Теорема Виета
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Маслова Вера Георгиевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_teorema_vieta_17maya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Теорема Виета

Цели урока:

  1. «Открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений;
  2. Развивать творческое мышление учащихся и кругозор учащихся;
  3. Воспитание познавательного интереса к учебному предмету математика.

Средства обучения:

  1. приемы технологии УДЕ;
  2. презентация Power Point;
  3. таблицы;
  4. средства компьютерной технологии;
  5. интерактивная доска.

Ход урока

        

I.  Проверка домашнего задания и постановка проблемы.

- Дома вы должны были заполнить таблицу. Давайте проверим, как вы справились.

(Под диктовку учащихся заполняется таблица на доске)

Уравнение

Корни

Произведение корней

Сумма корней

2 + 7х + 3 = 0

x2 + х – 56 = 0

x2 – х – 56 = 0

x2 – х – 1 = 0

x2 + px + q = 0

ax2 + bx + c = 0

Уравнение

Корни

Произведение корней

Сумма корней

2 + 7х + 3 = 0

-1;  -

-1- = -

x2 + х – 56 = 0

-8;  7

-56

-1

x2 – х – 56 = 0

-7;  8

-56

1

x2 – х – 1 = 0

;

-1

1

x2 + px + q = 0

x1 и  x2

q

-p

ax2 + bx + c = 0

x1 и  x2

c/а

- в / а

II.I «Открытие» нового знания

- Сравните сумму и произведение корней с коэффициентами уравнений. Какое предположение можно сделать? Какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами? Сформулируйте утверждение и запишите его.

II.II. Историческая справка.

Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый французский ученый Франсуа Виет (1540-1603).

Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля. И хотя математика была всего лишь его увлечением, благодаря упорному труду, он добился в ней больших результатов.

В 1591 году он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения, а также его свойства.

Виет сделал множество открытий, сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое называется теоремой Виета.

II.III.Доказательство теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.

Наша с вами задача доказать, что эти соотношения выполняются для всех приведенных квадратных уравнений. Итак, запишем в тетради формулировку и доказательство теоремы Виета

Теорема Виета

Теорема, обратная теореме Виета

Сумма корней приведенного квадратного уравнения х2+рх+q=0 равна второму коэффициенту взятому с противоположным знаком (-р), а произведение корней приведенного квадратного уравнения равно свободному члену (q ).

Дано:               х1 и х2 – корни уравнения

  х2+рх+q=0  (I)

Доказать:     х12= -р

                     х1*х2 =q

Док-во. Составим  квадратное уравнение вида (I), которое имеет корни х1 и х2:

х2+рх+q=0.   (I)

                                      х-х1=0,

                                х-х2=0.

(х-х1)(х-х2)=0•0,

х21х-х2х+х1х2=0,

       х2-(х12)х+х1х2=0,      (II)

        х2 +рх+q=0.                    (I)

Приравнивая соответствующие коэффициенты выведенного уравнения (II) и исходного уравнения (I), мы находим доказываемые соотношения (III) и (IV):

р= - (х12), или х12= - р

х1 • х2 = q

Если в квадратном уравнении второй коэффициент (р) противоположен сумме некоторых двух чисел x1 и x2, а свободный член (q ) равен произведению тех же чисел, то числа x1 и x2 являются корнями данного квадратного уравнения.

Дано:            х1 и х2 – числа, такие что

          р= -(х12), q=х1*х2

  х2+рх+q=0  (I)

Доказать:  х1 и х2 – корни уравнения

х2+рх+q=0

Док-во. Согласно условию теоремы напишем квадратное уравнение (II):

              х2-(х12)х+х1х2=0       (II)

Подставим х1, вместо х в уравнение (II),

х2-(х1211х2?0

х21211х21х2=0

0=0

Значит, х1- корень уравнения (II).

Подставим х2 вместо х в уравнение (II).

х22 - (х12) х2+ х1х2 = 0

х22 – х1х2 + х22 + х1х2 = 0

0=0

Следовательно, х1 и х2 – корни уравнения (II).

III Отработка полученных знаний

№1. а) Проверить двойную таблицу сумм и произведений однозначных положительных чисел (рис.1).

Составим квадратное уравнение с корнями, указанными в одной из клеток этой таблицы; например, в пересечении столбца x2 = 5 и строки x1 = 4 мы находим два числа. Это означает:

- (a + b) = - (4 + 5) = -9 = p, 4 * 5 = 20 = q.

x1 + x2 = -p

x1 * x2 = q

          x2 – px + q = 0

      x2

x1

  3

  3

5

5

7

7

9

9

 

2

5

6

7

10

9

14

11

18

 

4

7

12

9

20

11

28

13

36

6

9

18

11

30

13

42

15

54

8

11

24

13

40

15

56

17

72

                 x2 – 9x + 20 = 0

                     

                x2 – 15x + 54 = 0

                         

                          . . .

