1. Нужно долго наблюдать учащихся, проводить разнообразные тестирования, индивидуальные беседы, чтобы верно разбить класс на команды и выявить в них лидеров, которые смогут стать капитанами команд.
  2. Подготовить несколько учащихся для работы в качестве консультантов во время КВН.
  3. Отдельные игровые ситуации необходимо отработать на обычных уроках, чтобы ребята сразу понимали, как надо выполнять нестандартные задания.
  4. К уроку КВН следует тщательно подготовить наглядные пособия, дидактический материал, технические средства и т.д.

Учитель разбивает класс на команды, а те уже сами выбирают своих капитанов, консультантов и помощников капитанов. Учитель только тактично направляет этот выбор.

Команды готовят цветные карточки, с помощью которых будут оцениваться ответы в устных конкурсах, рисуют эмблемы для капитанов, подбирают название команды, например: «РИТМ» (решать, искать, творить, мечтать), «XYZ», «Вперед» и т.п. Обсуждение содержания КВН, эмблем капитанов и т.д. проводится на занятиях математического кружка или после уроков.

Урок начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает о порядке проведения КВН.

  1. А) «Разминка».

Это пятиминутная самостоятельная работа учащихся на листочках. Выигрывают те команды, которые успели все правильно решить и вовремя сдать листочки. Задания для этого конкурса подбираются из «Обязательных результатов обучения», поэтому с ними справляются практически все ребята. Очень украшают конкурс песочные цветы. Именно они приносят игровой элемент. К тому же они очень удобны – всем видно, как «истекает» время.

2. Б) «Блицтурнир».

Последующий устный счет проходит в виде конкурса «Блицтурнир» с заданиями типа: «Что бы это значило?», «Наитии ошибку».

Например: на доске написано выражение . «Что бы это значило?» - спрашивает учитель. Ученик отвечает: «Я думаю, что вместо вопросительного знака надо поставить ».

«Найди ошибку» - это название хорошо характеризующее другой конкурс. За правильный ответ учащемуся вручают цветную карточку. Команда получает 5 баллов, если не только найдет ошибку и верно выполнит задание, а аргументирует свой ответ, т.е. назовет использованные правила.

  1. «Домашнее задание».

Тетради с домашним заданием собраны до урока и сложены по стопкам. Помощники капитанов проверяют их во время «Разминки» и «Блицтурнира». Если в команде все задания сделаны правильно, то она получает 5 баллов. Но если кто-то ошибся, то из общего числа вычитается число очков, равное количеству  тетрадей с ошибками.

  1. «Конкурс капитанов».

Под музыку песни из телевизионного клуба веселых и находчивых к доске выходят капитаны. Учитель дает им карточки с одинаковыми заданиями. Победителем признается капитан, первым выполнивший задание правильно. За отличное объяснение решения капитану присуждается дополнительные баллы. Команда е только болеет за своего капитана, но и помогают им: выполняют то же самое задание в своих тетрадях.

  1. «Конкурс консультантов».

Он дает консультантам немного побыть на месте учителя, объясняя ребятам решение трудных задач. Каждый консультант получает карточку с заданием, выполняя задание на доске он дает к нему исчерпывающее объяснение. Задача команды соперников – «завалить» консультанта вопросами, разыграв непонимание задачи. Консультант – победитель может принести своей команде до 10 баллов: 5 - за правильность и скорость решения и 5 - за отличное объяснение.

  1. «Конкурс любознательных».

Обе команды должны изучить один и тот же пункт из учебника и придумать вопросы по нему для команды соперников. Но такой конкурс не стоит проводить без предварительной подготовки. Ребята не сразу осваивают этот вид заданий. Сначала лишь 1 – 2 ученика могут придумать вопрос к тексту. Постепенно это получается все лучше и лучше. В дальнейшем на наших математических КВНах этот конкурс становится одним из любимых. Ребята уже сами составляют планы по пунктам учебника, выделяют в каждом пункте основную мысль, подмечают пропуски в доказательствах теорем и пытаются найти недостающие логические шаги.

  1. «Математический футбол».

Первая команда задает вопросы по изученному материалу команде соперников. Они должны ответить. За каждый правильный ответ им присуждается одно очко. Но если первая команда сочтет ответ неверным и докажет это, то, значит, она забила соперникам гол (у них вычитается очко).

  1. «Кто быстрее?».

Изучение теории обычно закрепляется упражнениями. Первое упражнение учитель выполняет сам – это пример – образец, по которому он отвечает на вопросы ребят. Потом быстро стирает написанное. Победа присуждается той команде, которая раньше других успела воспроизвести пример в своих тетрадях.

Итоги конкурса обсуждаются всем коллективом класса. В нашем клубе веселых и находчивых нет жюри, вернее каждый участник игры становится одновременно и судьей. Судейские обязанности приучают комментировать и решение задачи и ответ, и ответ по теории. Приходится быть внимательным, привлекать в споре логические доводы. Во время обсуждения без споров не обходится. Так возникает ученическое самоуправление. Ребята гордятся, что таблиц итогов заполнятся учителем только с учетом их мнения.

