Разработка урока на тему: «Однородные тригонометрические уравнения» 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Тема урока: «Однородные тригонометрические уравнения»
Цели и задачи урока:
1. Сформировать у учащихся умение решать однородные тригонометрические уравнения, отработать навыки решения других видов тригонометрических уравнений;
2. Развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации, развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
3. Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.
Оборудование урока: проектор, карточки, тетради, стенды по тригонометрии: а) значения тригонометрических функций, б) основные формулы тригонометрии.
Содержание урока
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие: проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, кто отсутствует).
II. Проверка домашнего задания.
1. Проверка домашнего задания у доски. Учащиеся решают у доски уравнения:
№18.18 sin (2x - ) = -1 2x - = - + 2πn, nZ 2x = - + + 2πn, nZ 2x = - + 2πn, nZ x = - + πn, nZ a) наименьший положительный корень: если n=1, x = б) корни, принадлежащие отрезку [- ; ] n=0, х = - n=1, х = в) наименьший отрицательный корень n=0, х = - г)корни, принадлежащие интервалу (-π;) х = -
| 18.20 (б) cos2 2x – 1 – cos x = - sin2 2x cos2 2x – 1 – cos x - + (1 - cos2 2x)=0 – cos x - = 0 cos x = - x= ±arccos ( 2πn, nZ x= ± 2πn, nZ
|
2. Всему классу представляется устный диктант (на слайдах в презентации):
№1
- что называется arcsin a?
Если |a|≤1,то арксинусом a называется такое число из отрезка [- ; ], синус которого равен a.
- что называется arccos а?
Если |a|≤1, то арккосинусом a называется такое число из отрезка [0; π], косинус которого равен a.
- что называется arctg a?
Арктангенс a – это такое число из интервала (- ;), тангенс которого равен a.
- что называется arcctg a?
Арккотангенс a – это такое число из интервала (0; π),котангенс которого равен a.
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида sin x = a?
Если |a|≤1, то уравнение sin x=a, имеет решения x= (-1)ⁿ arcsin a +πn, где nZ
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида cos x = a.
Если |a|≤1, то уравнение cos x=a, имеет решения x = ± arccos a +2πк, где кZ
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида tg x = a
Уравнение tgx=a имеет решения x=arctg a + πк, где кZ
Следить за правильностью ответов, активизировать мыслительную деятельность учащихся, зрительную память.
№2. Вычислите устно:
1) arcsin =
2) arcos =
3) arccos =
4) arcsin =
№3 Установите соответствие:
А) на доске записаны простейшие тригонометрические уравнения (частные случаи) необходимо каждому подобрать карточку с соответствующим решением и разместить напротив уравнения (выполняет 1 ученик)
Ответ: Л Эйлер
Сообщение об Эйлере.
Швейцарец по происхождению, Леонард Эйлер прославил Петербургскую и Берлинскую академию наук, но наследие его принадлежит всему человечеству.
Родился Эйлер 15 апреля 1707 года в Базеле в семье пастора. Начальное обучение прошел дома под руководством отца, закончил Базельский университет, затем был приглашен работать в создаваемую тогда Академию наук в Петербурге.
Именно в России Эйлер становится первым математиком мира, 886 работ - таков итог научной деятельности Эйлера. Долгую и плодотворную жизнь прожил Эйлер. Россия стала для него второй родиной, более 30 лет проработал он в Петербурге. В России выросли пять его детей, 38 внуков. Потомки великого ученого и сейчас живут в нашей стране.
Основы тригонометрии и ее символику изложил в своих трудах Эйлер, теперь этот раздел математики изучают школьники всего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Однородные тригонометрические уравнения | 474.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Однородные тригонометрические уравнения»
Цели и задачи урока:
1. Сформировать у учащихся умение решать однородные тригонометрические уравнения, отработать навыки решения других видов тригонометрических уравнений;
2. Развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации, развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
3. Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.
Оборудование урока: проектор, карточки, тетради, стенды по тригонометрии: а) значения тригонометрических функций, б) основные формулы тригонометрии.
