урок алгебры в 8 классе
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Материал урока соответствует требованиям ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kvadratnye_neravenstva.zip | 214.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебра 8 класс учебник: Ш.А. Алимов
Тема: квадратное неравенство и его решение.
Цель: формирование умения решать квадратные неравенства.
Задачи:
1. Сформировать понятие о квадратных неравенствах
2. Сформировать умение решать квадратные неравенства путём составления систем неравенств.
3. Развивать математическую речь, внимание, логическое и наглядно – действенное мышление, умение анализировать, выдвигать гипотезу, сравнивать, обобщать, делать выводы.
4. Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, уважать мнение каждого, работать в коллективе.
Ход урока.
- Мотивационный этап.
1. Давайте вспомним ответ на один из вопросов, на которые мы отвечали, когда проводили игру «Умники и умницы» в период предметной декады.
*Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.
А) Л.Н. Толстой Б) М.В. Ломоносов В) А.С. Пушкин
*А как вы понимаете это высказывание?
2. Однажды мимо мудреца, отдыхающего у дороги, прошли три мужчины, каждый из которых нес тяжелый камень. Мудрец спросил их: «Что вы делаете?» Первый ответил: «Я несу тяжелый камень».Второй ответил: «Я добросовестно выполняю свою работу». Третий сказал: «Я строю храм». Я бы хотела, чтоб в конце урока мы вернулись к этим трём ответам и каждый из вас выбрал бы вариант, передающий ваше ощущения после проделанной работы на уроке.
3. Знакомство с листом самооценки: давайте подумаем вместе, каким образом вы сможете оценивать себя на каждом этапе урока? 0 – не знал ответа, 1 - допускал ошибки, 2 – решил верно.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
- *Индивидуальная работа у доски: вставить нужные знаки, чтоб равенство было верным
а) * * = + б) * * = -
- Верно ли выполнено разложение на множители (фронтальная работа):
А) х2 – 25 = (х – 5)(х + 5); б) х2 – 3х = х2(х + 3); в) х2-6х-16 = (х – 8)(х – 2)? Нет (х – 8) (х +2)
- Решите неравенстваа) - 2 х≥ - 7 б) 4х <12 в) – х2 + 8x – 12 > 0
- Какое затруднение вы встретили? Какова же цель нашего урока?
- Постановка учебной задачи – научиться решать квадратные неравенства.
*Заполнение листов самооценки.
*А как вы думаете, давно ли появились неравенства, и что послужило поводом для их открытия?
*Исторический материал:
-Понятия «больше» и «меньше» наряду с понятием равенства возникли в связи со счётом предметов и необходимостью сравнивать величины. Понятием неравенства пользовались уже древние греки, но все рассуждения проводились словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились в XVII - XVIII веках. Строгие знаки >и < ввёл английский математик Т.Гарриот (1560 – 1621); нестрогие ≥ и ≤ французский математик П. Буге (1698 – 1758).
*Ну а в современной жизни нужны ли неравенства?
*Задача с цветником:
*Планируется разбить прямоугольный цветник, который будет примыкать к дому. Заготовленного штакетника хватит на изгородь длиной 20м. Какими должны быть длина и ширина цветника, чтобы он имел площадь не менее: 1) 48 м2; 2) 50 м2
Р = 20 мЕсли за х м принять длину стороны цветника, примыкающей к дому, то решение задачи сведется к решению неравенств: (20 – 2х)х > 48;
*К решению этой задачи мы вернёмся позже.
*Неравенства и системы неравенств широко используются как в теоретических исследованиях, таки при решении важных практических задач.
III. Планирование решения учебной задачи.
*Итак, мы поставили цель, а теперь давайте определим:
*Какие же задачи нам предстоит решить для достижения поставленной цели?
*Дать определение квадратного неравенства (записать в тетрадь) № 649 (устно)
*Вспомнить, что является решением квадратного неравенства
Как проверить является ли число 1 решением неравенства 2х2 + х - 4<0?
*Что значит решить неравенство? (Найти ответ в учебнике §40, с. 175)
*Выработать алгоритм решения неравенства
IV.Организация познавательной самостоятельной деятельности (работа в группах).
*Сейчас вы будете составлять алгоритм решения квадратных неравенств в группах. Давайте решим, как будем оценивать деятельность каждого из вас в группе. 0 – ничего не нашёл, 1 – не было должной активности, 2 – постоянно работал.
*Группы разбирают по учебнику задачу №2.
*Проверка составленного алгоритма.
1. Заменить неравенство уравнением ах2 + bx +с = 0.
2.Найти корни уравнения х1 и х2.
3.Разложить на множители квадратный трёхчлен ах2 + bx +с = а (х – х1)( х – х 2).
4.Составить две системы неравенств исходя из знака первоначального неравенства:
1) аx2 + bx + c>0 х – х1>0 х – х1<0
х – х2>0 х – х2<0
2) аx2 + bx + c<0 х – х1>0 х – х1<0
х – х2<0 х – х2>0
5.Решить составленные системы.
6.Записать ответ.
*Заполнение листов самооценки.
V. Первичное воспроизведение (работа в парах). Желающим даются листы с образцом решения.
№ 653 (2) и 654 (1) пары № 1; № 653 (3) и 654 (4) пары № 2.
№ 653 (2) х2 – 9 >0; (х – 3)(х + 3) >0;
х – 3>0 х – 3<0 х>3 x< 3
х + 3 >0 х + 3 <0x> - 3 x< - 3 - 3 3
Ответ: (3; ∞) U (- ∞; - 3)
VI. Взаимооценка и самооценка после сверки с эталоном.
*Заполнение листов самооценки.
VII. Рефлексия.
*Сейчас проанализируйте насколько вы усвоили материал:
-Смогу выполнить все шаги
-Смогу выполнить лишь часть шагов
И, исходя из своего самоанализа, выберите домашнее задание:
- № 652 (2,4), где уже разложили на множители и вам надо сразу же составить системы уравнений и решить их.
- №653 (1,4); 654 (2), где вам придётся выполнять все шаги.
- Если кто – то на отлично усвоил тему, может попробовать решить задачу про цветник и на следующем уроке познакомить нас с решением.
VIII. Итог, выставление оценок.
*Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?
*Поставьте в оценочный лист итоговую оценку по критериям с учётом того, что максимально за урок можно было заработать 6 баллов:
5 – 6 б «5»; 4 б «4»; 3 б – «3».
*Ну а теперь вернёмся к ответам мудрецу, о которых мы говорили в начале урока и определим, какой из ответов соответствует вашему состоянию после всей выполненной на уроке работы.
Планируется разбить прямоугольный цветник, который будет примыкать к дому. Заготовленного штакетника хватит на изгородь длиной 20м. Какими должны быть длина и ширина цветника, чтобы он имел площадь не менее 48 м2.
Планируется разбить прямоугольный цветник, который будет примыкать к дому. Заготовленного штакетника хватит на изгородь длиной 20м. Какими должны быть длина и ширина цветника, чтобы он имел площадь не менее 48 м2.
Планируется разбить прямоугольный цветник, который будет примыкать к дому. Заготовленного штакетника хватит на изгородь длиной 20м. Какими должны быть длина и ширина цветника, чтобы он имел площадь не менее 48 м2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.
Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.
Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....
Разработки к урокам. Технологическая карта урок алгебры 7 класс "Сумма и разность кубов"
Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс " Сумма и разность кубов"...