КВН заканчивается подведением итогов и заключительным словом учителя, который поздравляет победителей, утешает проигравших и отмечает те задания, которые ребятам удаются, и те, над которыми им еще предстоит потрудиться.

Заключение.

 В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому нам, учителям математики, необходимо периодически пользоваться играми или вводить элементы игры и на уроках, и во внеурочное время. Познание же математики через игру прививает к ней любовь, переходящую иногда в потребность заниматься этой наукой серьезно.

Художественное оформление урока.

Как и красивую иллюстрированную книгу хочется удержать в руках подольше, так и урок, наполненный не только черно – белым цветом, больше привлекает внимание.

Используйте красочные иллюстрации, цветные чертежи, обрамленные карточки, все это благоприятно действует на психику ребенка, а также позволяет более наглядно рассмотреть, представить себе задачу, ведь математика это не сухая наука, а наша с вами жизнь!

Этапы урока.

Первый этап урока.

Подготовительный – устная работа, включающая устный счет, анализ и решение задач, готовящих учащихся к усвоению нового, а так же развивающие упражнения.

Второй этап урока.

(20 – 25 минут) посвящен работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков.

Третий этап урока.

Повторение материала рекомендовано проводить во второй половине урока, когда возможности ребенка усваивать новый материал значительно снижаются.

Последний этап урока.

Подведение итогов работы:

  • обсудите с детьми, что новое, важное узнали на уроке;
  • провести «первичный контроль» - проверить, как понятно основное содержание урока;
  • подготовить учащихся, если это необходимо, к выполнению домашнего задания.

Задание на дом можно записать с детьми в начале урока, поскольку при работе над основной темой, при выполнении упражнений всегда есть возможность прокомментировать и отдельные задачи из домашнего задания. Важное условие эффективности урока – баланс фронтальных, групповых и индивидуальных приемов работы, постепенный переход от работы со всем классом – через этап оказания дозированной помощи ученику – к полностью самостоятельной работе.

Проблемы и возможности их решения.

проблема

Возможность решения

Недостаточная техника чтения, проблемы в понимании текста, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его

Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, читать в слух и анализировать условия задачи

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк

Упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, верное положение руки

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память

Цепочные вычисления

Недостаточная тренированность долговременной механической памяти

Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты

Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, дополнительной литературе

В классе иметь справочные издания, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительной литературе

Недостаточные умения устных вычислений

Постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение устного счета

Ошибки при вычислениях

Регулярное повторение алгоритмов выполнения действий

Недостаточное умение решать текстовые задачи

Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. Задавать наводящие вопросы.

Недостаточное развитие графических умений

Выполнение чертежей с подсчетом клеточек

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Чтение выражений, равенств, уравнений и неравенств, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах



Предварительный просмотр:

«В математике всего

сложнее – способ преподавания математики»

Н. И. Лобачевский.

В «обучении математике» главной проблемой является сочетание обучения с теорией, с обучением, способом учебно-познавательной деятельности. В этом случае, процесс обучения становится процессом управления учебной математической деятельностью учащихся. Методика преподавания математики признана ответить на следующие вопросы:

Зачем обучать математике? (цель обучения)

Что изучать по математике? (содержание обучения)

Как обучать математике? (задачи обучения)

В результате, отвечая на поставленные вопросы, формируются цели обучения, содержание обучения, задачи обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.

Задачи методики преподавания математики:

  1. Определение целей математического образования в целом и на возрастном этапе.
  2. Разработка содержания и структуры в школьном курсе математики.
  3. Изучение существующих методов и форм методики преподавания математики с целью их анализа, теоретического образования, обобщения наиболее эффективных из них, усовершенствование.
  4. Разработка новых методов и форм обучения математики и применение их на практике.
  5. Разработка и создание новых учебных пособий, популярной математической литературы и методических пособий для учителей математики.
  6. Разработка средств обучения математики.
  7. Разработка системы развивающего и воспитательного обучения математики.
  8. Исследование вопросов самообучения математики.


Цели обучения математики в средней школе.

Общеобразовательные цели:

  1. передача учащимся опорной системы математических знаний, умений и навыков, основ математической науки необходимых для общего  образования;
  2. выработка у учащихся умений решать основные типы математических задач и применение теории в различных конкретных ситуациях;
  3. Помогать учащимся в овладении математическими идеями и методами понятия действительности для дальнейшей жизни.;
  4. Формирование у учащихся на материале учебного предмета математики способов учебно-познавательной деятельности (технология обучения);
  5. Знакомство учащихся с основами гуманитарных знаний связанных с математикой.