Содержание урока
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие: проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, кто отсутствует).
II. Проверка домашнего задания.
1. Проверка домашнего задания у доски. Учащиеся решают у доски уравнения:
№18.18 sin (2x - ) = -1 2x - = - + 2πn, nZ 2x = - + + 2πn, nZ 2x = - + 2πn, nZ x = - + πn, nZ a) наименьший положительный корень: если n=1, x = б) корни, принадлежащие отрезку [- ; ] n=0, х = - n=1, х = в) наименьший отрицательный корень n=0, х = - г)корни, принадлежащие интервалу (-π;) х = - | 18.20 (б) cos2 2x – 1 – cos x = - sin2 2x cos2 2x – 1 – cos x - + (1 - cos2 2x)=0 – cos x - = 0 cos x = - x= ±arccos ( 2πn, nZ x= ± 2πn, nZ |
2. Всему классу представляется устный диктант (на слайдах в презентации):
№1
- что называется arcsin a?
Если |a|≤1,то арксинусом a называется такое число из отрезка [- ; ], синус которого равен a.
- что называется arccos а?
Если |a|≤1, то арккосинусом a называется такое число из отрезка [0; π], косинус которого равен a.
- что называется arctg a?
Арктангенс a – это такое число из интервала (- ;), тангенс которого равен a.
- что называется arcctg a?
Арккотангенс a – это такое число из интервала (0; π),котангенс которого равен a.
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида sin x = a?
Если |a|≤1, то уравнение sin x=a, имеет решения x= (-1)ⁿ arcsin a +πn, где nZ
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида cos x = a.
Если |a|≤1, то уравнение cos x=a, имеет решения x = ± arccos a +2πк, где кZ
- назовите формулу нахождения корней уравнения вида tg x = a
Уравнение tgx=a имеет решения x=arctg a + πк, где кZ
Следить за правильностью ответов, активизировать мыслительную деятельность учащихся, зрительную память.
№2. Вычислите устно:
1) arcsin =
2) arcos =
3) arccos =
4) arcsin =
№3 Установите соответствие:
А) на доске записаны простейшие тригонометрические уравнения (частные случаи) необходимо каждому подобрать карточку с соответствующим решением и разместить напротив уравнения (выполняет 1 ученик)
Ответ: Л Эйлер
Сообщение об Эйлере.
Швейцарец по происхождению, Леонард Эйлер прославил Петербургскую и Берлинскую академию наук, но наследие его принадлежит всему человечеству.
Родился Эйлер 15 апреля 1707 года в Базеле в семье пастора. Начальное обучение прошел дома под руководством отца, закончил Базельский университет, затем был приглашен работать в создаваемую тогда Академию наук в Петербурге.
Именно в России Эйлер становится первым математиком мира, 886 работ - таков итог научной деятельности Эйлера. Долгую и плодотворную жизнь прожил Эйлер. Россия стала для него второй родиной, более 30 лет проработал он в Петербурге. В России выросли пять его детей, 38 внуков. Потомки великого ученого и сейчас живут в нашей стране.
Основы тригонометрии и ее символику изложил в своих трудах Эйлер, теперь этот раздел математики изучают школьники всего мира.
