Формулы логарифмов. Решение логарифмических уравнений.
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме
Данный материал можно использовать для подготовки ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formuly_logarifmov.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторяем логарифмы
Формулы и свойства логарифмов
Определение
Логарифмом числа по основанию ( ) называется такое число , что , то есть записи и равносильны. Логарифм имеет смысл, если .
Если немного перефразировать - Логарифм числа по основанию определяется как показатель степени, в которую надо возвести число , чтобы получить число (Логарифм существует только у положительных чисел).
Логарифм в переводе с греческого языка буквально означает "число, изменяющее отношение".
Специальные обозначения:1. Натуральный логарифм - логарифм по основанию , где - число Эйлера.
- 2. Десятичный логарифм - логарифм по основанию 10.
Свойства логарифмов:
1° - основное логарифмическое тождество.
2°
3°
Логарифм единицы по любому положительному, отличному от 1, основанию равен нулю. Это возможно потому, что из любого действительного числа можно получить 1, только возведя его в нулевую степень.
4° - логарифм произведения.
Логарифм произведения равен сумме логарифмов сомножителей.
5° - логарифм частного.
Логарифм частного (дроби) равен разности логарифмов сомножителей.
6° - логарифм степени.
Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм ее основания.
7°
8°
9° - переход к новому основанию.
Примеры решения задач
Пример
Задание. Вычислить , если
Решение. Перепишем данное выражение, используя свойство логарифма степени и логарифма произведения:
Решение логарифмических уравнений.
Логарифмическим называется уравнение, в котором неизвестное (х) и выражения с ним находятся под знаком логарифмической функции.
Самое простое логарифмическое уравнение имеет вид logax = b, где a и b -некоторые числа, x — неизвестное.
Решением данного уравнения является x = a b при условии: a > 0, a 1.
Следует отметить, что если x будет находиться где-нибудь вне логарифма, например log2х = х-2, то такое уравнение уже называется смешанным и для его решения нужен особый подход.
Идеальным случаем является ситуация, когда Вам попадется уравнение, в котором под знаком логарифма находятся только числа, например х+2 = log22. Здесь достаточно знать свойства логарифмов для его решения. Но такая удача случается не часто, поэтому приготовьтесь к более сложным вещам.
Но сначала, все-таки, начнём с простых уравнений. Для их решения желательно иметь самое общее представление о логарифме.
Простейшие логарифмические уравнения
К таковым относятся уравнения типа log2х = log216. Невооруженным глазом видно, что опустив знак логарифма получим x = 16.
Для того, чтобы решить более сложное логарифмическое уравнение, его обычно приводят к решению обычного алгебраического уравнения или к решению простейшего логарифмического уравнения logax = b. В простейших уравнениях это происходит в одно движение, поэтому они и носят название простейших.
Выше использованный метод опускания логарифмов является одним из основных способов решения логарифмических уравнений и неравенств. В математике эта операция носит название потенцирования. Существуют определенные правила или ограничения для подобного рода операций:
- одинаковые числовые основания у логарифмов
- логарифмы в обеих частях уравнения находятся свободно, т.е. без каких бы то ни было коэффициентов и других разного рода выражений.
Скажем в уравнении log2х = 2log2 (1- х) потенцирование неприменимо - коэффициент 2 справа не позволяет. В следующем примере log2х+log2 (1 - х) = log2 (1+х) также не выполняется одно из ограничений - слева логарифма два. Вот был бы один – совсем другое дело!
Вообще, убирать логарифмы можно только при условии, что уравнение имеет вид:
loga (...) = loga (...)
В скобках могут находиться совершенно любые выражения, на операцию потенцирования это абсолютно никак не влияет. И уже после ликвидации логарифмов останется более простое уравнение – линейное, квадратное, показательное и т.п., которое Вы уже, надеюсь, умеете решать. Возьмем другой пример:
log3 (2х-5) = log3х
Применяем потенцирование, получаем:
2х-5 = x
х=5
Пойдем дальше. Решим следующий пример:
log3 (2х-1) = 2
Исходя из определения логарифма, а именно, что логарифм - это число, в которое надо возвести основание, чтобы получить выражение, которое находится под знаком логарифма, т.е. (4х-1), получаем:
3 2 = 2х-1
Дальше уже дело техники:
2х-1 = 9
x =5
Опять получили красивый ответ. Здесь мы обошлись без ликвидации логарифмов, но потенцирование применимо и здесь, потому как логарифм можно сделать из любого числа, причем именно такой, который нам надо. Этот способ очень помогает при решении логарифмических уравнений и особенно неравенств.
Решим наше уравнение log3 (2х-1) = 2 с помощью потенцирования:
Представим число 2 в виде логарифма, например, такого log39, ведь 3 2=9.
Тогда log3 (2х-1) = log39 и опять получаем все то же уравнение 2х-1 = 9. Надеюсь, все понятно.
Вот мы и рассмотрели простейшие логарифмические уравнения, которые на самом деле очень важны, ведь решение логарифмических уравнений, даже самых страшных и закрученных, в итоге всегда сводится к решению простейших уравнений.