Развивающие цели:

  1. развивать мышление необходимое образованному человеку (эвристическое, абстрактное, алгоритмическое);
  2. развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления: интуиция, пространственное воображение, смекалки и т.д., которые являются составляющими математических способностей;
  3. развитие мировоззрения, понимания философской стороны математики, как науки об определенных свойствах действительного мира и ее роль в освоении научной картины мира;
  4. развитие устной и письменной речи (математической), формирование языка и аппарата математики, выработка умения читать математическую литературу.
  5. Развитие внимания, восприятия, памяти, представления и воображения;
  6. Развитие знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Воспитательные цели:

  1. воспитание устойчивого интереса к изучению математики;
  2. воспитание нравственных качеств личности: настойчивость, воля, инициатива, упорство, точность, организованность, привычка к систематическому труду, дисциплина, добросовестность, самостоятельность, активность;
  3. эстетическое воспитание;
  4. воспитание культуры общения.


Методы обучения.

Метод обучения – способы взаимодействия учителя и учащегося, направленное на достижение цели обучения, воспитания и развития школьников.

1. Наблюдение и опыт.

В процессе познания природы ученые математики пользуются особыми средствами, методами научного исследования. В процессе обучения учащиеся так же ставятся в положение первооткрывателя математики и математических истин (самостоятельно или под руководством учителя).

Наблюдением называется метод изучения формирования свойств и отношений объектов и понятий окружающего мира, рассматриваемых в естественных условиях.

Восприятие – это процесс непосредственного отражения в наших органах чувств в момент воздействия окружающих предметов.

Опыт – это такой метод изучения предметов и явлений, посредствами которого мы вмешиваемся в их естественное состояние и развитие, создавая для них искусственные условия. Наблюдения и опыт имеют центральное место в изучении экспериментальных наук (химии, физики), они имеют и определенное значение в преподавании математики.

2. Сравнение.

Сравнение – мысленное установление сходства и различия объектов изучения.

Сравнение, как метод исследования, применяется в математике не только для изучения математических свойств, но и для установления самих этих свойств.

При использовании этого метода необходимо помнить принципы сравнения:

  1. Сравнивать можно только такие объекты, которые имеют связь друг с другом, т.е. сравнение должно иметь смысл.
  2. Сравнение должно проходить планомерно.
  3. Сравнение по одним и тем же свойствам объектов должно быть полным, завершенным.

  1. Анализ и синтез.

Анализ рассматривается как путь от целого к частным этого целого.

Синтез путь мышления от частей к самому целому.

Анализ применяется как путь мышления, при котором переходят от следствия к причине, породившей это следствие.

А синтез тоже прием мышления, при котором от причины переходят к следствию, порожденной этой причиной.

В процессе формирования понятия, анализ используется при выделении существенных признаков понятия, которые затем объединяются и образуют содержание понятия.

При доказательства теорем и решении задач рассуждения можно вести по-разному: отправляясь от данных установить связи между ними и идти к искомым величинам (синтетический метод), отправляясь от искомых величин, установление вязи между искомыми и данными и идти к данным (аналитический метод).

Обычно используют параллельно два метода.

Анализ – путь к открытию, синтез – путь к обоснованию.

  1. Обобщение и специализация.

При обобщении мысленно выделяют какое-то свойство, принадлежащее множеству объектов и объединить эти объекты воедино.

(Пример: параллелограмм и его свойства)

Специализация – мысленное выделение какого-то свойства из множества свойств изучаемого объекта.

Обобщение выступает как переход от данного множества предметов к рассмотрению более емкого множества, содержащего данные.

Специализация выступает, как переход от данного множества, к рассмотрению множества содержащегося в данном множестве.

  1. Абстрагирование и конкретизация.

Абстрагирование – это мысленное выделение или мысленное отвлечение от некоторых не существующих веществ, изучаемого объекта и выделение существенных свойств для данного исследования.

(Пример: геометрические фигуры рассматриваются не в зависимости от того из чего они изготовлены, какого они цвета)

Конкретизация – это мыслительная деятельность при которой односторонне фиксируется та или иная сторона вне связи с другими.

Она может выступать и как наглядная иллюстрация для подтверждения какого-то абстрактного положения и как приложение некоторого свойства в конкретных условиях.

Материал подготовил учитель математики Татенко Е. В.



Предварительный просмотр:

Система подготовки учителя к уроку.

Урок – основная организационная форма учебного процесса. Говорят об уроке, обычно имеют в виду логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок времени учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса можно положить в основу классификации уроков.

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок закрепления изученного.

Урок проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Часто применяется комбинированный урок. Обычно в рамках этого урока рассматривается ознакомление и закрепление нового материала.


Урок ознакомления с новым материалом.

Основная цель: ввести понятие, или установить средства (признаки, отношения), или построить правило (алгоритм) и др.

Этапы урока:

  1. Подготовка к изучению нового материала (повторение или актуализация базовых знаний).
  2. Ознакомление с новым материалом.
  3. Закрепление (первичное) изученного.
  4. Постановка домашнего задания.
  5. Подведение итогов урока.

Урок закрепления изученного.

Основная цель: сформулировать определенное умение, или систематизировать знания по теме.

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания (проверяется усвоение материала, с которым учащихся ознакомили на предыдущем уроке).
  2. Закрепление изученного материала.
  3. Постановка домашнего задания.
  4. Подведение итогов урока.

Урок проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Основная цель: выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала.

