Методическая разаботка интегрированого занятия. Заседание дискусионного клуба: "Электронная книга: за и против. Математический анализ читательских предпочтений шестиклассников.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Джинисян Наталья Генриховна

Заседание

дискуссионного клуба

Электронная книга: за и против.

 Математический анализ  читательских предпочтений шестиклассников

Цель: выявление преимуществ и недостатков  электронной книги с  использованием  математического анализа читательских предпочтений шестиклассников.

Задачи:

  1. Обратиться к истории вопроса. История возникновения печатной и электронной книги.
  2. Выявить преимущества и недостатки электронной книги по сравнению с печатным изданием.
  3. Построить диаграммы читательских предпочтений шестиклассников.
  4. Подвести  итоги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok._zasedanie_diskussionnogo_kluba.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание

дискуссионного клуба

Электронная книга: за и против.

 Математический анализ  читательских предпочтений шестиклассников

Цель: выявление преимуществ и недостатков  электронной книги с  использованием  математического анализа читательских предпочтений шестиклассников.

Задачи:

  1. Обратиться к истории вопроса. История возникновения печатной и электронной книги.
  2. Выявить преимущества и недостатки электронной книги по сравнению с печатным изданием.
  3. Построить диаграммы читательских предпочтений шестиклассников.
  4. Подвести  итоги.

Ход работы

                                                    А что есть чтение - как не разгадывание,                                                                                      извлечение тайного, оставшегося за строками,

за пределами слов... чтение прежде

 всего сотворчество.

М. Цветаева

1. Вступительное слово  учителя о теме, целях и задачах занятия. Слайд1.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы начинаем заседание дискуссионного клуба «Электронная книга: за и против». Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Обратиться к истории возникновения печатной и электронной книги.
  2. Выявить преимущества и недостатки электронной книги по сравнению с печатным изданием.

- На параллели 6-х классов был проведен опрос по итогам летнего чтения, в который были включены вопросы  относительно электронной книги. Мы представим результаты читательских предпочтений, сделанных на основе математического анализа и представленного в виде диаграмм.

2. Напомним правила дискуссии. Слайд 2.

   Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Чтобы это  противоречие не  переросло в спор, необходимо помнить о правилах.

  1. Помните о цели. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину.
  2. С уважением относитесь к мнению другого человека
  3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.
  4. Придерживайтесь дружелюбного тона

- Сейчас вам будет представлен видеоролик. О чем он? (о всемирной цифровой библиотеке; англ. - World Digital Library). Это проект Библиотеки Конгресса. Здесь собраны оцифрованные версии ценнейших материалов по истории и культуре. В 2007 году к проекту присоединилась Российская национальная библиотека. Участниками международного проекта являются национальные книгохранилища и архивы различных стран. Официальное открытие проекта было 21 апреля 2009 года.

- Неужели мы на пороге новой эпохи, в которой печатную книгу заменит электронная?  Слайд 3.

- Обратившись к словам М.Цветаевой, невольно задаешься вопросом:

« Позволит ли электронная форма книги извлекать тайну, сохранит ли она возможность сотворчества?»

3. Выступление экспертов – учащихся. Из истории вопроса.

- Предоставляем слово эксперту в области истории создания печатной книги.

 

 Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае в 581 г. н. э. и в средневековой Европе. Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.

   Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати сохранился в Китае до начала XX века.

   Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями.

   В Средние века, после крестовых походов, когда усилилось стремление к образованию, деятельность монахов, занимавшихся переписью книг (манускриптов), перестала удовлетворять возраставшие потребности. С XIII века начали вырезать картинки на досках с текстом, вначале весьма кратким. Впоследствии текст начал занимать больше места, чаще в виде составленной из слов ленты, исходящей из уст действующего лица; следом начали печатать книги, состоявшие из одного текста, без рисунков. Для печати изготавливались тонкие металлические доски, на которых вырезались значки. Существовало несколько методов:

  1. линии очертания букв оставлялись, а всё остальное срезалось;
  2. в доске вглубь вырезалось очертание букв — тогда буквы при печатании выходили белыми, а всё остальное оставалось чёрным.

   История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.

- Теперь предоставим слово эксперту в области истории возникновения электронной  книги.

   Электронная книга (англ. e-book reader) — общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде, например, электронных книг.

  Основным отличием данной группы компьютерных устройств от КПКпланшетных ПК или субноутбуков является ограниченная функциональность, а также существенно большее время автономной работы. Последнее достигается за счет использования технологии E-ink, так называемой «электронной бумаги». Дисплей, выполненный по этой технологии, отображает лишь несколько оттенков серого цвета и, что самое главное, потребляет энергию только для формирования изображения (перелистывания страницы).

    Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. Некоторые современные устройства оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций, и позволяют не только читать, но и редактировать текст.

    В 1971 г. Майкл Харт получил неограниченный доступ к машинному времени крупного компьютера Xerox Sigma V в университете штата Иллинойс. Пытаясь достойно применить этот ресурс, он создал первую электронную книгу «Декларация независимости США», когда впечатал ее текст в компьютер.

4. Дискуссия

- Каковы же преимущества электронной книги? Приведите аргументы.