Во всем, что мы делали выше, мы упускали из виду один очень важный момент, который в последующем будет иметь большое значение. Дело в том, что решение любого логарифмического уравнения, даже самого элементарного, состоит из двух равноценных частей. Первая – это само решение уравнения, вторая - работа с областью допустимых значений (ОДЗ). Вот как раз первую часть мы и освоили. В вышеприведенных примерах ОДЗ на ответ никак не влияет, поэтому мы ее и не рассматривали.
А вот возьмем другой пример:
log3 (x 2-3) = log3 (2х)
Внешне это уравнение ничем не отличается от простейшего уравнения, которое весьма успешно решается. Но это не совсем так. Нет, мы, конечно же его решим, но скорее всего неправильно, потому что в нем кроется небольшая засада, в которую сходу попадаются и троечники, и отличники. Давайте рассмотрим его поближе.
Допустим, необходимо найти корень уравнения или сумму корней, если их несколько:
log3 (x 2-3) = log3 (2х)
Применяем потенцирование, здесь оно допустимо. В итоге получаем обычное квадратное уравнение.
x 2-3 = 2х
x 2-2х-3 = 0
Находим корни уравнения:
х1= 3
х2= -1
Получилось два корня, поэтому находим их сумму:
3+(-1) = 2 Ответ 2.
С первого взгляда все правильно. Но давайте проверим результат и подставим его в исходное уравнение.
Начнем с х1= 3:
log36 = log36
Проверка прошла успешно, теперь очередь х2= -1:
log3 (-2) = log3 (-2)
Так, стоп! Внешне всё идеально. Один момент - логарифмов от отрицательных чисел не бывает! А это значит, что корень x = -1 не подходит для решения нашего уравнения. И поэтому правильный ответ будет 3, а не 2, как мы написали.
Вот тут-то и сыграла свою роковую роль ОДЗ, о которой мы позабыли.
Напомню, что под областью допустимых значений принимаются такие значения х, которые разрешены или имеют смысл для исходного примера.
Без ОДЗ любое решение, даже абсолютно правильное, любого уравнения превращается в лотерею - 50/50.
Как же мы смогли попасться при решении, казалось бы, элементарного примера? А вот именно в момент потенцирования. Логарифмы пропали, а с ними и все ограничения.
Что же в таком случае делать? Отказываться от ликвидации логарифмов? И напрочь отказаться от решения этого уравнения?
Нет, мы просто, как настоящие герои из одной известной песни, пойдем в обход!
Перед тем, как приступать к решению любого логарифмического уравнения, будем записывать ОДЗ. А вот уж после этого можно делать с нашим уравнением все, что душа пожелает. Получив ответ, мы просто выбрасываем те корни, которые не входят в наше ОДЗ, и записываем окончательный вариант.
Теперь определимся, как же записывать ОДЗ. Для этого внимательно осматриваем исходное уравнение и ищем в нем подозрительные места, вроде деления на х, корня четной степени и т.п. Пока мы не решили уравнение, мы не знаем – чему равно х, но твердо знаем, что такие х, которые при подстановке дадут деление на 0 или извлечение квадратного корня из отрицательного числа, заведомо в ответ не годятся. Поэтому такие х неприемлемы, остальные же и будут составлять ОДЗ.
Воспользуемся опять тем же уравнением:
log3 (x 2-3) = log3 (2х)
log3 (x 2-3) = log3 (2х)
Как видим, деления на 0 нет, квадратных корней также нет, но есть выражения с х в теле логарифма. Тут же вспоминаем, что выражение, находящееся внутри логарифма, всегда должно быть >0. Это условие и записываем в виде ОДЗ:
Т.е. мы еще ничего не решали, но уже записали обязательное условие на всё подлогарифмическое выражение. Фигурная скобка означает, что эти условия должны выполняться одновременно.
ОДЗ записано, но необходимо еще и решить полученную систему неравенств, чем и займемся. Получаем ответ x > v3. Теперь точно известно – какие из значений x нам не подойдут. А дальше уже приступаем к решению самого логарифмического уравнения, что мы и сделали выше.
Получив ответы х1= 3 и х2= -1, легко увидеть, что нам подходит лишь х1= 3, его и записываем, как окончательный ответ.
На будущее очень важно запомнить следующее: решение любого логарифмического уравнения делаем в 2 этапа. Первый - решаем само уравнение, второй – решаем условие ОДЗ. Оба этапа выполняются независимо друг от друга и только лишь при написании ответа сопоставляются, т.е. отбрасываем все лишнее и записываем правильный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенств"
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11-Б классе...
Логарифмы. Логарифмическая функция. Решение логарифмических уравнений и неравенств
Конспект для открытого урока с презентацией....
Обобщающий урок по теме: «Определение логарифма. Решение логарифмических уравнений».
Обобщающий урок по теме: «Определение логарифма. Решение логарифмических уравнений»....
Тема самообразования "Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенств". Презентация.
Представленный материал можно использовать при изучении школьного курса "Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенств", а также в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ....
Разработка урока алгебры по теме "Решение логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцированием", 11 класс
Разработка урока алгебры по теме "Решение логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцирование", 11 класс. Это урок изучения нового материала и формирования первичных ум...
«Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»
В презентации рассматриваются свойства логарифмов. Методы решения логарифмических уравнений. Тест на решение уравнений....
Решение логарифмических уравнений. Проверка решения логарифмических уравнений с помощью программы MS Exsel.
комбинированный урок в 10 классе...