Разрабоктка урока по теме: "Решение тригонометрических уравнения"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Урок разаботан для 1 курса НПО-СПО по теме "Решение тригонометрических уравнения"
конспект урока + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 742 КБ |
Презентация к уроку | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Постановка целей, задач, необходимое оборудование
Тема урока: Решение тригонометрических уравнений
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Цели урока:
Дидактические:
1) повторение основного теоретического материала по решению уравнений.
2) рассмотрение основных методов решения уравнений
З) изучение нестандартных методов решения уравнений
4) закрепление навыков решения в процессе самостоятельного решения теста.
Развивающие:
1) развитие умения планировать полный или частичный ход решения
2) осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного плана
3) умение самоорганизоваться
4) умение осуществлять самоконтроль
5) мотивация обучения
б) развитие познавательного интереса
Воспитательные:
1) воспитание положительного отношения к предмету
2) развитие социального чувства коммуникативности (умение работать в группах)
Структура урока:
1 Оргмомент.
2 Сообщение темы. Постановка целей
3 Обобщение, подведение итогов.
4 Самостоятельная работа - игра.
5 Постановка домашнего задания.
6 Подведение итога урока
Тип урока:
Урок закрепления и совершенствования знаний.
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедийная приставка к компьютеру
2. Ход урока:
1. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели.
2. Проверка домашнего задания.
Выборочно проверить решение заданий из домашней работы.
3. Изучение нового материала.
Повторяем с учащимися основные правила решения простейших тригонометрических уравнений.
Учитель задает вопрос какие решения уравнения sin x=0? Учащайся, поднимает руку и говорит ответ: x= «пи, ка».
Постепенно наряду с ответами на доке появлястся следующая картина, с помощью мультимедйного проектора (см. приложение1).
Это необходимо в качестве повторения темы, а так же для тех учащихся, которые пропустили предыдущие уроки.
На доске появляются 5 примеров на решение простейших уравнений. Учащиеся, поочередно входят к доке для решения данных примеров.
Примеры подбираются таким образом, чтобы решить все типы возможных тригонометрических задач.
cos x = 0,5 cos x = 3 cos (2x) = 0 sin x = - 0,5
sin (x+5) = 1 cos x = 3 tg x =1 tg (4x) = 9
Если в решении примера были допущены ошибки, то спрашиваем у группы, есть ли ошибки на доске, если ошибки не найдены, то учитель самостоятельно объясняет проблемы и варианты решения задач.
Приступаем к игре:
Под названием шифр. Учащиеся командами по 2-4 человека получают карточки с номерами заданий. Каждому ответу соответствует буква в таблице. Учащимся нужно разгадать зашифрованное слово.
Математика царица наук
м | р | у |
, n z | х = +2 | |
е | и | к |
, n z | , n z | , n z |
ц | т | и |
, n z | , n z | |
н | а | |
, k z | х = +2 n |
Уравнения для игры:
1М , n z
2А cos x = -1 х = +2 n, n z
3Т , n z
4Е , n z
5М , n z
6А cos x = -1 х = +2 n, n z
7Т , n z
8И , n z
9К , n z
10А cos x = -1 х = +2 n, n z
11Ц , n z
12А cos x = -1 х = +2 n, n z
13Р , n z
14И , n z
15Ц , n z
16А cos x = -1 х = +2 n, n z
17Н , k z
18А cos x = -1 х = +2 n, n z
19У , n z
20 К , n z
Итог игры – разгадана пословица «Математика царица наук»
Постановка проблемы: как решить такое уравнение?
На какое уравнение оно похоже? Ответ – квадратное.
Что нам мешает? Ответ – синусы.
Как поступить? – Ответ замена переменной.
Введем подстановку
, тогда получим квадратное уравнение
Решая его, находим корни
.
Затем осуществляя обратную подстановку
Или
,
получаем решение исходного уравнения.