     Электронная книга - это книга в электронном формате, загруженная в компьютер, которую можно читать на экране. Подобно бумажной книге электронной книге свойственна нумерация страниц, оглавление, рисунки и графика.
Все что Вам нужно сделать, это щелкнуть на ссылку, и электронная книга автоматически загрузится в выбранную Вами папку на Вашем компьютере.
После загрузки Вам не нужно оставаться подсоединенным к Интернету для того, чтобы прочитать электронную книгу. Вы можете остаться offline. Если Вы предпочитаете иметь книгу в распечатанном варианте, это очень легко. Только щелкните на кнопке печати в электронной книге, чтобы распечатать ее на домашнем принтере.
            Так какие же преимущества электронной книги?
1. Электронные книги доставляются почти мгновенно: купить, загрузить и приступить к чтению вы можете , даже не вставая со стула.

2. Для изготовления бумаги для страниц электронной книги не рубятся деревья!

 3. Когда Вам нужна определенная информация, Вы можете получить ее немедленно, просто загрузив электронную книгу. Кроме того, книги в электронном варианте дешевле, чем книги на бумаге, и некоторые из них можно получить бесплатно.
4. Малый объем: электронные книги занимают
 меньше места. Вам не нужна библиотека или специальная комната для них. Вы можете сохранять сотни электронных книг в Вашем компьютере. Примерно 500 средних электронных книг может поместиться на одном CD (эквивалент к нескольким полкам напечатанных книг).
5. Благодаря сегодняшней технологии, Вы можете читать электронные книги где угодно: в автобусе, поезде, самолете.

6.Электронные книги могут показывать ссылки для легкого доступа к детальной информации.

7. Электронные книги могут быть интерактивными и содержать аудио, видео и анимации.
8. Если Вы хотите прочитать электронную книгу в традиционном варианте, Вы можете очень недорого распечатать ее на Вашем домашнем принтере или в любом магазине печати.
9. Возможность быстрого и простого изменения: размер шрифта электронной книги можно менять, что облегчит чтение для людей с физическими недостатками. С помощью дополнительных программ возможно превратить некоторые из электронных книг в звуковые. Кроме того, некоторые устройства для чтения электронных книг с подсветкой поддерживают чтение при низком уровне освещенности или даже в полной темноте. 

-Преимущества печатной книги

     Не стоит недооценивать печатные книги. Их основным достоинством является материальность.

Для того чтобы прочитать такую книгу не нужно никаких дополнительных устройств. Также в интернете размещено множество электронных изданий, которые по сути своей вовсе не являются изданиями. Это может быть просто набранный в каком-либо текстовом редакторе обычный текст, не имеющий никаких атрибутов издания. Тексты зачастую вовсе не отредактированы и имеют множество грубейших ошибок и опечаток.

К тому же печатную книгу в красивом коллекционном издании можно подарить другу. Обладая такой книгой, получаешь не только удовольствие от прочтения, но и общее эстетическое удовольствие.

Так что вытеснение печатных книг электронными нам не грозит, и это лишь необоснованные слухи.

  1. Математический  анализ читательских предпочтений шестиклассников. 

- Часто на практике результаты какой-либо деятельности человека, сравнения стоимости тех или иных изделий, состава различных смесей или каких-либо других числовых данных,  их удобнее представлять наглядно, в виде рисунка. Числа сравнивать легче, если их изображать в виде графических объектов различной величины. Рисунки лучше воспринимаются человеком. И, если даже не известны заранее параметры изображенного предмета, действия, явления, можно наглядно сравнить результаты по рисунку и сделать определенные выводы. Такие рисунки получили названия графов и диаграмм. Диаграмма – способ наглядного представления числовых данных.

   Учащиеся представляют результаты анкетирования.

- Первый вопрос был закрытого типа, т.е. на вопрос «Знакомы ли вы с понятием электронная книга», было 2 варианта ответа «да» и нет» . Ответили «да» - 76 гимназистов, «нет» – 14 человек. Результаты мы представили в виде круговой и столбчатой диаграммы. Вспомним, как строится круговая диаграмма:

Мы знаем, что круг составляет 360º, поэтому

  1. 360º:90=4 º составляет один ученик,
  2. 4*14=56 º, составляют ученики, ответившие отрицательно.
  3. Значит, в круге надо провести радиуса под углом 56 º, эту часть круга можем закрасить. Оставшаяся часть, показывает, что «да» ответили 76 человек, что составляет 304 º.

Учитель: Чтобы закрасить разные секторы в разные цвета, полезно иметь цветные карандаши. Поэтому круговая диаграмма, пожалуй, самая цветная и наглядная. Французы называют её «камамбером», поскольку она действительно напоминает головку знаменитого французского сыра, разрезанную на дольки. Каждая из долек соответствует одному из значений изучаемого признака, а её размер пропорционален интересующей нас величине.

2 учащийся: Результаты 1 вопроса можно изобразить в виде столбчатой диаграммы. Пусть один ученик изображается столбиком 1 см, тогда 14 человек, ответивших «нет» изображается столбиком 14* 1=14 см, 76 человек, ответивших утвердительно изображаются столбиком высотой 76*1=76 см.