Б) Остальные учащиеся работают со слайдом
3. Самостоятельная работа через проектор на четыре варианта
Варианта I 2 sin2 х + sin х – 1 = 0 | Вариант II 8 sin2 х + cos х + 1 = 0 | Вариант III 2 cos² х - cosх-1=0 | Вариант IV √3 tg²х-3 tgх=0 |
эталон для самопроверки самостоятельной работы (для слабых учащихся)
2 sin2 х + sin х – 1 = 0; sin х = а, |a|≤1 ; 2а2 + а – 1 = 0; D = 9; а1 = - 1; а2 = ; sin х = -1; х1 = - + 2πn, nN. sin х = ; x2 = (- 1)k + πk, kN. Ответ: - + 2πn; (- 1)k + πk, n, k N. | 8 sin2 х + cos х + 1 = 0; 8 (1 - cos2 х) + cos х + 1 =0; 8 cos2 х - cos х - 9 = 0; cos х = а; |a|≤1; 8а2 – а - 9 = 0; D = 289; а1 = ; а2 = -1; cos х = ; Нет решений т.к. >1 cos х = -1; х = π + 2πn, n N. Ответ: π + 2πn, nN. | 2 cos ²х-cosх-1=0 Пусть cosх=t, где ltl≤1, тогда 2t²-t-1=0 D=9, t1=1, t2= -
| В) √3 tg²х-3 tgх=0 tgх(√3 tgх-3)=0 tgх=0 или √3 tgх-3=0 х= πn, где nZ или х= +πk, где kZ Ответ: πn, где nZ или +πk, где kZ |
Дополнительные карточки
2 cos ²х+2sinх=2,5 2(1- sin²х)+2sinх-2,5=0 2-2 sin²х+2sinх-2,5=0 -2 sin²х+2sinх-0,5=0 2 sin²х-2sinх+0,5=0 Пусть sinх = t, где |t| ≤1,тогда 2t²-2t+0,5=0 D=0, t= sinх = х = (-1)ⁿ +πn, где nZ Ответ: (-1)ⁿ +πn, где nZ | 6 cos ²х+cosх-1=0 Пусть cosх=t, где |t| ≤1, тогда 6t²+t-1=0 D=25, t1=, t2= 1) cos х = , х= ± arccos +2πn, где nZ 2) cos х= , х= ± + 2πк, где kZ Ответ: ± + 2πк, ± arccos +2πn, где nZ |
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новому виду тригонометрических уравнений.
Обращаю внимание на доску (экран), где расположен слайд с записью тригонометрических уравнений, и предлагаю учащимся назвать те уравнения, которые они знают, каким способом можно решить.
cos (4х – 2) = ;
cos2х – 2cos х = 0;
cos2х – sin2х = 1;
3sin2х – 5sin х – 2 = 0;
2sin х – 3cos х = 0;
(tg х- √3)(2sin + 1) = 0;
3sin²х+sinх cos х=2cos²х.
Учащиеся называют уравнение и говорят, как они его решают. После сказанного, если нет замечаний, уравнение убирается с доски. В результате на доске остаются уравнения:
2sin х – 3cos х = 0;
3sin²х+sinх cos х=2cos²х.
IV. Усвоение новых знаний.
Зачади: дать учащимся понятие однородных уравнений, способ их решения, добиться умения определять вид однородных тригонометрических уравнений, отработать навыки их решения.
Называется вид уравнений, оставшихся на доске и предлагается записать тему урока: «Решение однородных тригонометрических уравнений».
Слайд: определение однородных тригонометрических уравнений
- Уравнение вида аsin x + bcos x = 0, где а≠0, b≠0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени;
- Уравнение вида аsin2х + bsin х cos х + c cos2 x = 0 где a 0, b0, с0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени
При делении уравнения аsin x + bcos x = 0, где а≠0, b≠0 на cos x ≠ 0 корни этого уравнения не теряются.
Пример 1. (можно решение разобрать с помощью слайдов):
Рассматривается решение уравнения 2sin x – 3cos x = 0,
Разделив обе части уравнения почленно на cos x, получим:
2tg x – 3 = 0;
tg x = ;
x = arctg + πn, nZ.
Ответ: x = arctg + πn, nZ.
Пример 2
Записывается на доске следующее уравнение
sin²х – 3sinх cosх + 2cos²х = 0
Проверяем: каждый член уравнения имеет одну и ту же степень. Это уравнение однородное 2-ой степени. Проверяем если в этом уравнении одночлен asin2x, если есть, то делим уравнение на cos2x ≠ 0 (так как sinх и cosх одновременно не могут равняться 0, согласно основному тригонометрическому тождеству).