Ответ:
Решим уравнение:
Надо привести уравнение к одной функции. Для этого заменим cos2 x на 1-sin2x. Получим относительно sinx квадратное уравнение:
Пусть sinx=у, тогда 2у2+5у-3=0
Получили квадратное уравнение
Д=25+24=49
;
Следовательно:
а) б) xinx=-3 – решение не имеет
, к z
, к z
Ответ: , к z
Для закрепления
4 xin2x- cosx-1=0
Заменим xin2x на 1- cos2x. Получим
4(1- cos2x)- cosx-1=0
4-4 cos2x- cosx-1=0
-4 cos2x- cosx+3=0
4 cos2x+ cosx-3=0
пусть cosx=у, то
4у2+у-3=0
Д=1-48=49 ;
Следовательно,
а) cosx=-1 б)
х= +2 n, n z , n z
Ответ: +2 n; , n z
2 sin2x- sinx-1=0
пусть sinx=у, то
2у2-у-1=0
Д=1+8=9;
Следовательно,
а) xinx=1 б)
, n z , n z
,к z.
Ответ: , n z
, к z
2 sin2x+3 cosx=0
Заменим sin2x на 1- cos2x получим
2(1- cos2x)+3 cosx=0
2-2 cos2x+3 cosx=0
-2 cos2x+3 cosx+2=0, т.е.
2 cos2x-3 cosx-2=0
пусть cosx=у, то
2у2-3у=0
Д=9+16=25
;
Следовательно,
а) cosx=2 решение не имеет
б)
, n z
, n z
, n z
Ответ: , n z
3. Итог урока записать с салайда:
Алгоритм решения тригонометрических уравнений.
- Привести уравнение к квадратному, относительно тригонометрических функций, применяя тригонометрические тождества.
- Ввести новую переменную.
- Записать данное уравнение, используя эту переменную.
- Найти корни полученного квадратного уравнения.
- Перейти от новой переменной к первоначальной.
- Решить простейшие тригонометрические уравнения.
- Записать ответ.
Домашнее задание:
Выданы карточки: учитель просит придумать примеры и вместо пробелов вписать нужные числа. Затем обменяться карточками с соседом. Это и есть домашнее задание.
Sin (x +__ ) = ___
Sin (__x) = - __
Cos (x +__ ) = ___
Cos (__x) = - __
Tg (x +__ ) = ___
Tg (__x) = - __
2 cos2x - 5sinx + 1=0
2 cos2x + cosx – 6 =0
Заключение:
В процессе работы на уроке. За правильные ответы учащиеся получают красные или зеленые карточки. Красные карточки символизируют неправильные ответы, зеленые – правильные.
3 зеленые карточки – 5
2 зеленые карточки – 4
1 зеленая карточка – 3
Каждая кранная карточка уничтожает одну зеленую. Если ученик в процессе работы накопил красные карточки, то получает дополнительно домашнее задание.
При планировании данного урока, учитывались возрастные особенности детей. Занятия с ними традиционно ведутся по технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает, что дети сами открывают для себя новые знания, поэтому и «открытие» нового знания осуществляется посредством деятельностного метода в форме подводящего диалога.
Формы работы: фронтальная, в группах, индивидуальная. Происходило чередование различных видов деятельности.
На уроке реализованы следующие дидактические принципы:
системность, научность, доступность, проблемность, принцип интереса.
Я стремилась к тому, чтобы на уроке преобладал диалог учителя с детьми, а не монолог, дети активно выдвигали свои версии, аргументировали их. Большинство детей были заинтересованы в течение всего урока. И наиболее успевающие и наименее успевающие дети были вовлечены в работу.
Я думаю, что тема урока была понятна благодаря наглядности. Всем детям, что подтвердили выполненные ими задания и итог урока.
На уроке действовал принцип комфортности. В классе была создана и поддерживалась атмосфера доброжелательности, увлеченности, позволяющая раскрыться и поверить в свои силы каждому ученику.