Учитель: Вы  не обратили внимание на то, сколько времени потратили на построение диаграммы вручную? Сегодня на практике вручную диаграммы никто не строит или строят, но очень редко. Есть очень хороший помощник для выполнения такой работы. Это компьютер.

У нас на экране среда табличного процессора Microsoft Excel. В таблице занесены данные задачи, которую мы сейчас решали. Наша задача построить диаграмму с помощью Мастера диаграмм табличного процессора MS Excel.

Для нашей задачи  вводим  в 1 столбец (в одну ячейку одно название  - нет), а во второй столбец - количество процентов (в нашем случае примерно 16). Во второй столбец в одну ячейку записываем слово «да» - ему соответствует – 84%.

Выделим левой кнопкой мыши два заполненных столбца и щёлкнем на кнопке Мастер диаграмм. Появится окно Мастер диаграмм.

1 шаг.  Выберем  тип диаграммы – круговая и выберем первый вид диаграммы. Нажмите далее.

2 шаг.  Нажмите далее.

3шаг. На вкладке Заголовки выберите строку Название диаграмм и подпишем Знакомы ли вы с понятием «электронная книга»?  Выберите вкладку Подписи данных и щёлкните на строке значения. Нажмите далее.

4 шаг.  Нажимаем  готово.

(Строится  так же и столбчатая диаграмма)

1 учащийся:  На второй вопрос «Часто ли вы обращаетесь к электронной книге», утвердительно ответили – 17 человек, что составляет приблизительно 19%, ответу «нет» соответствует число 73, что составляет 81%. Данные представлены в виде круговой диаграммы.

  1. Третий вопрос был открытого типа: «В чем преимущество электронной книги». Ребята могли представить несколько ответов. В итоге имеем следующую картину: (сопровождается презентацией) – столбчатая диаграмма.

- Компактно, не надо носить тяжелые портфели – 34 чел.

- Можно читать в темноте – 6 чел.

- Легко и быстро можно найти любое произведение – 15 чел.

- Дешевле, чем стоимость печатной – 15.

- Нет ответа – 17.

Учитель: Какой ответ был более популярным, какой менее?

2 учащийся:  Анализируя результаты   четвертого вопроса «Недостатки электронной книги», имеем следующую картину:

- Ухудшается зрение- 55

- Отсутствие или дорогостоящая услуга интернета – 18

- Не в полной мере передается атмосфера сюжета – 17

- Нельзя перелистать страницу, содержащую любимый момент – 12

- Не хранит память людей, которые держали эту книгу – 14

- некачественная услуга – 15

- нет ответа -  3.  Сопровождается презентацией -  столбчатая диаграмма.

ДАША: Пятый вопрос был следующим: Может ли электронная книга заменить печатную. – круговая диаграмма,

«да» - 28, - приблизительно  31%

«нет» - 55 – приблизительно 61 %

«не знаю» - 8.

     

УЧИТЕЛЬ: Мы убедились, что для наглядного представления разных цифровых (числовых) данных можно использовать  диаграммы. Диаграмма в переводе с греческого обозначает «изображение», «рисунок», «чертёж».     Сегодня на уроке мы вспомнили как строится круговая диаграмма и познакомились познакомимся со столбчатой диаграммой. Строить столбчатые диаграммы мы будем с вами строить на наших уроках.

   Кроме этих видов диаграмм  известны множество других видов. Диаграммы Могут быть плоскостными и объемными. Среди диаграмм различают: графики, столбчатые, линейчатые, точечные, кольцевые, пирамидальные, конические, цилиндрические и др.

   Чаще всего (но не всегда!) различные виды диаграмм взаимозаменяемы, и одни и те же статистические данные можно представить на различных диаграммах.

       

6. Подведем итоги дискуссии.  Слайд 4

  1. Электронная книга ускоряет  процесс поиска информации.
  2.  Электронная книга содержит различные ссылки для дополнитель-
  3. ной информации.
  4. В основе электронной книги всегда лежит печатное издание.
  5. Объединить преимущества печатной и электронной книги  для общих целей образования личности.
  6. Цели образования: 1) приобретение сведений из области науки, техники, искусства; 2) развитие и углубление душевных сил, способностей, характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда

Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Учебно-методическая разработка интегрированного занятия по информатике и английскому языку на тему: "Вашингтон - столица США".

УМК открытого занятия включает введение, диагностику ЗУНов, проект урока, конспект урока, самоонализ, приложения....

Методическая разработка учебного занятия по математике для специальности "Лечебное дело" по теме: "Математическая и медицинская статистика"

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Математическая и медицинская статистика".В содержании представлены разноуровневые задания с элементами игр...

Методическая разработка интегрированного занятия "Овечка"

Методическая разработка интегрированного занятия "Овечка"...

Методическая разработка интегрированного занятия «Изготовление кашпо с вязаными цветами»

Интеграция -  необходимое условие современного учебного процесса.  Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики.Нами, педагогами допо...

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»

План конспект  открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИИ»

Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ.Целью методического пособия является формирование у обучающихся  практическ...