Теорема Виета
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Теорема Виета
Цели урока:
- «Открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений;
- Развивать творческое мышление учащихся и кругозор учащихся;
- Воспитание познавательного интереса к учебному предмету математика.
Средства обучения:
- приемы технологии УДЕ;
- презентация Power Point;
- таблицы;
- средства компьютерной технологии;
- интерактивная доска.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания и постановка проблемы.
- Дома вы должны были заполнить таблицу. Давайте проверим, как вы справились.
(Под диктовку учащихся заполняется таблица на доске)
Уравнение | Корни | Произведение корней | Сумма корней |
4х2 + 7х + 3 = 0 | |||
x2 + х – 56 = 0 | |||
x2 – х – 56 = 0 | |||
x2 – х – 1 = 0 | |||
x2 + px + q = 0 | |||
ax2 + bx + c = 0 |
Уравнение | Корни | Произведение корней | Сумма корней |
4х2 + 7х + 3 = 0 | -1; - | -1- = - | |
x2 + х – 56 = 0 | -8; 7 | -56 | -1 |
x2 – х – 56 = 0 | -7; 8 | -56 | 1 |
x2 – х – 1 = 0 | ; | -1 | 1 |
x2 + px + q = 0 | x1 и x2 | q | -p |
ax2 + bx + c = 0 | x1 и x2 | c/а | - в / а |
II.I «Открытие» нового знания
- Сравните сумму и произведение корней с коэффициентами уравнений. Какое предположение можно сделать? Какая существует зависимость между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами? Сформулируйте утверждение и запишите его.
II.II. Историческая справка.
Впервые зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения установил знаменитый французский ученый Франсуа Виет (1540-1603).
Франсуа Виет был по профессии адвокатом и много лет работал советником короля. И хотя математика была всего лишь его увлечением, благодаря упорному труду, он добился в ней больших результатов.
В 1591 году он ввел буквенные обозначения для коэффициентов при неизвестных в уравнениях, что дало возможность записать общими формулами корни уравнения, а также его свойства.
Виет сделал множество открытий, сам он больше всего дорожил установлением зависимости между корнями и коэффициентами квадратного уравнения, которое называется теоремой Виета.
II.III.Доказательство теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета.
Наша с вами задача доказать, что эти соотношения выполняются для всех приведенных квадратных уравнений. Итак, запишем в тетради формулировку и доказательство теоремы Виета
Теорема Виета | Теорема, обратная теореме Виета |
Сумма корней приведенного квадратного уравнения х2+рх+q=0 равна второму коэффициенту взятому с противоположным знаком (-р), а произведение корней приведенного квадратного уравнения равно свободному члену (q ). Дано: х1 и х2 – корни уравнения х2+рх+q=0 (I) Доказать: х1+х2= -р х1*х2 =q Док-во. Составим квадратное уравнение вида (I), которое имеет корни х1 и х2: х2+рх+q=0. (I) х-х1=0, х-х2=0. (х-х1)(х-х2)=0•0, х2-х1х-х2х+х1х2=0, х2-(х1+х2)х+х1х2=0, (II) х2 +рх+q=0. (I) Приравнивая соответствующие коэффициенты выведенного уравнения (II) и исходного уравнения (I), мы находим доказываемые соотношения (III) и (IV): р= - (х1+х2), или х1+х2= - р х1 • х2 = q | Если в квадратном уравнении второй коэффициент (р) противоположен сумме некоторых двух чисел x1 и x2, а свободный член (q ) равен произведению тех же чисел, то числа x1 и x2 являются корнями данного квадратного уравнения. Дано: х1 и х2 – числа, такие что р= -(х1+х2), q=х1*х2 х2+рх+q=0 (I) Доказать: х1 и х2 – корни уравнения х2+рх+q=0 Док-во. Согласно условию теоремы напишем квадратное уравнение (II): х2-(х1+х2)х+х1х2=0 (II) Подставим х1, вместо х в уравнение (II), х2-(х1+х2)х1+х1х2?0 х21-х21+х1х2-х1х2=0 0=0 Значит, х1- корень уравнения (II). Подставим х2 вместо х в уравнение (II). х22 - (х1+х2) х2+ х1х2 = 0 х22 – х1х2 + х22 + х1х2 = 0 0=0 Следовательно, х1 и х2 – корни уравнения (II). |
III Отработка полученных знаний
№1. а) Проверить двойную таблицу сумм и произведений однозначных положительных чисел (рис.1).
Составим квадратное уравнение с корнями, указанными в одной из клеток этой таблицы; например, в пересечении столбца x2 = 5 и строки x1 = 4 мы находим два числа. Это означает:
- (a + b) = - (4 + 5) = -9 = p, 4 * 5 = 20 = q.
x1 + x2 = -p
x1 * x2 = q
x2 – px + q = 0
x2 x1 | 3 3 | 5 5 | 7 7 | 9 9 |
2 | 5 6 | 7 10 | 9 14 | 11 18 |
4 | 7 12 | 9 20 | 11 28 | 13 36 |
6 | 9 18 | 11 30 | 13 42 | 15 54 |
8 | 11 24 | 13 40 | 15 56 | 17 72 |
x2 – 9x + 20 = 0
x2 – 15x + 54 = 0
. . .
