Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя
консультация по психологии по теме
Сегодня в школах среди учеников все чаще возникают агрессивные конфликты. Не всегда учитель может быстро и конструктвно сориентироваться в ситуации и принять грамотные меры. В данной статье описан алгоритм поведения учителя в подобных ситуациях и часто совершаемые ошибки, которых следует избежать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomndatsii_v_sluchae_agressii.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
Поэтому учителю важно выработать «правильное «поведение в этих ситуациях, способствующее грамотному разрешению конфликта.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
- Проведение коррекционной и поддерживающей работы.
- Создание в группе эмоционального комфорта для детей.
- Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.
- Формирование адекватной самооценки.
- Формирование навыков самоконтроля.
- Обучение навыкам сотрудничества.
- Развитие творчества у детей.
Основная задача учителя - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;
- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- наказания или угрозы наказания.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, раздать тетради»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты, скорей всего, устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
- Акцентирование внимания на поступках с повышенной степенью агрессивного поведения. Техника объективного описания ситуации.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Неэффективно «чтение морали». Лучше показать ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («ты злишься?», «ты обижен?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть»", «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок/подросток должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.
Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для родителей. Тема; "Причины агрессивности детей. Экстренные вмешательства при агрессивных проявлениях"
Агрессивность, о которой пойдет речь, нельзя назвать здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, в...
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях у ребенка
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях у ребенка...
презентация на тему "Как нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников"
материал к педсовету...
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения компетентности ученика)...
Памятка педагогам "Рекомендации педагогу в случае проявления агрессии у учеников"
В памятке даны рекомендации педагогам по работе с обучающимися, проявляющими признаки агрессивного поведения....
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учениками
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учениками...
Вмешательство при агрессивных проявлениях детей и подростков. Рекомендации педагогам и родителям
В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в конфли...