Получим: tg2x-3tg x+2 = 0
Введем новую переменную z = tg x,
z2 – 3z + 2 =0
z1 = 1, z2 = 2
значит, либо tg x = 1, либо tg x = 2
tg x = 1 х = arctg 1 + πn, nZ x = + πn, nZ | tg x = 2 х = arctg 2 + πn, nZ |
Ответ: x = + πn, х = arctg 2 + πn, nZ |
Пример 3 Решить уравнение √3 sinх cosх + cos²х = 0
Решение. Здесь отсутствует член вида а sin2 х, значит, делить обе части уравнения на cos²х нельзя. Решим уравнение методом разложения на множители:
cosх (√3 sinх + cos х) = 0
cos х = 0 или √3 sinх + cos х = 0(однородное уравнение первой степени)
х = + πn √3 tg x + 1 = 0;
tg x = ;
х = arctg )+ πn, nZ;
х = - +πn, где nZ
Ответ: х = + πn, х = - +πn, где nZ
V. Физминутка
1. Исходное положение:
В положении стоя положите руки на бедра.
Медленно отклоняйтесь назад, глядя в потолок.
Вернитесь в исходное положение.
2. В положении стоя
Смотрите прямо перед собой, а не вверх и не вниз.
Надавите указательным пальцем на подбородок.
Сделайте движение шеей назад.
Совет: совершая это движение, продолжайте смотреть прямо перед собой, не смотрите вверх или вниз. Для этого представьте, что кто-то, стоящий позади вас, тянет за нить, проходящую через ваш подбородок. Оставайтесь в этом положении в течение 5 секунд.
VI. Закрепление нового материала
а) №18. 24(б) sin 3х = cos 3х, = , tg3х =1, tg3х = , 3х = , х= + . Ответ: + . | № 18.12 (б) sin²х-4 sinх cosх+3 cos²х=0 Разделим уравнение на cos²х≠0 tg² х-4 tg х+3=0 Пусть tg х= t, тогда t²-4t+3=0
Ответ: х = + πk, х=arctg3+πn, где k,nZ | № 18.12(г) 3sin²х+ sinх cosх-2 cos²х=0 Разделим уравнение на cos ²х≠0 3tg²х+ tgх-2=0 Пусть tgх=t, тогда 3t²+t-2=0,D=25
Ответ: х= - + πk, х=arctg +πn, где k,nZ |
VII. Домашнее задание
Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
1. Упр № 18.25(а), 18.31 (б), 18.27 (а)
Учебник А.Г.Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в 2 ч (базовый уровень)М.: Мнемозина, 2009
VIII. Подведение итога урока.
Задача: систематизировать и обобщить знания учащихся по решению однородных тригонометрических уравнений.
1) Вопросы:
- С каким видом тригонометрических уравнений мы познакомились?
- Какой вид имеют однородные уравнения первой степени, второй степени?
- Как решаются эти уравнения?
- Как решаются однородные уравнения второй степени, если в нем нет одночлена sin2x?
