Разработка урока алгебры по теме "Решение логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцированием", 11 класс
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_11-a.docx | 136.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры, 11- А
Тема урока: «Решение логарифмических уравнений с применением определения логарифма и потенцирования»
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию логарифмического уравнения; ознакомить учащихся
с основными методами решения логарифмических уравнений; отработать первичные навыки решения логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцированием;
- развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы; развитие умений
использовать теоритический материал при изучении новой темы; развитие навыков самоконтроля; развитие коммуникативных умений и навыков работать в группе, в паре; развитие грамотной математической речи;
- воспитание ответственного отношения к обучению, привитие интереса к предмету;
Smart-цели урока: сформулировать определение логарифмического уравнения; сформировать умение отличать логарифмические уравнения от других видов уравнений; рассмотреть методы и приемы решения логарифмических уравнений; сформировать первичные умения решения логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцированием;
Тип урока: урок изучения новых знаний и формирования первичных умений и навыков
Вид урока: комбинированный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, проектный.
Методы познания: анализ, логический, сравнение.
Оборудование урока: презентация к уроку «Решение логарифмических уравнений по определению логарифма», проекты учащихся: «Способы решения логарифмических уравнений», «Логарифмы в нашей жизни»; карточки; оценочные листы; сигнальные карты;
Ход урока:
I. Организация начала урока:
*** Проверить готовность учащихся к уроку. Сообщение темы урока.
Мы продолжаем совершенствовать свои знания по алгебре и переходим к решению более сложных уравнений – логарифмических. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Решение логарифмических уравнений с применением определения логарифма и потенцирования»
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова современного польского математика Станислава Коваля - «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
*** Какие цели на данный урок вы можете для себя определить?
(учащиеся в течение 1 минуты обсуждают и записывают цели урока, зачитывают, если у групп выдвинуты разные цели урока, зачитать все, эти цели развесить на магнитной
доске)
Выводы: итак, основная цель сегодняшнего урока – выяснить, какие уравнения являются логарифмическими, какими методами решаются логарифмические уравнения и отработать два метода решения логарифмических уравнений – с использованием определения логарифма и методом потенцирования.
II. Актуализация опорных знаний:
Учитель: Ещё Сенека говорил: “Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра”, поэтому сейчас нам необходимо вспомнить тот теоретический материал, который поможет вам на уроке, а это – понятие логарифма и свойства логарифмов.
*** У каждой группы на столах на каждого ученика лежат «Оценочные листы» в которые вы на каждом этапе урока будете заносить свои результаты, в конце урока вы сами сможете себе поставить оценку за работу. Удачи всем!
(Ведется воспроизведение и коррекция опорных знаний.)
1) Теоретический опрос: "Закончи предложение" – слайд 1, 2
(верный ответ оценивается как «1 балл», неверный – «0»)
- Логарифмом положительного числа b по основанию a называется ...
- Основное логарифмическое тождество имеет вид ...
- Логарифм числа 1 по основанию а равен...
- Логарифм числа а по основанию а равен...
- Логарифм произведения двух положительных чисел по одному основанию равен...
- Логарифм частного двух положительных чисел по одному основанию равен...
- Действие вычисления логарифма числа называется ...
- Основанием десятичного логарифма является число...
- Основанием натурального логарифма является число...
- Логарифмическая функция - это функция, заданная формулой...
2) Работа с сигнальными карточками: "Верно, неверно" (слайд)
(если верно, поднимают зеленую карточку, если неверно - красную.)
- Логарифмическая функция у = определена при любом х. (нет)
- Функция - логарифмическая при . (да)
- Областью определения логарифмической функции является множество всех действительных чисел. (нет)
- Логарифмическая функция - четная. (нет)
- Логарифмическая функция - нечетная. (нет)
- Функция - возрастающая. (да)
- Функция - убывающая. (да)
- График функции пересекает ось ОХ в точке с координатами (1; 0).
(да)
- Область значения логарифмической функции - множество всех действительных чисел.
(да)
- Существует логарифмическая функция отрицательного числа. (нет)
3) Вычислите устно: (слайд)
- log 2 4; log3 27; log2 1/4; log51; 2log327; lg 0,1; log2(-8).
Ответы: 2; 3; -2; 0; 6; -1; не существует;
- Сравните с 1: а) log20102009, b) log2010 2011.
Ответ: а) меньше 1; b) больше 1.
