Урок математики в 6 классе по теме: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
презентация к уроку по алгебре (6 класс) по теме
Тема урока: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Тип урока: Урок объяснение новой темы.
Цель урока: ввести новые понятия по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости», первичная проверка знаний, основных умений и навыков, учащихся по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»;
Оборудование урока: видео проектор, карточки с заданиями, длинная полоска картона (с одной стороны красная, с другой – зеленая) - «Светофор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изучения нового материала по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" | 1000.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Токарева Инна Александровна
Учитель математики
МБОУ гимназия №1 г. Липецка
Предмет: Математика
Класс: 6 класс
Программно-методическое обеспечение:
- Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2009.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин – 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2005.
- Математика: Учебник.-собеседник для 5 – 6 кл. сред. шк./ Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение, 2000.
Тема урока: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Тип урока: Урок объяснение новой темы.
Цели урока: Обучающая цель: ввести новые понятия по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости», первичная проверка знаний, основных умений и навыков, учащихся по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»;
Развивающая цель: развить умение мобилизовать и применять все имеющиеся знания, умения и навыки при самостоятельном решении задач; развить логическое мышление, волю, эмоции;
Воспитательная цель: воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения цели.
Оборудование урока: видео проектор, карточки с заданиями, длинная полоска картона (с одной стороны красная, с другой – зеленая) - «Светофор».
Ход урока.
- Начало урока. Организационный момент. (Слайд 1)
- Цели урока: Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2)
Сегодня на уроке мы все вместе сначала восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос «Что такое прямая и обратная пропорциональные зависимости?». Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное по теме «Отношения и пропорции».
Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3)
- Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам).
- Что называют отношением двух чисел?
- Что показывает отношение двух чисел?
- Что такое пропорция?
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
- Выразите неизвестные переменные a, b, c, d: a : b = c : d.
- Из следующих равенств составьте пропорцию: 15 ∙ 4 = 12 ∙ 5; 12 ∙ 3 = 9 ∙ 4.
- Заполните * числами, чтобы пропорции были верными:
13 : 18 = 26 : * ; 15 : 24 = * : 72.
- Объяснение нового материала (Привлекательная цель).
Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4)
- Готовясь к новому году, мы дома вырезали из бумаги снежинки. За каждые 15 мин я вырезала по 5 снежинок. Сколько снежинок я вырезала за время втрое большее (т.е. за 45 минут)? /Ответ: 15 снежинок./ Какой можно сделать вывод? /При увеличении времени втрое, количество сделанных снежинок также увеличится втрое./
- Ввести понятие прямо пропорциональных величин, прямо пропорциональной зависимости. Привести свои примеры.
Здесь заканчивается текст четвертого слайда (Слайд 5)
- Каждой весной мы отправляемся с вами на туристический слет пешком. Где-то за час, двигаясь со скоростью 4 км/ч, мы добираемся от гимназии до места проведения турслета. Если бы мы перемещались не пешком, а на велосипедах со скоростью 8 км/ч, то за какое время бы добрались до места? /Ответ: за ½ часа/. Какой можно сделать вывод? /При увеличении скорости движения, время уменьшается./
- Ввести понятие обратно пропорциональных величин, обратно пропорциональной зависимости. Привести свои примеры.
Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6)
- Работа с учебником.
- Прочитайте задачу 1 (стр. 128).
- Зная, что за 3,2 кг заплатили 115,2 руб., что можно узнать? (Цену товара.)
- Как узнать? (Стоимость товара разделить на количество товара.)
- Как узнать стоимость 1,5 кг товара? (Цену товара умножить на количество товара, т.е. на 1,5 кг.)
- Запишите решение I способом. Чуть позже я покажу, как решить эту задачу другим способом.
Решение.
- 115,2 : 3,2 = 1152 : 32 = 36 (руб.) – цена товар.
- 36 ∙ 1,5 = 54 (руб.)
- Запишем кратко условие задачи в виде таблицы.
- Что известно?
- Что надо узнать в задаче?
- Примем за х (в руб.) – стоимость 1,5 кг товара.
- Пусть х (руб.) – стоимость 1,5 кг.
Количество товара | Стоимость товара | |
I покупка II покупка | 3,2 кг 1,5 кг | 115,2 руб. х руб. |
- Определите, какая зависимость между количеством товара и стоимостью покупки (Зависимость прямо пропорциональная.)