                 (x1 = 4;  x2 = 5)

                 (x1 = 6;  x2 = 9)
Рис.1

№2. Выясните, имеют ли данные уравнения корни. В случае утвердительного ответа найдите их, используя теорему, обратную теореме Виета (х12):

Уравнения

Исследование существования корней

х1  x2

х1+ x2

  х1

  x2

1

х2 - х - 6 = 0

2

х2 + х – 6 = 0

3

х2 + х + 6 = 0

4

х2 + 5х – 6 = 0

5

х2 + 5х + 6 = 0

6

х2 - 6х + 8 = 0

7

х2 - 2х  + 3 = 0

8

х2 +2007 х – 2008 = 0

9

х2 – (1 - )х - = 0

10

2 + 8х – 12 = 0

Уравнения

Исследование существования корней

х1  x2

х1+ x2

  х1

  x2

1

х2 - х - 6 = 0

+

-6

1

3

-2

2

х2 + х – 6 = 0

+

-6

-1

-3

2

3

х2 + х + 6 = 0

_

4

х2 + 5х – 6 = 0

+

-6

-5

-6

1

5

х2 + 5х + 6 = 0

+

6

-5

-3

2

6

х2 - 6х + 8 = 0

+

8

6

4

2

7

х2 - 2х  + 3 = 0

_

8

х2 +2007 х – 2008 = 0

+

-2008

-2007

-2008

1

9

х2 – (1 - )х-= 0

+

  -

1 -

-

1

10

2 + 8х – 12 = 0

x2-8x+12=0

+

8

-8

-12

12

2

6

№3. Составьте  квадратное  уравнение, имеющее  заданные корни х1 и  x2:

х1

x2

х1+ x2

х1  x2

Квадратное уравнение

1

-3

5

2

4

7

3

0

7

4

-

5

-0,5

-0,2

_______________________________

_х2       ________х      1=0

6

1

2

______________________________

3 х2           _______х      ______= 0

х1

x2

х1+ x2

х1  x2

Квадратное уравнение

1

-3

5

2

-15

x2-2x-15=0

2

4

7

11

28

x2 -11x+28=0

3

0

7

7

0

x2-7x=0

4

-

0

-2

x2-2=0

5

-0,5

-0,2

-0.7

0,1

x2+0,7x+0.1=0_________________

_х2   -  _0,7х         -  1=0

6

1

2

х2 – 10 / 3 х + 8 / 3 = 0_________

3 х2           ___10____х   ___8___= 0

№ 4. Проанализируйте данные и заполните пропуски:

1) х2        _____  х        _______ = 0,           2)  х2            _____х –15 = 0,                                                              

х1 = - 2,                                                              х1 = - 5,                                                              

x2 = 8;                                                                x2 = _____;

3)   х2  –15 х          _____ = 0,                       4)  х2         ____х            ______ = 0,

                         

х1 =  5,                                                             х1 =  x2 = -2;

x = _____;

5)   х2          _____ = 0,                                    6)  х2 – 12х            _____= 0,              

 х1 =  8,                                                                  х1 -  x2 = 2;

 х2 =  -8.                                      

                                                                             

1) х2   -   _6х_     -   __16__ = 0,           2)  х2    +        –   15 = 0,                                                              

х1 = - 2,                                                              х1 = - 5,                                                              

x2 = 8;                                                                x2 = _3____;

3)   х2  –15 х     +    _____ = 0,                       4)  х2  +    __4__х   +        ____4__ = 0,

                         

х1 =  5,                                                             х1 =  x2 = -2;

x2 = 10__;

5)   х2 -       ___64__ = 0,                                    6)  х2 – 12х   +      __35___= 0,              

 х1 =  8,                                                                  х1 -  x2 = 2;

 х2 =  -8.                                                                 х12=12

№ 5. Проанализировав первую и последнюю строку домашней таблицы, сформулируйте теорему Виета для квадратного уравнения общего вида.

№ 6. Заполните пропуски в стихотворении:

 

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойстве корней теорема____________

Что лучше, скажи, постоянства такого?

Умножишь ты корни, и дробь уж готова:

В числителе «_____», в знаменателе «а».

И сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь эта, что за беда

В числителе  «____», в знаменателе – «_____»

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойстве корней теорема _Виета_

Что лучше, скажи, постоянства такого?

Умножишь ты корни, и дробь уж готова:

В числителе «_с, в знаменателе «а».

И сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь эта, что за беда

В числителе  «_в, в знаменателе – «_а

IV.Итог урока: Итак, сегодня мы познакомились с теоремой знаменитого французского ученого Виета и научились ее использовать в простейших случаях.

V. Задание на дом.

1. В таблице даны параметры семи уравнений. Найти  пропущенные числа, составив и решить соответствующие уравнения.

      1

      2

    3

      4

    5

   6

     7

х 1

    0,5

3/4

0,2

   0, 3

    2

   - 3

х 2

      4

р

-8

-0,7

  3/5

    8

    5

q

  12

    4

 2.  Найдите коэффициенты квадратных уравнений, учитывая, что один

из корней равен -3.

1) х2 – 5х        _____ = 0                                2) х2          _____х + 18 = 0

______________________                             _____________________

______________________                             _____________________

______________________                             ______________________

______________________                             ______________________

3) х2          _____х – 15  = 0                           4)  х2        _____ = 0

______________________                               ______________________

______________________                               ______________________

______________________                               ______________________

______________________                               ______________________

5) х2        _____  х = 0                                      6) 2х2          _____х – 3  = 0;

___________________

___________________

___________________

___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"

Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...

Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.

Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...

Квадратные уравнения. Теорема Виета

Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...

Тема урока: Теорема Виета

Презентация к уроку....

Теорема Виета

Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала...

Тренажёр по «Теореме Виета»

Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....

Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс

На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....