- Сравнить: log20102009 и log2010 2011 Ответ: log20102009 < log2010 2011
Выводы: мы повторили теоретический материал и теперь можем приступить к изучению нового материала:
III. Изучение нового материала:
Учитель: Перед вами равенства, содержащие переменную: (слайд)
Что общего у них? Как бы вы назвали эти равенства?
(учащиеся отвечают: Эти равенства содержат переменную под знаком логарифма, называть их можно логарифмическими уравнениями).
Учитель: Сформулируйте определение логарифмического уравнения: (слайд)
*** Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или в его основании, называется логарифмическим уравнением; или простейшее логарифмическое уравнение- это уравнение вида: logax = b (где а > 0, a ≠ 1).
*** Назовите номера уравнений, которые являются логарифмическими: (слайд)
- 3х = 8 log327х + log381;
- log2log3log4х=0.
- (x+1) - log32 - log416=2(x+1)4;
- х2 + 2(х-3) = (1; 2; 3; 6)
*** Чтобы научиться решать логарифмические уравнения, необходимо определить методы их решения. Методов решения логарифмических уравнений достаточно много, но среди всех можно выделить такие: (слайд)
- по определению логарифма;
- потенцирование;
- введение новой переменной;
- приведение к одному основанию;
- логарифмированием обеих частей уравнения;
- функционально-графический;
*** Учитель: Определение логарифма мы уже повторили, а вот потенцирование - это переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению. Действие потенцирования – это действие, обратное логарифмированию.
*** Сегодня мы подробно рассмотрим первые два метода решения логарифмических уравнений, а подготовили проект на эту тему Котомина Саша и Смирнова Валя, им слово.
(выступление учениц с проектом «Способы решения логарифмических уравнений по определению логарифма и потенцированием»)
Учитель: Мы рассмотрели два способа решения логарифмических уравнений: с использованием определения логарифма числа и метод потенцирования.
Метод потенцирования широко применяется при решении логарифмических уравнений. Но при решении уравнений этим способом расширяется область допустимых значений переменной, поэтому здесь нужна проверка полученных корней.
Выводы: Итак, сделаем первые выводы - особенностью логарифмических уравнений является появление посторонних корней. Это связано с расширением ОДЗ уравнения в ходе его преобразования. Поэтому полученные корни необходимо проверять подстановкой.
IV. Формирование первичных умений и навыков: (слайд)
Учитель: Есть одна прекрасная притча: Однажды молодой человек пришел к мудрецу и сказал: «Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз, но при этом ничего не произошло. «Вот видишь», - сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день эту фразу, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике, решая логарифмические уравнения.
А) Комментирование у доски: решить уравнения (слайд)
1) - по определению логарифма;
2) - потенцированием;
Б) Консультация учителя:
1) - по определению логарифма;
2) - использование формулы перехода к новому основанию;
V. Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой: (слайд)
Учитель: Великий Гете сказал: “Мало знать – надо уметь применять”. Вот и вам сейчас придется показать свои знания и умения решать логарифмические уравнения, выполняя обучающую самостоятельную работу.
На выполнение работы отводится 10 минут с проверкой, за верно решенное уравнение - 2 балла; самостоятельная работа дифференцированная: кто оценивает свои знания на оценку:
«3» - любые 3 уравнения из своего варианта;
«4» - любые 4 уравнения из своего варианта;
«5» - 5 уравнений своего варианта;
Карточки на каждого ученика:
Вариант 1 | Вариант 2 |
| 1. Найдите корень уравнения |
| 2. Найдите корень уравнения . |
| 3. Найдите корень уравнения . |
| 4. Решите уравнение . |
| 5. Решите уравнение |
(слайд для самопроверки) – поставьте набранные баллы в свой лист самооценки.
Ответы: (слайд)
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | −124 | 1 | 21 |
2 | - 4 | 2 | -12 |
3 | 6 | 3 | 4 |
4 | Нет корней | 4 | 5 |
5 | 125 | 5 | 0 |
Выводы: посчитайте набранные вами баллы во время урока и поставьте себе оценку за урок. Какие оценки вы себе поставили?
VI. Историческая справка: (слайд)
Учитель: «С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним великим изобретением индусов – нашей десятичной системой нумерации», так говорил Успенский Я.В.
О том, для чего мы изучаем логарифмы и какую роль они играют в нашей жизни, нам в своем творческом проекте расскажут Султанов Дамир и Хабибулина Регина.
Индивидуальная работа: творческий проект «Логарифмы вокруг нас»
(Хабибулина Регина, Султанов Дамир)
Выводы:
VII. Подведение итогов урока:
Учитель: Я уверена в том, что ребята вас убедили в необходимости изучения логарифмов.