- Объясните, почему? (Если купить товара в несколько раз больше, то и стоимость покупки увеличится во столько раз.)
- Условно прямо пропорциональную зависимость обозначим одинаково направленными стрелками от большей величины к меньшей.
Запишем пропорцию:
54 руб. – стоимость 1,5 кг товара.
Ответ: 54 руб.
Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7)
- Физкультминутка. Зарядка для глаз.
- Закрепление, тренировка, отработка умений.
Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8)
- Буквой х обозначили длину стороны равностороннего треугольника, а буквой у – его периметр. а) Будет ли величина у прямо пропорциональна величине х? б) Заполните таблицу:
х | 1 | 4 | 0,5 | ||
у | 9,6 | 105 |
Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9)
Проверим результаты.
Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10)
- Решить № 783 (решить у доски и в тетрадях).
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать в задаче?
- Запишем кратко условие задачи в виде таблицы.
Решение:
Пусть х (г) – масса II шара.
Объем | Масса | |
I шарик II шарик | 6 см3 2,5 см3 | 46,8 г х г |
- Определите, какая зависимость между объемом шара и его массой? (Зависимость прямо пропорциональная.)
- Объясните почему? (Если объем шара уменьшится в несколько раз, то и масса шара уменьшится во столько раз.)
- Как показать, что зависимость прямо пропорциональная?
Запишем пропорцию:
19,5 г – масса II шар.
Ответ: 19,5 г.
Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11)
- Самостоятельная работа. Решение задачи (самопроверка, решение на доске (слайде)).
Вариант I. № 784 стр. 130.
Вариант II. № 794, стр.131.
- Кто закончит раньше, помогите товарищу.
Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12)
Решение.
№784
Пусть х (кг) масла получится из 7 кг хлопкового семени.
Хлопковое семя | Масло | |
I II | 21 кг 7 кг | 5,1 кг х кг |
Запишем пропорцию:
1,7 кг масла получится из 7 кг хлопкового семени.
Ответ: 1,7 кг.
Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13)
№ 794
Пусть х (г) свеклы надо взять на 650 г мяса.
Мясо | Свекла | |
I II | 100 г 650 г | 60 г х г |
Запишем пропорцию:
390 г свеклы надо взять на 650 г мяса.
Ответ: 390 г.
- Лови ошибку!
Ученикам раздаются карточки с задачей, в решении которой преднамеренно допущены ошибки. Дети должны их найти и пояснить, почему возникла ошибка.
Задача. Со 125 гусей получают 4 кг пуха. Сколько пуха можно получить с 875 гусей? Решение. Кол-во гусей Масса пуха 125 гусей – 4 кг 875 гусей – х кг Запишем пропорцию. , (кг) Ответ: 57 кг пуха получится из 875 гусей. |
Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14)
Обсуждается ошибки, допущенные при решении данной задачи.
- Повторение (Свои примеры). Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Итак, мы уже умеем решать задачи на прямо пропорциональную зависимость. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение.
Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15)
- Контроль («Светофор» - длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая): при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.).
Базовые вопросы:
- Какие величины называют прямо пропорциональными?
- Что можно сказать об отношениях соответствующих величин?
- Какие величины называют обратно пропорциональными?
- Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин?
Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16)
- Домашнее задание (Идеальное задание – учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).
В учебнике на стр. 133 из всех задач, предназначенных для домашней работы, выбрать те, в которых присутствует прямо пропорциональная зависимость, и решить две из них.
Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17)
- Конец урока (Опрос-итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока).
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6-м классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" ( конспект+увлекательная презентация).
Урок +презентация. Физкультминутка....
Разработка урока в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимость"
Разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимость" к учебнику Л.Г. Петерсон "Математика -6 "...
Урок в 5 классе на тему "Прямые и косвенные дополнения"
Урок составлен с учётом требований ФГОС, здоровьесберегающих технрологий. Цель урока: формирование метапредметных УУД на уроке русского языка. По форме это урок - практикум с элементами игры. На преды...
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....
Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Прямая речь"
Данная презентация содержит интересный и занимательный материал по теме "Прямая речь"...
Урок алгебры 7 класс по теме «Прямая пропорциональность» с презентацией
Цели урока:Образовательные:· знакомство с прямой пропорциональностью и коэффициентом прямой пропорциональности;·...
методическая разработка по математике 2 класс по теме "Прямой угол" Школа России
методическая разработка по математике по теме "Прямой угол", 2 класс, Школа России...