Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс
учебно-методическое пособие
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а также для учащихся 10-11 классов. Учителям математики, желающим повысить интерес учащихся к предмету и развить их логические и универсальные учебные умения и навыки, будет полезно данное пособие. Его можно также использовать при проведении недель и декад по математике, Дней науки и при организации досуга учащихся. Пособие направлено на оказание методической помощи учителям математики при использовании игр и игровых моментов на уроках математики. Предложенный материал можно использовать как целостную композицию, так и использовать по частям, отдельными блоками. Возраст учащихся может быть различным, так как есть увлечённые математикой школьники, которые смогут «соревноваться» с более старшими учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие для учителей математики
учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны
«Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших классов»
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а также для учащихся 10-11 классов. Учителям математики, желающим повысить интерес учащихся к предмету и развить их логические и универсальные учебные умения и навыки, будет полезно данное пособие. Его можно также использовать при проведении недель и декад по математике, Дней науки и при организации досуга учащихся. Пособие направлено на оказание методической помощи учителям математики при использовании игр и игровых моментов на уроках математики. Предложенный материал можно использовать как целостную композицию, так и использовать по частям, отдельными блоками. Возраст учащихся может быть различным, так как есть увлечённые математикой школьники, которые смогут «соревноваться» с более старшими учащимися.
Открытое заседание (№1) Клуба любителей математики
ПЛАН
Цели:
- Воспитание познавательного интереса к предмету;
- Воспитание творческой активности;
- Воспитание самостоятельности в суждениях;
- Воспитание упорства в достижении цели.
Ход игры
- Конкурс (капитаны разыгрывают, кто первый начинает игру).
- Представление команд (название, эмблема, девиз, приветствие и пожелания сопернику).
- Конкурс «Дальше, дальше» (13 вопросов каждой команде).
- Конкурс «Кроссворд» (можно подобрать любой познавательный или связанный с математикой).
- Конкурс «Вспомним модули».
- Конкурс капитанов.
- Задача № 1 («Квадрат»),
- Задача № 2 (Трапеция),
- Задача № 3 (Формулы площадей),
- Задача № 4 (Назвать авторов учебника).
- Блиц - турнир (3 задания).
- Конкурс-викторина «Кто это сказал?».
- Конкурс усвоения новых знаний (по 2 задачи).
- Конкурс «Гонка за лидером» (по 20 вопросов за 2 минуты: кто успеет ответить и набрать больше очков).
- Подведение итогов. Награждение победителей.
Вопросы и ответы можно вывести на экран, а можно заготовить карточки-задания и выдавать командам. В данном пособии предполагается, что участвуют 2 команды (возможно из разных классов). Однако, при желании можно задания разбить на несколько команд, или передавать задание другой команде в случае, если на него не ответила предыдущая команда.
Конкурс «Дальше, дальше» (13 вопросов каждой команде) |
Правило:
Каждой команде предлагается по «чёртовой дюжине» вопросов, на которые надо очень быстро ответить.
Если команда не может ответить, то она говорит «дальше, дальше». Каждый правильный ответ оценивается в 1 очко.
Начинает команда, которая даёт правильный ответ на вопрос:
«Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени, члена Петербургской академии наук, внесшего огромный вклад в развитие понятия функция, учителя Михаила Васильевича Ломоносова. В своём труде «Введение в анализ» он разработал тригонометрию как науку о тригонометрических функциях».
(Академик Леонардо Эйлер, 1707 – 1783 гг.)
Вопросы командам
|
|
Конкурс «Кроссворд» |
Конкурс «Вспомним модули» |
Решить уравнение:
│х - 3 │ +│х + 2 │ - │ х - 3│ = 3
Ответ: - 6; 2.
«Конкурс капитанов» |
ЗАДАЧИ
- «Квадрат»
Большой квадрат, изображённый на рисунке, имеет площадь 1.
Его стороны разделены пополам. Какова площадь маленького квадрата в центре?
- 1/3;
- 1/4;
- 1/5;
- 1/6;
- вычислить невозможно
- «Трапеция»
Трапеция разбита диагоналями на 4 части. Докажите, что части примыкающие к боковым сторонам, равновелики.
- Перечислить формулы площадей треугольника.
- Назвать авторов учебника «Алгебра и начала анализа».
__________________________________________________________________________
«Блицтурнир» |
ЗАДАЧИ
- В трапеции АВСD длины основания АВ, диагонали АС и стороны АD равны 5. Длина стороны ВС = 6. Найдите длину диагонали ВD.
Ответ: ВD=8
- Решить уравнение:
Х3 + 3 Х2 + 7х + 10 = 0
Ответ: -2
- Найдите О.О.Ф. у = √ │ х2 – 6х + 1│- 8
Ответ: (- ∞; -1│ 3 │7; +∞)
Конкурс – викторина «Кто это сказал?» |
- Доказывать человеку необходимость знания – это всё равно, что убеждать его в полезности зрения».