Этапы урока:

  1. Инструктаж учеников по организации работы на уроке и содержанию материала.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Подведение итогов урока.

Основные методические требования к уроку математики.

Они помогут правильно составить конспект урока и проанализировать урок.

  1. Сформулировать тему урока.
  2. Определить цели урока: дидактические, развивающие, воспитательные.
  3. Определить структуру урока и конкретную задачу каждого этапа урока.
  4. Отобрать учебный материал в соответствии с целью и задачами отдельных этапов урока.
  5. Определить методы и приемы работы учащихся.
  6. Определить приемы руководства учителем деятельностью учащихся.
  7. Выбрать средства обучения (учебник, дидактические или раздаточные материалы, наглядные пособия и др.)
  8. Определить форму и содержание материалов для проверки усвоения материала, рассмотренного на уроке.
  9. Продумать инструктаж к выполнению домашнего задания и форму подведения итогов урока.


Предварительный просмотр:

1. Учебная деятельность школьника связана с деятельностью других людей. В этом процессе осуществляется обмен опытом деятельности, ее видами, способами, благодаря чему происходит значительное обогащение деятельности каждого. Расширяется кругозор в предметных областях деятельности.

2. Развитие деятельности в педагогическом процессе знаменует собой и поступательное развитие личности, поскольку меняется характер деятельности (в начале –исполнительская; затем –активно-исполнительская; далее – активно-самостоятельная; затем – творчески-самостоятельная).

3. Изменение характера деятельности существенно влияет и на изменение позиции ученика: от исполнительской – к активной – к позиции ученика.

4. Становление личности ученика в учебном процессе обусловлено изменением регулятивных механизмов (внешних и внутренних). Уровень саморегуляции – основной показатель и механизм формирующейся личности школьника…

5. Изменение позиции ученика обусловлено и межсубъектными отношениями учителя и учащихся. Будучи объектом деятельности учителя, ученик не проявляет заботы о саморегуляции учения, от учителя поступают требования и указания, которые он и выполняет. К саморегуляции ученика подводят важнейшие личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес, которые помогают осознанию своего продвижения («решил правильно», «сделал не хуже других», «догадался», «подсказал учителю» и т.д.).

6. Постепенно самоанализ учения рождает веру в свои силы, меняется и позиция школьника. Его участие в учебной деятельности ограничено сопряженным с деятельностью учителя. Он начинает разделять с учителем заботу об интенсивности учебного процесса, об экономных путях учения, об успешных результатах деятельности. На этом уровне своей активной позиции ученик выдвигает собственные суждения на основе того, что видел, узнал за пределами урока, чем помогает учителю строить обучение на более высоком уровне.

РОЖДЕНИЕ ТАКИХ ОТНОШЕНИЙ – ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА. ЭТО ПОБЕДА И УМНОГО УЧИТЕЛЯ, ПРОНИКАЮЩЕГО ВО ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ СВОИХ ПИТОМЦЕВ, СОДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕВРАЩЕНИЮ ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  1. Вооружает знаниями, умениями, навыками.
  2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся.
  3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес.
  4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.
  5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  1. Помогает уяснить практическую значимость науки.
  2. Развивает политехнический кругозор.
  3. Готовит психологически и практически к труду.
  4. Вооружает практическими знаниями, умениями, навыками.
  5. Развивает сенсорно-двигательную сферу.

ОБЩЕНИЕ.

  1. Содействуют обмену опытом и знаниями.
  2. Устанавливает коммуникативные связи с участниками учебной деятельности.
  3. Содействует стимуляции любой деятельности.
  4. Выявляет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности (между учителем и школьниками, между учениками).
  5. Способствует формированию межсубъектных отношений.

ИГРА.

  1. Содействует развитию познавательных сил учащихся.
  2. Стимулирует творческие процессы их деятельности.
  3. Способствует разрядке напряженности, снимает утомление.
  4. Создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, оживляет учебную работу.
  5. Содействует развитию интереса к учению.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  1. Содействует эстетическому восприятию и освоению действительности.
  2. Развивает художественный кругозор.
  3. Формирует ценностные ориентации в области искусства.
  4. Обогащает эмоциональную сферу школьников.
  5. Выявляет и развивает творческие способности учащихся.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  1. Оказывает опосредованное, но весьма значительное влияние на учебный процесс.
  2. Создает социальную направленность любой деятельности.
  3. Развивает организаторские умения и способности.
  4. Обогащает мотивы любой деятельности.
  5. Укрепляет успех.
  6. Содействует общественной оценке деятельности школьников.
  7. Способствует развитию активной жизненной позиции.