карта для этапа рефлексии:
Рефлексия Подчеркни или напиши другое |
На уроке мне было (скучно, интересно, неуютно…………… |
Содержание темы урока (интересное, понятно, непонятно, доступно, сложно………….. |
По данной теме у меня есть вопросы ( да, нет) |
Свою работу на уроке я оцениваю по 100 балльной системе (нарисуй флажок на отрезке) 0_____________________________100 |
Резерв
№ 18.10(а) sinх +√3 cosх=0 Разделим уравнение на cosx≠0 tg х + √3 =0, х = - + πk, где kZ Ответ: - + πk, где kZ | 1) А sinx + Вcosx =0- однородное уравнение 1-й степени Разделим на cosx≠0 2) Уравнение tgx=a имеет решения Х=arctg a + Пк, где к€Z 3) arctg(- a)=- arctg a |
№ 18.12 (б) sin²х-4 sinх cosх+3 cos²х=0 Разделим уравнение на cos ²х≠0 tg² х-4 tg х+3=0 Пусть tg х= t, тогда t²-4t+3=0
Ответ: х = + πk, х=arctg3+πn, где k,nZ | 1) А sin²x + Вsinx cosx+С cos²x=0- однородное уравнение 2-й степени Разделим уравнение на cos ²x≠0 2) D=b²-4ac; t=(b±√D)/2а 3) Уравнение tgx=a имеет решения Х=arctg a + Пк, где к€Z |
№ 18.12(г) 3sin²х+ sinх cosх-2 cos²х=0 Разделим уравнение на cos ²х≠0 3tg²х+ tgх-2=0 Пусть tgх=t, тогда 3t²+t-2=0,D=25
| 1) А sin²x + Вsinx cosx+С cos²x=0- однородное уравнение 2-й степени Разделим уравнение на cos ²x≠0 2) D=b²-4ac; t=(b±√D)/2а 3) Уравнение tgx=a имеет решения Х=arctg a + Пк, где к€Z |
sinx=cosx Разделим уравнение на cosx≠0 tgx =1, х= П/4+ Пk, где k€Z Ответ: П/4+ Пk, где k€Z | АSinx + Вcosx =0- однородное уравнение 1-й степени Разделим на cosx≠0 2) Уравнение tgx=a имеет решения Х=arctg a + Пк, где к€Z |
№18.30 4sin²(х/2)-3=2 sinx(х/2) cos(х/2) 4sin²(х/2)- 2 sinx(х/2) cos(х/2)-3sin²(х/2)-3 cos²(х/2)=0 sin²(х/2)- 2 sinx(х/2) cos(х/2)- 3 cos²(х/2)=0 Разделим уравнение на cos ²(x/2)≠0 tg²(x/2)-2 tg(x/2)-3=0 Пусть tg(x/2)=t, тогда t²-2t-3=0
Ответ: -П/2+2Пk, , где k€Z;2 arctg3+2Пn, где n€Z | №18.31 а) sin(П/2+2х)+ cos(П/2+2х)=0 cos(2х)- sin(2х)=0 Разделим уравнение на cos(2x)≠0 tg(2x)-1 =0 tg(2x)=1 2х=П/4+Пn , где n€Z Х=П/8+Пn/2, где n€Z Ответ: П/8+Пn/2, где n€Z | № 18.20 а) sin²(3х/4)-√2/2=sinx- cos²(3x/4)+1 sin²(3х/4)+ cos²(3x/4) )-√2/2-1= sinx 1-1 -√2/2= sinx sinx=-√2/2 Х=(-1)ⁿ arcsin (-√2/2) +Пn, где n€Z Х=(-1)ⁿ (-П/4) +Пn, где n€Z Х=(-1)n+1(П/4) +Пn, где n€Z Ответ: (-1)n+1(П/4) +Пn, где n€Z |
Литература
1. Учебник А.Г.Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы в 2 ч (базовый уровень)М.: Мнемозина, 2009
2. Газета «Математика» издательский дом «Первое сентября»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Данный план - конспект открытого урока рассчитан на обобщающий урок по теме "Решение тригонометрических уравнений" - 10 класс, по учебнику Колмогорова А.Н....
Разрабоктка урока по теме: "Решение тригонометрических уравнения"
Урок разаботан для 1 курса НПО-СПО по теме "Решение тригонометрических уравнения"конспект урока + презентация...
Открытый урок по теме: "Решение тригонометрических уравнений".
Разработка открытого урока по теме: "Решение тригонометрических уравнений"....
Обобщающий урок по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Урок-презентация .Цели урока: повторить формулы для решение простейших тригонометрических уравнений; закрепитьнавык решения тригонометрических уравнений различными методами; развивать умен...
Открытый урок по теме "Решение тригонометрических уравнений с помощью единичной окружности"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6619852","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6619859","at...
Методическая разработка урока по теме "Простейшие тригонометрические уравнения"
Урок-соревнование проводится с помощью компьютерной поддержки. Применяются групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Соревнование между 3 командами проходит в 4 этапа. Каждый обучающийся в...
План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".
Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....