- Ломоносов,
- Толстой,
- Горький.
- «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».
- Чехов,
- Пушкин,
- Эйлер.
- «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного; в вечном усилии познать больше».
- Виет,
- Золя.
- Евклид.
- «Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие».
- Маркушевич,
- Ковалевская,
- Чернышевский.
- «Презирай лень мысли!».
- Алимов,
- Сухомлинский,
- Соболев.
- «Гений состоит из 1 % вдохновения и 99 % потения».
- Эдисон,
- Пифагор,
- Декарт.
- «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
- Лобачевский,
- Колмогоров,
- Каменский.
Конкурс «Усвоения новых знаний» |
ЗАДАЧИ
1. Докажите, что в любом четырехугольнике S1 S2 = S3 S4.
2.
Дано: S∆ВОС=4 S∆АОД=9 Найти: S∆АОВ, S∆СОД Ответ: S = 6 | Поле имеет форму выпуклого четырехугольника. Шоссейные дороги, идущие по диагоналям, разбивают его на 4 участка. Известно, что площади трёх из них равны 2 га, 4 га и 6 га. Чему равна площадь четвертого? Ответ: 12 га, 3 га, 4/3 га. |
Конкурс «Гонка за лидером» (20 вопросов за 2 минуты) |
Правило:
Команда должна за 2 минуты ответить на максимальное число вопросов ведущего.
Вопросы 1 команде | Вопросы 2 команде |
1. В каком треугольнике все высоты пересекаются в его вершине? (в прямоугольном) | 1. Прямая, пересекающая другую прямую или плоскость под острым углом (наклонная) |
2. Число десятков в тысяче? (100) | 2. Сколько килограммов в половине тонны? (500) |
3. Математическое предложение, не требующее доказательства. (аксиома) | 3. Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (длина перпендикуляра) |
4. Сумма длин сторон многоугольника. (периметр) | 4. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр. (диаметр) |
5. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии. (100) | 5. Количество делителей простого числа. (2) |
6. Дробь, меньшая единицы. (правильная) | 6. Значение переменной при решении уравнения. (корень) |
7. Наибольший общий делитель взаимно простых чисел. (1) | 7. Русский математик, кораблестроитель. (Крылов) |
8. Сумма противоположных чисел. (0) | 8. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8) |
9. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (300) | 9. Непересекающиеся прямые на плоскости. (параллельные) |
10. Как называется равенство верное при определённых значениях неизвестных? (уравнение) | 10. Счётный прибор, который использовали греки. (абак) |
11. Кто впервые систематизировал геометрические сведения? (Евклид) | 11. Наименьшее семизначное число. (миллион) |
12. Модуль нуля? (0) | 12. Автор школьных математических таблиц. (Брадис) |
13. Сколько останется у ромба углов, если один угол из них отрезать? (5) | 13. Сколько вершин у куба? (8) |
14. Какую часть числа составляет 25%. (четвертую) | 14. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? (7) |
15. Число, которое делится на все числа без остатка? (0) | 15. Сколько различных биссектрис можно провести в треугольнике? (3) |
16. Половина - треть числа. Какое это число? (1,5) | 16. Число, из которого вычитают? (вычитаемое) |
17. Цифры третьего разряда? (сотни) | 17. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа. (0) |
18. Какой русский математик нашел математический способ, как лучше всего кроить одежду? (Чебышев) | 18. Прибор для измерения углов на местности. (астролябия) |
19. Кто впервые предложил использовать запятую как математический знак? (Кепер – шотландский математик) | 19. Сколько будет половина от половины? (четверть) |
20. Луч, делящий угол пополам. (биссектриса) | 20. В каком треугольнике высота не находится внутри его? (в тупоугольном) |
При желании отдельные вопросы можно заменить.
Данная игра позволит учащимся не только расширить свой математический кругозор, но и «наведёт» их на мысль о необходимости больше читать и узнавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал проведения математического вечера «КВМ - клуб веселых математиков» для учащихся старших классов. (внеклассная работа)
Математический вечер для старшеклассников – внеклассное мероприятие, которое имеет воспитательные и образовательные цели.Вызывает интерес к предмету, преображает знания о явлениях окружающего мира, ок...
Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде (разработана учителем английского языка гимназии №526 Московского района Санкт-Петербурга)
Технологическая карта открытого урока на тему "Год перерыва"...
Методическая разработка для методистов по предметным областям "Организация и методическое сопровождение школьного и районного этапов предметных олимпиад школьников Московского района Санкт-Петербурга"
Методическая разработка с целью организационно-методического сопровождения и поддержки организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга
В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...
Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)
Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...
Методическая разработка методиста ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методической разработке предложены некоторые из них....
Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...