  1.  Помогает активному восприятию информации учителя и ответов учащихся, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов ученика и форм речевого выражения.
  2. Является выражением результатов собственных познавательных приобретений учащихся: наполняемости их знаний, широты, глубины, особого их характера, мобильности знаний и умений.
  3. Выражает их отношение к обучению и учению; их внутренние побуждения, интересы, склонности, их настроения в совершении учебных действий, удовлетворение (или неудовлетворение) от учебной, познавательной и другой действительности.
  4. Выступает очень выразительно в становлении межсубъектных отношений на уроках – и как выражение позиции ученика, и как стремление его воздействовать на учителя, товарищей, доказать, убедить их в обоснованности своих суждений. В этих личностных выражениях школьником своего «я» в воздействующей силе речевой деятельности состоит величайшая ее ценность для активного включения их самостоятельных суждений, для формирования их субъективной, личностной позиции.
  5. Является основной общения с товарищами и учителем во всех ее проявлениях: в обмене опытом (в восприятии опыта другого, в выражении собственного опыта), в обмене взглядами, суждениями, настроением, в чем выражается, как правило, и воздействие на другого; именно в общении через речевую деятельность и выражается позиция школьника.

У учителя речевая деятельность на уроках в зависимости от ее назначения выражена различными функциями:

1. Иинформативно-познавательной, рассчитанной на присвоение учащимися знаний, умений, на организацию их познавательной деятельности различного характера и уровня.

2. Коммуникативной, осуществляющей общение со школьниками, направленное на установление контактов, необходимых в общей познавательной деятельности, на формирование благоприятных отношений, межличностных, межсубъектных связей.

3. Стимулирующей, способствующей активности, самостоятельности учащихся, формированию их интересов, работоспособности, регулятивных механизмов.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – показатель важнейших сторон всей деятельности учителя:

  • эрудиции и методического мастерства;
  • личностных особенностей, оказывающих немаловажное влияние на учебную деятельность;
  • характера общения с учениками, раскрывающего проявления педагогического такта – обязательного условия педагогической деятельности и критерия профессиональной пригодности учителя;
  • отношений к учащимся, его контакта с ним, его понимания и желания видеть в них своих помощников, соратников, активных, самостоятельных деятелей учебного процесса, заинтересованных вместе с ним в успешном ходе и результатах обучения и учения.

Будучи особым самостоятельным видом деятельности, она является необходимой принадлежностью любой деятельности, совершаемой вместе с другими людьми (познания, общения, труда, игры, художественной, общественной и т.д.).Учебный процесс весь построен на речевой деятельности учителя и учащихся. В этой деятельности выражены все ее особенности: восприятие речи другого, выражение своей речи учителем и учащимся, воздействие на соучастников учебной деятельности при помощи логических и экспрессивных форм речевой деятельности.Речевая деятельность – главный инструмент каждого учителя, оказывающий сильное воздействие на познание, общение, отношения школьников. За высокие образцы своей речи и культуру речи учащихся несет ответственность каждый учитель, он не вправе возлагать это лишь на учителей русского, иностранных языков и литературы.В любой предметной области учителю необходимо отыскивать наиболее эффективные пути выражения речевой деятельности своей и учащихся, использовать их в соответствии с учебными действиями учеников.Задачей каждого учителя является использование речевой деятельности в формировании важнейших личностных образований учащихся – активности, самостоятельности, интереса, – подводящих школьника к активной позиции субъекта учебной деятельности.Нуждается в этом любой ученик, и особенно те, кто не проявляет стремления к выражению своих знаний, суждений, отношений.Единые требования педагогического коллектива к речевой культуре учащихся и учителей обеспечит вдумчивую, систематическую работу по совершенствованию речевой деятельности, по использованию богатейших резервов всех функций обучения.Взаимосвязь видов деятельности в учебном процессе.Учитель направляет учебную деятельность в целях образования, воспитания и развития в каждом учение его познавательных возможностей и сил, формирования его активности, самостоятельности, познавательных интересов, ревностного отношен

и

я

 

к

 

деятельности.Позиция и стиль деятельности учителя определяется категорией меры:мерой требовательности и своевременной помощи;мерой педагогического руководства и самоорганизации учеников;мерой управления деятельностью учащихся и предоставлением им свободы;мерой сочетания педагогического опыта учителей и незрелого опыта учащихся;мерой предъявления к учащимся общих требований и учета их индивидуальных возможностей.Цель деятельности ЛЮБОГО УЧИТЕЛЯ – не только дать образование молодым в своей предметной области, но и содействовать формированию личности тем, кто у него обучается, содействовать не в одиночку, а вместе с другими, используя и опыт, и возможности коллег.


Ученик должен:Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;Рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;Делиться своими знаниями с другими;Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;Выполнять задания – максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения (роста растений, повадок животных, выращивание кристаллов и др.)Пробуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;Практиковать свободный выбор заданий, преимущественно – поисковых, творческих;Создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;Разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;Создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позиции членов колле

к

т

и

в

а

.