Учитель: В завершении урока я хочу предложить вам собрать пазлы:
1-я группа: “Музыка может возвышать или умиротворять душу,
2-я группа - Живопись – радовать глаз,
3-я группа - Поэзия — пробуждать чувства,
4-я группа - Философия – удовлетворять потребности разума,
5-я группа - Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
Учитель: А математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Подведем итоги урока:
*** Что вам понравилось сегодня на уроке? В чем была трудность?
*** Какие методы решения логарифмических уравнений мы рассмотрели на уроке?
*** На следующих уроках рассмотрим более сложные уравнения. Для их решения пригодятся изученные методы.
VIII. Домашнее задание: § 10 (Ш), № 426 (а –г); № 428 (в, г); № 430 (а)
Учитель: Великий геометр Фалес Милетский сказал:
«Что есть больше всего на свете?
Пространство.
Что мудрее всего на свете?
Время.
Что приятнее всего на свете?
Достичь желаемого».
Желаю всем достичь поставленной цели, а чтобы достичь поставленной цели, вам дома нужно закрепить полученные на уроке навыки, выполнив домашнюю работу:
Благодарю за сотрудничество.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Найдите корень уравнения
| 1. Найдите корень уравнения
|
| 2. Найдите корень уравнения . |
| 3. Найдите корень уравнения . |
| 4. Решите уравнение
|
| 5. Решите уравнение: |
___________________________________________________________________________
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Найдите корень уравнения
| 1. Найдите корень уравнения
|
| 2. Найдите корень уравнения . |
| 3. Найдите корень уравнения . |
| 4. Решите уравнение
|
| 5. Решите уравнение: |
___________________________________________________________________________
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Найдите корень уравнения
| 1. Найдите корень уравнения
|
| 2. Найдите корень уравнения . |
| 3. Найдите корень уравнения . |
| 4. Решите уравнение
|
| 5. Решите уравнение: |
___________________________________________________________________________
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Найдите корень уравнения
| 1. Найдите корень уравнения
|
| 2. Найдите корень уравнения . |
| 3. Найдите корень уравнения . |
| 4. Решите уравнение
|
| 5. Решите уравнение: |
Лист самоконтроля ___________________________________________________________
«Закончи предложение» | «Верно-неверно» | «Вычисли устно» | Групповая работа (решение уравнений) | Индивидуальная работа | Обучающая самостоятельная работа |
0-5 | 0-5 | 3 | 0-5 | 0-2 | 10 |
|
Критерии оценок
- «5»: 25 -30
- «4»: 15-24
- «3»: 10-14
- «2»: менее 10
_____________________________________________________________________________
Лист самоконтроля ___________________________________________________________
«Закончи предложение» | «Верно-неверно» | «Вычисли устно» | Групповая работа (решение уравнений) | Индивидуальная работа | Обучающая самостоятельная работа |
0-5 | 0-5 | 3 | 0-5 | 0-2 | 10 |
|
Критерии оценок
- «5»: 25 -30
- «4»: 15-24
- «3»: 10-14
- «2»: менее 10
_____________________________________________________________________________
Лист самоконтроля ___________________________________________________________
«Закончи предложение» | «Верно-неверно» | «Вычисли устно» | Групповая работа (решение уравнений) | Индивидуальная работа | Обучающая самостоятельная работа |
0-5 | 0-5 | 3 | 0-5 | 0-2 | 10 |
|
Критерии оценок
- «5»: 25 -30
- «4»: 15-24
- «3»: 10-14
- «2»: менее 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока алгебры по теме "Квадратные уравнения"
Материал содержит конспект обобщающего урока по теме "Квадратные уравнения", в котором содержится иматематический диктант, тест по теме....
Урок алгебры по теме "Логарифмические уравнения"
Решение логарифмических уравнений различными способами....
Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Логарифмические уравнения" (для учащихся 11 классов)
Развернутый план открытого урока -соревнования по теме "Логарифмические уравнения" в 11 классе....
Разработка урока алгебры по теме "Решение уравнений" 7 класс
Урок по теме "Решение уравнений" по учебнику Дорофеев Г.В. и др. Второй урок по данной теме. По типу - урок закрепления материала с применением ИКТ....
разработка урока по теме: "Решение логарифмических уравнений различными методами"
Разработка урока по теме "Решение логарифмических уравнений различными способами"...
Методическая разработка урока алгебры по теме "Показательные уравнения"
План-конспект и технологическая карта урока....
Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений с переменной в основании" 10 класс
Урок в 10 классе по теме "Решение логарифмических уравнений с переменной в основании"...