(x1 = 4; x2 = 5)
(x1 = 6; x2 = 9)
Рис.1
№2. Выясните, имеют ли данные уравнения корни. В случае утвердительного ответа найдите их, используя теорему, обратную теореме Виета (х1
№ | Уравнения | Исследование существования корней | х1 • x2 | х1+ x2 | х1 | x2 |
1 | х2 - х - 6 = 0 | |||||
2 | х2 + х – 6 = 0 | |||||
3 | х2 + х + 6 = 0 | |||||
4 | х2 + 5х – 6 = 0 | |||||
5 | х2 + 5х + 6 = 0 | |||||
6 | х2 - 6х + 8 = 0 | |||||
7 | х2 - 2х + 3 = 0 | |||||
8 | х2 +2007 х – 2008 = 0 | |||||
9 | х2 – (1 - )х - = 0 | |||||
10 | -х2 + 8х – 12 = 0 |
№ | Уравнения | Исследование существования корней | х1 • x2 | х1+ x2 | х1 | x2 |
1 | х2 - х - 6 = 0 | + | -6 | 1 | 3 | -2 |
2 | х2 + х – 6 = 0 | + | -6 | -1 | -3 | 2 |
3 | х2 + х + 6 = 0 | _ | ||||
4 | х2 + 5х – 6 = 0 | + | -6 | -5 | -6 | 1 |
5 | х2 + 5х + 6 = 0 | + | 6 | -5 | -3 | 2 |
6 | х2 - 6х + 8 = 0 | + | 8 | 6 | 4 | 2 |
7 | х2 - 2х + 3 = 0 | _ | ||||
8 | х2 +2007 х – 2008 = 0 | + | -2008 | -2007 | -2008 | 1 |
9 | х2 – (1 - )х-= 0 | + | - | 1 - | - | 1 |
10 | -х2 + 8х – 12 = 0 x2-8x+12=0 | + | 8 -8 | -12 12 | 2 | 6 |
№3. Составьте квадратное уравнение, имеющее заданные корни х1 и x2:
№ | х1 | x2 | х1+ x2 | х1 • x2 | Квадратное уравнение |
1 | -3 | 5 | |||
2 | 4 | 7 | |||
3 | 0 | 7 | |||
4 | - | ||||
5 | -0,5 | -0,2 | _______________________________ _х2 ________х 1=0 | ||
6 | 1 | 2 | ______________________________ 3 х2 _______х ______= 0 |
№ | х1 | x2 | х1+ x2 | х1 • x2 | Квадратное уравнение |
1 | -3 | 5 | 2 | -15 | x2-2x-15=0 |
2 | 4 | 7 | 11 | 28 | x2 -11x+28=0 |
3 | 0 | 7 | 7 | 0 | x2-7x=0 |
4 | - | 0 | -2 | x2-2=0 | |
5 | -0,5 | -0,2 | -0.7 | 0,1 | x2+0,7x+0.1=0_________________ _х2 - _0,7х - 1=0 |
6 | 1 | 2 | х2 – 10 / 3 х + 8 / 3 = 0_________ 3 х2 ___10____х ___8___= 0 |
№ 4. Проанализируйте данные и заполните пропуски:
1) х2 _____ х _______ = 0, 2) х2 _____х –15 = 0,
х1 = - 2, х1 = - 5,
x2 = 8; x2 = _____;
3) х2 –15 х _____ = 0, 4) х2 ____х ______ = 0,
х1 = 5, х1 = x2 = -2;
x = _____;
5) х2 _____ = 0, 6) х2 – 12х _____= 0,
х1 = 8, х1 - x2 = 2;
х2 = -8.
1) х2 - _6х_ - __16__ = 0, 2) х2 + 2х – 15 = 0,
х1 = - 2, х1 = - 5,
x2 = 8; x2 = _3____;
3) х2 –15 х + _____ = 0, 4) х2 + __4__х + ____4__ = 0,
х1 = 5, х1 = x2 = -2;
x2 = 10__;
5) х2 - ___64__ = 0, 6) х2 – 12х + __35___= 0,
х1 = 8, х1 - x2 = 2;
х2 = -8. х1+х2=12
№ 5. Проанализировав первую и последнюю строку домашней таблицы, сформулируйте теорему Виета для квадратного уравнения общего вида.
№ 6. Заполните пропуски в стихотворении:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойстве корней теорема____________
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе «_____», в знаменателе «а».
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда
В числителе «____», в знаменателе – «_____»
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойстве корней теорема _Виета_
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе «_с_», в знаменателе «а».
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда
В числителе «_в_», в знаменателе – «_а_»
IV.Итог урока: Итак, сегодня мы познакомились с теоремой знаменитого французского ученого Виета и научились ее использовать в простейших случаях.
V. Задание на дом.
1. В таблице даны параметры семи уравнений. Найти пропущенные числа, составив и решить соответствующие уравнения.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
х 1 | 0,5 | 3/4 | 0,2 | 0, 3 | 2 | - 3 | |
х 2 | 4 | ||||||
р | -8 | -0,7 | 3/5 | 8 | 5 | ||
q | 12 | 4 |
2. Найдите коэффициенты квадратных уравнений, учитывая, что один
из корней равен -3.
1) х2 – 5х _____ = 0 2) х2 _____х + 18 = 0
______________________ _____________________
______________________ _____________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
3) х2 _____х – 15 = 0 4) х2 _____ = 0
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
______________________ ______________________
5) х2 _____ х = 0 6) 2х2 _____х – 3 = 0;
___________________
___________________
___________________
___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"
Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...
Квадратные уравнения. Теорема Виета
Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...
Тема урока: Теорема Виета
Презентация к уроку....
Теорема Виета
Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала...
Тренажёр по «Теореме Виета»
Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....
Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс
На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....