Методологический и теоретической основой изучения и построения современного учебного процесса является марксистко-ленинское учение о развитии человека, об общественной сущности его личности, о роли человеческой деятельности в обеспечении материальных и духовных ценностей общества, о целенаправленном, преобразующем характере деятельности человека.От актуализации проблемы деятельности в учебном процессе зависят перспективы совершенствования теории и практики обучения.В учебно – познавательной деятельности следует видеть двух ее субъектов: учителя и ученика. Установление их зависимостей в активизации учебного процесса является предметом педагогической теории и практики обучения. Важнейшей ее проблемой является установление зависимостей между управлением процессом обучения учителем и самоорганизацией учения учеником, выполнение этих зависимостей.Влияние существенных свойств деятельности своеобразно раскрывается в активизации учебно-познавательной деятельности.Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более своего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.В условиях взаимосвязи познания школьников с трудом, игрой, общением, художественной, общественной деятельностью приходит интенсивная активизация познавательных процессов взаимное обогащение учащихся опытом разносторонней деятельности.Особое значение приобретает задача взаимосвязи обязательных форм, в которых сам ученик избегает цель, и построение деятельности, находит пути к ее результатам. Все это происходит как в процессе обучения, так и во взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности.Среди факторов, усиливающих активизацию деятельности учителя и учащихся, выделяются благоприятные отношения, складывающиеся между ними, способствующие всемирному развитию активности, самостоятельности школьника, становлению его позиции субъекта.Межсубъектные отношения учителя и учащихся представляют значительную ценность обучения и учения. В этих условиях в совместной учебной деятельности раскрываются как силы и возможности учащихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство учителя, использование им внешних и внутренних сторон обучения, прогнозирование его более высоких результатов.Активизации учебно-познавательной деятельности способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние благоприятные условия обучения. Познавательный интерес обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность, подвижность, снимает утомление, инертность, придает всей учебно-воспитательной деятельности благоприятный эмоционально-интеллектуальный тонус.Один учебный день в одном классе вскрывает множество аспектов значительной или слабой активизации учебной деятельности.Формирование активной, самостоятельной позиции школьника в учебном процессе – Это непрерывный диалектический процесс проявления и снятия противоречия между возрастающими объективными требованиями к деятельности учащихся и субъективными их возможностями. Все это в течение одного учебного дня на различных уроках раскрывается особенно сильно.Общими условиями активизации учебной деятельности являются:Прогнозирование общественной направленности деятельности;Укрепление социальных связей, формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого школьника;Постепенное и постоянное усложнение деятельности с переводом ее на более высокие уровни развития от исполнительства к творчеству.



Предварительный просмотр:

Порядок ведения тетрадей учащимися

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих правил и требований:

1 – писать аккуратным, разборчивым почерком;

2 – единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать для чего предназначены тетрадь (для работ по русскому языку, по математике, для работ по…), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Тетради учащихся I-IV классов рекомендуется подписывать следующему образцу:

Тетрадь для работ по русскому языку (или математике)

Ученика 2 класса средней школы №…

Фролова Михаила.

Тетради учащихся 1 класса подписываются только учителем;

3 – соблюдать поля внешней стороны (поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку и математике в 1-…классах и в тетрадях по всем предметам);

4 – в первом классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия первого класса, а также во 2 и 3 классах обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца – прописью;

5 – писать на отдельной строке название темы урока, так же темы письменных работ (изложение, сочинение и др.)

6 – обозначать номер упражнения, задачи или указать вид выполняемой работы, указать, где выполняется работа (классная или домашняя);

7 – соблюдать красную строку;

8 – для учащихся 1-3 (4) классов текст каждой новой работы начинается с красной строки на той же страницы тетради, на которой написаны даты и наименование работы;

9 – между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а так же между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только две клетки;

10 – между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике – 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);

11 – выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом, а в случае необходимости – с применением линейки или циркуля;

12 – исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; вместо зачеркнутого надписывать буквы, слова, предложения; не заключать неверные записывания в скобки.


Порядок проверки письменных работ учителем

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

  • по русскому языку и математике: в 1-4 классах и в первом полугодии 5 класса – после каждого урока у вех учащихся.
  • изложения и сочинения по русскому языку, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются учителем у всех учащихся.

Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:

  • контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-4 классах проверяются учащимся к следующему уроку; изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через 2 дня.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

  • при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1-3 (4) классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий.

При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I – орф., V – пунк.)

  • подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой;
  • проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценки в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются учителем. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.


Современные требования к уроку

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени учебно-воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так как урок это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях:

  • на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знаний по образу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации.

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать.

  1. Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике.
  2. Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения поисковых задач, на сколько доступен поиск такого содержания для учащихся соответствующего возраста, на столько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.
  3. Изложение материала на уроке может быть и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций. В других случаях содержание знаний изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.

Изложение знаний может протекать в форме рассказа, лекции, чтения учебника, просмотром диафильмов и т. д. Характер изложения проявляется внутренней структурой, способом построения – объяснительно – иллюстративным или проблемным.

Одним из основных требований к уроку является научность, непременным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с доступными им методами науки.

Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы весьма не легкая задача. Это, во-первых, внесение в изложение содержания различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, памятуя, что самое сложное может оказаться не под силу некоторым для активного усвоения, но должно быть понятно всем. Это, во-вторых, получение знаний для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудного содержания заданий к более сложным. Это, в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.

  1. Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицы темы, раздела, курса. Урок – это педагогическое произведение и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель вносит как в осуществление этих требований, так и в сочетание компонентов урока свой искусство, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от его индивидуальных черт.

Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с  дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими являются не традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т. д., а шаги, обуславливающие движение к цели урока, т. е. Усвоение его содержания.

  1. На уроке должно иметь место закрепление знаний, посредствам воспроизведения знаний учащимися, упражнения в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации.
  2. Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания умений и знаний. Форма повторения может быт различной, в зависимости от целей урока и его содержания.
  3. На уроках должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащихся. Главный критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.

Структура урока

Тип урока

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний

Выработка умений и навыков

Повторение обобщение

Проверка

Оценка

I

Организационный этап

II

Проверка домашних заданий

Актуализация опорный знаний и умений

III

Всесторонняя проверка знаний

Определение стержневых знаний и умений

Воспроизведение и корек. Умений и навыков для творческого решения задач

IV

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Пробное применение знаний

Подготовка к комплексному применению знаний

Подготовка к обобщающей деятельности

Повторение в различных формах

V

Усвоение новых знаний

Выработка умений применять знания по образцу в сходных условиях

Самостоятельная работа по комплексному применению ЗУП на всех уровнях

Обобщение силами учащихся

Беседа как метод фронтальной проверки

VI

Первичная проверка понимания

Выработка умений переноса знаний

Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения работы

Обобщение самим учителем

Задание на применение знаний в различных ситуациях на различных уроках

VII

Закрепление новых знаний

Тренировочные упражнения

Контроль и самоконтроль на основе выполнения самостоятельных работ

Коллективное обсуждение полученных результатов

Групповая работа, взаимоконтроль и взаимопомощь

VIII

Подведение итогов урока

IX

Инструктаж о выполнении домашнего задания

Не только знать, но и уметь!

Для того, чтобы организовать учебную деятельность рационально, педагог должен знать:

  1. Ясно определить и поставить перед учащимися дели и задачи их деятельности на уроке.

  1. Правильно выбрать приемы, методы, технику для осуществления поставленных задач, рационально их использовать.

  1. Составить придуманный, ясный, точный план работы на уроке. Каждый этап урока точно рассчитать во времени. Хорошо инструктировать учащихся, учить их умению учиться. В процессе обучения осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

  1. Нормировать самостоятельные работы учащихся во времени и учить их укладываться с выполнением работ в заданное время. Рационально и экономно использовать учебное время.

  1. Систематически осуществлять учет работы и контроль за работой учащихся: шире вводить в практику тематический учет знаний учащихся по всем предметам.

  1. Совершенствовать систему стимулов к труду, эффективно их использовать.

Показатели эффективности учебной деятельности

Эффективность учебной деятельности по усвоению ведущих идей и их применение на практике оценивается на основе таких проявлений как: свободная ориентировка в учебном материале, знание существенного, главного и умение отделять его от второстепенного; умение анализировать реальные явления с помощью ведущих идей науки, основной информации, полученной в процессе обучения; учет своих возможностей, реальных сил и способностей при планировании практических действий; точность и действенность использования знаний при решении практических задач; оценка качества своей проделанной работы.

Познавательная активность учащихся определяется на основе устойчивой работоспособности, умения преодолевать трудности и вносить коррективы в процесс учения, она фиксируется по ряду признаков:

  • Сохранение устойчивости внимания на протяжении всего урока (количество и время отвлечений, время сосредоточенной работы);
  • Виды познавательных трудностей, которые в состоянии преодолевать школьник (сложности в усвоении теории и видение межпредметных связей, трудности использования теории, отстаивание своей точки зрения, сложности в усвоении одновременно большого объема информации);
  • Реакция на неудачи в учении (упорство, самооправдание своих действий, нежелание учиться, потребности в самообразовании);
  • Способность признавать свои ошибки;
  • Способность заставить себя переделывать некачественно выполненную работу.

Ответственное отношение к учению в конечном счете характеризует нравственную и волевую стороны развития школьников в процессе обучения. Ответственность ученика проявляться в ряде признаков:

  • Добросовестное выполнение своих учебных обязанностей, требований учителей;
  • Понимание социальной значимости и личной необходимости добросовестного учения;
  • Предъявление требований к высокому качеству своей учебной работы;
  • Умение активно оценивать качество своих знаний, умений и навыков;
  • Требовательное отношение к знаниям и учениям своих товарищей;
  • Самобилизация своих сил и способностей при преодолении познавательных трудностей;
  • Способность чередовать свой труд и отдых, восстанавливать свою работоспособность;
  • Самоанализ своей работы и внесение в нее необходимой корректировки.

Рост педагогического мастерства учителя – необходимый показатель качества учебной работы. Учебный процесс изменяет в наибольшей мере самого учителя, если он положительно влияет на учащихся, обеспечивает единство образования, воспитания и развития школьников. Признаками роста педагогического мастерства учителя на уроке являются:

  • Четкость определения и дифференциация задач урока;
  • Обеспечение преемственности в усвоении содержания образования;
  • Творческий характер методов обучения с учетом особенностей учебного материала и обучаемости детей;
  • Помощь детям преодолевать трудности в учении;
  • Наличие высокой работоспособности учащихся на уроке за счет применения знаний дидактики, методики обучения, гигиены, учета обучаемости школьников;
  • Умение заниматься психологическим самообразованием и постоянно обогащать учебный процесс на основе научных достижений.

