«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.
методическая разработка на тему
Особенности подросткового периода развития:
- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает в первые романтические отношения;
- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.safrygin_b.b.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение учителя истории Сафрыгина Б.Б. на тему: «Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидови
Особенности подросткового периода развития:
- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает в первые романтические отношения;
- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Общаясь с подростком, помните:
- беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
- в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
- лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
- диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
- в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
- старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
- умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным» подростком, нужно:
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
- Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.
Типы поведения учащихся, его характеристика | Психологические причины поведения | Возможные пути педагогического воздействия | |
Поведение, направленное на привлечение внимания | Активное: отвлекает внимание учителя и класса | Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. | Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения). Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»). Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение. Отвлечение ученика (смена вида деятельности). |
Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность | |||
Властолюбивое поведение | Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости | Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях | Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение проступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: Тихое непослушание | |||
Мстительное поведение | Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) | Стереотип силового разрешения конфликтов | Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: | |||
Поведение, направленное на избегание неудач | Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи | Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия | Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия). Предоставление возможности позитивно рассказать о себе. Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах. Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др). |
Пассивное: Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.
|
Список используемой литературы при составлении рекомендаций:
- Казанская В.Г. Подросток трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. – СПб.:Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Система работы классного руководителя с учителями-предметниками"
Выступление на педагогическом совете....
Планирование и организация работы с электронными ресурсами учителя-предметника.
Информатизация образования – это далеко не установка ПК и подключение к Internet. Информатизация системы образования – это долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных фо...
Требования к учителям - предметникам по работе с дневниками учащихся
Обязанности учителя...
Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны
Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...
Отчет учителя-предметника о работе с неуспевающими
Форма отчета учителя-предметника о работе с неуспевающими...
Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"
Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....
Рекомендации для учителей - предметников по работе с детьми с эмоциональными нарушениями.
Рекомендации педагогам для работы с тревожными детьми.Рекомендации педагогам для работы с агрессивными детьми....