Считаю, что результатом данного урока можно считать повышение интереса учащихся к изучению математики, в частности тригонометрии, стимулирование их учебной активности.
Список использованных источников:
- Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. 10 класс (к учебнику Алимова Ш.В.)
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Учебник. Базовый уровень
- Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
- Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: Контрольные работы: учебное пособие
- Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Методическое пособие для учителя
- Интернет рассурсы: сайт 1 сентября.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Презентация к уроку
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Уравнения для использования в игре
Уравнения для игры:
1
2 cos x = -1
3
4
5
6 cos x = -1
7
8
9
10 cos x = -1
11
12 cos x = -1
13
14
15
16 cos x = -1
17
18 cos x = -1
19
20
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Карточка с домашним заданием
Фамилия: Имя: Группа:
Sin (x +__ ) = ___ Ответ:
Sin (__x) = - __ Ответ:
Cos (x +__ ) = ___ Ответ:
Cos (__x) = - __ Ответ:
Tg (x +__ ) = ___ Ответ:
Tg (__x) = - __ Ответ:
2 cos2x - 5sinx + 1=0 Ответ:
2 cos2x + cosx – 6 =0 Ответ:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
SIN X = a Sin x = 0 x= π k , k ϵ Z Sin x = 1 x= π /2 + 2 π k , k ϵ Z Sin x =- 1 x= - π /2 + 2 π k , k ϵ Z Sin x = a x=(-1) K arcsin a + π k , k ϵ Z Sin x = - a x=(-1) K +1 arcsin a + π k , k ϵ Z
COS X = a Cos x = 0 x= π /2 + π k , k ϵ Z Cos x = 1 x= 2 π k , k ϵ Z Cos x =- 1 x= π + 2 π k , k ϵ Z Cos x = a x= ± arccos a + 2 π k , k ϵ Z Cos x = - a x= ± ( π - arccos a) + 2 π k , k ϵ Z
tg x =a tg x = a x=arctg a + π k , k ϵ Z tg x = - a x= - arctg a + π k , k ϵ Z
Решить уравнения: cos x = 0,5 sin x = - 0,5 cos x = 3 sin (x+5) = 1 cos (2x) = 0 sin x = 3 tg x =1 tg (4x) = 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Алгоритм решения тригонометрических уравнений Привести уравнение к квадратному, относительно тригонометрических функций, применяя тригонометрические тождества. Ввести новую переменную. Записать данное уравнение, используя эту переменную. Найти корни полученного квадратного уравнения. Перейти от новой переменной к первоначальной. Решить простейшие тригонометрические уравнения. Записать ответ.
Домашнее задание: Sin ( x +__ ) = ___ Sin (__ x ) = - __ Cos (x +__ ) = ___ Cos (__x) = - __ Tg (x +__ ) = ___ Tg (__x) = - __ 2 cos2x - 5sinx + 1=0 2 cos2x + cosx – 6 =0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме решение простейших тригонометрических уравнений.
Работая над проблемой повышения эффективности урока с учащимися с разной подготовленностью к работе и с разными возможностями для себя выбрала индивидуальную методическую тему: дифференцированны...
Урок по теме «РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ» 10класс
Презентация к уроку по темк "Решение простейших тригонометрических уравнений" для 10 класса...
Открытый урок по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений вида cos x=a"
Разработка открытого урока по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений вида cos x=a"...
Технологическая карта открытого урока на тему "Решение однородных тригонометрических уравнений", 10 класс
В данной файле содержится подробное описание открыторого урока на тему" Решение однородных тригонометрических уравнений"....
Урок по теме:"Решение простейших тригонометрических уравнений"
Урок по алгебре и началам анализа по теме:"Решение простейших тригонометрических уравнений", учебник А.Г.Мордкович...
Методическая разработка открытого урока по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений", 2016 год
Методическая разработка прошла апробацию при проведении открытого урока в группе СЭМ 16-1 (Специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики)...