Диагностика работы

учителя

Выявляются четыре основных направления диагностики работы учителя: Рациональное использование опыта, традиционных методик, овладение новыми методами и приемами учебной деятельности, разумное сочетание их при раскрытии конкретного содержания материала и осуществление обратной связи по самоанализу, самооценке преподавания своего предмета.

Качество работы учителя определяет его авторитетом, мастерством. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Существование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства учителя принято считать основными показателями эффективности урока.

Первый важный показатель результативности учебного процесса – объем и качество знаний. Знания составляют основной фундамент человеческой культуры, на базе которого реализуется любая деятельность людей.

Практические умения и навыки – это второй важный показатель эффективности урока, поскольку знания приобретают реальное воплощение через умения и навыки деятельности.

Интеллектуальное развитие ребенка – третий показатель эффективности урока. Приобретая знания, умения и навыки, подрастающее поколение одновременно все полученные сведения учится систематизировать, обобщать, использовать для разнообразных практических целей.

Во всем этом процессе развивается память, речь, мышление, внимание, т. е. совершенствуются все познавательные силы и способности.

Умение применять теорию на практике –четвертый показатель эффективности урока. Сами по себе знания и умения не имеют ценности, если в разнообразной практической деятельности учащиеся не в состоянии их использовать. Применение знаний одновременно характеризует и качество их усвоения, и уровень развития интеллекта школьника, и его практический опыт, сформированных умений и навыков.


Выявление затруднений в педагогической практике и их предупреждения в дальнейшей работе

  1. Знание учителем теоретических основ преподаваемого предмета.
  2. Владеет ли учитель методикой преподавания предмета:
  1. Организация личного труда на уроке;
  2. Организация труда учащихся;
  3. Целесообразность постановки целей на уроке;
  4. Соответствие содержания и приемов обучения цели урока;
  5. Логическая стройность урока;
  6. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
  1. Использует ли учитель и насколько эффективно активные формы обучения?
  2. Умение активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Воспитание сознательной дисциплины учащихся и их общественной активности на основе развития классного самоуправления.

  1. Состояние дисциплины на уроке.
  2. Каким стилем управления деятельности учащихся учитель добивается необходимой дисциплины? Как к этому относится учащиеся?
  3. Реакция учащихся на замечания учителя при нарушении дисциплины учащимися класса.
  4. Ведется ли учителем на уроке и после окончания индивидуальная работа с учащимися, нарушителями дисциплины в ходе урока.
  5. Приемы стимулирования и формирования сознательной дисциплины учащихся на уроке и вне его.

Единство требований работающих в класса учителей. Наличие преемственности в УВР с учащимися.

  1. Организация труда учащихся:
  1. Проверка готовности к уроку и выполнение домашнего задания;
  2. Постановка цели урока;
  3. Темп работы учащихся и его соответствие возрасту;
  4. Рациональность использования времени на уроке;
  5. Подведение итогов урока, оценка труда учащихся;
  6. Комментирование домашнего задания;
  7. Формы организации труда учащихся и их целесообразность.
  1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке:
  1. Постановка проблемы;
  2. Наличие сравнений, анализа обобщений;
  3. Наличие и результативность индивидуальной работы учащихся;
  4. Характер самостоятельных знаний учащихся4
  5. Результативность использования ТСО, как наглядности средств активизации учащихся;
  6. Приемы стимулирования активности учащихся.
  1. Воспитательная направленность урока:
  1. Какие качества формируются;
  2. Воспитательная роль учителя на уроке;
  3. Единство воспитательных требований и воздействий (преемственность).

Выявление и изучение опыта работы учителей над осуществлением методической темы школы.

  1. Воспитательная роль в формировании гражданских качеств личности школьников в соответствии с его возрастом.

  1. Постановка цели на урок, ее мобилизирующая роль в активизации мыслительной деятельности учащихся при:

А) проверке домашнего задания;

Б) объяснение учебного материала;

В) закрепление учебного материала.

  1. Наличие активных форм обучения.

  1. Использование опыта учителей-новаторов.

  1. Наличие эффективности индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащихся на уроке при:
  • Опросе
  • Сообщении нового материала
  • Организации самостоятельной работы.


Целевая взаимная проверка тетрадей

1 четверть. Соблюдение единого орфографического режима. Система работы над текущими ошибками.

2 четверть. Дозировка классной и домашней работы. Словарная работа на уроках русского языка. Качество проверки тетрадей.

3 четверть. Работа над каллиграфией, соблюдение норм оценок. Организация дифференциальной работы на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей.

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей....

Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя

Сегодня в школах среди учеников все чаще возникают агрессивные конфликты. Не всегда учитель может быстро и конструктвно сориентироваться в ситуации и принять грамотные меры. В данной статье описан алг...

Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"

В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....

«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.

Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...

Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью

Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...