Методическая разработка учебного занятия по математике для специальности "Лечебное дело" по теме: "Математическая и медицинская статистика"
методическая разработка на тему

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Математическая и медицинская статистика".

В содержании представлены разноуровневые задания с элементами игры, а также лабораторная работа. Задания адаптированы к медицинской специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего специального образования

Ульяновский медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

по математике

для специальности «Лечебное дело»

по теме: «Математическая и медицинская статистика»

2015 г.


Тема: «Математическая и медицинская статистика»

Цели:

  1. Обучения – формирование умений и навыков при обработке статистических данных выборочным методом; привитие каждому студенту вкус к самостоятельной, активной, творческой деятельности.
  2. Развития – развитие интеллекта, творческих и индивидуальных способностей, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать развитие познавательного интереса.
  3. Воспитания – воспитание ответственности за выполненную работу, формирование умения работать в группе.
  4. Методическая – создание условий для проведения индивидуальной и познавательной активности студентов; применение методики адаптивного учебного занятия с использованием групповой, индивидуальной работы.
  5. Формирование общих компетенций.

ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3 принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;

ОК 4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для своего профессионального и личностного развития;

ОК 6 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  1. Тип занятия. Закрепление знаний и способов действий.
  2. Вид занятия. Лабораторная работа.
  3. Технологии, применяемые на учебном занятии:
  • адаптивная технология;
  • технология обучения математики на основе решение задач (Р.Г. Хазанкин)
  1. Материально-техническое оснащение:

1) Мебель:

  • доска;
  • экран любительский.

2) Наглядные пособия:

  • Методические указания по математике для студентов 2 курса.

3) Аппаратура, приборы ТСО:

  • Ноутбук;
  • Проекционный аппарат.

4) Дидактический материал:

  • Карточки с заданиями для выполнения групповой, разноуровневой работы;
  • Материал для выполнения лабораторной работы.
  1. Структурные элементы учебного занятия:
  • Реализация начала занятия;
  • Этап проверки домашнего задания;
  • Обобщение и систематизация знаний;
  • Этап закрепления знаний и способов деятельности;
  • Этап контроля и самоконтроля.
  • Информация о домашнем задании;
  • Рефлексия.

  1. Ход занятия (хронокарта)

№ п/п

Структурные элементы занятий

Содержание этапа

занятия

Педагогическая техника, позволяющая выполнить этап занятия

Время

1

Реализация начала занятия (организационный этап)

1. Проверка подготовленности студентов к учебному занятию

2. Организация внимания студентов.

3. Раскрытие общих целей учебного занятия и плана его проведения.

1. Доброжелательный настрой студентов и преподавателя.

2. Готовность аудитории к учебному процессу.

3. Быстрое включение студентов в деловой ритм.

2 мин

2

Этап проверки домашнего задания

1. Выяснение степени усвоения заданного учебного материала.

2. Определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности.

3. Ликвидация обнаруженных недостатков.

Групповая разноуровневая работа, которая включает:

 - игра для контроля знаний;

 - самоконтроль;

 - индивидуальная работа.

25 мин

3

Обобщение и систематизация знаний

Обеспечить повторение студентами знаний и способов действий, необходимых для выполнения лабораторной работы.

Презентация по теме: «математическая и медицинская статистика».

10 мин

4

Этап закрепления знаний и способов деятельности

Организация деятельности студентов по применению полученных знаний.

Лабораторная работа «Выборочный метод обработки статистических данных»

35 мин

5

Этап контроля и самоконтроля

Обеспечить развитие у студентов способности к оценочным действиям.

Активная деятельность студентов по выставлению оценок за учебное занятие:

 - самоконтроль;

 - взаимоконтроль.

10 мин

6

Информация о домашнем задании

Создание организационных условий формирования осознанности выполнения студентами домашнего задания.

Выполнить домашнее задание – упражнения медицинского характера по теме: «Медицинская и математическая статистика».

5 мин

7

Рефлексия

Обеспечить рефлексию студентов по поводу своих способов учебной работы на учебном занятии и своих затруднений, если они возникли.

На отдельных листах изобразить свое отношение к пройденному учебному занятию, написать пожелания и возникшие проблемы.

3 мин

        Следует отметить, что 81 % времени отведенного на учебное занятие студентов работают самостоятельно.

        Такое занятие проходит быстро, увлекательно для студентов, они не устают, что является основой для их здоровьесбережения.

Литература

  1. Салевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М. 2011 г.
  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М. Педагогическое общество России. 2010 г.
  3. Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. – Санкт-Петербург. Каро. 2012 г.
  4. Пиднасистый П.И., Бортников М.Л. Искусство преподавания, - М. Педагогическое общество России, 2013 г.
  5. Шамова Т.И., Давыденко Г.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе, 2011 г.
  6. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. Теоретические основы и практические рекомендации, 1996 г.

Приложение к методической разработке:

1. Реализация начала занятия.

1) Цели занятия озвучить – закрепление знаний по теме: «математическая статистика» и применение их при выполнении лабораторной работы: «Обработка статистическая данных выборочным методам».

2) Эпиграфы занятия – русские народные пословицы:

а) «Нового доброго знай не дивись, а чего не знаешь, тому учись»

б) «Учи других и сам поймешь».

2. Этап проверки домашнего задания

        Групповая разноуровневая работа.

        Групповая работа, в  которой присутствуют:

  • элементы игры;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • индивидуальная работа.

Студенты рассаживаются в группы по 4 человека в соответствии со своим уровнем знаний. Перед выполнением групповой работы студенты составляют таблицу, в которой будут выставлять оценки за работу в течении всего занятия. Итоговая оценка за занятия выводится преподавателем, после проверки выполненных заданий.

Групповая работа

Лабораторная работа

Итоговая оценка

Записать слова

Напомнить правила работы в группах.

  1. Выполнять предложенные задания необходимо самостоятельно, используя имеющие знания. Если задание не удаётся выполнить, то обратитесь к соседу.
  2. Выполняйте задание вместе и в случае неудачи обратитесь к консультанту или преподавателю.
  3. Студент, справившийся с заданием первый, должен проверить, правильно ли выполнено задание у соседа.
  4. Рассказывайте друг другу определение и показывайте, как вы ими пользовались.

Задание группы

Уровень А-В

Задание 1.

Выбрать ответ и букву. Из выбранных букв составить слово.

1. Что является исходным материалом любого статистического исследования:

  • неизвестные данные А;
  • статистические данные Т;
  • фактические данные М;
  • известные данные П.

2. Что понимают под  статистическими данными:

  • число объектов, имеющие различные признаки Y;
  • число субъектов с неизвестными признаками Л;
  • число объектов с признаками И;
  • число объектов, обладающих теми или иными признаками Е.

3. Метод обработки информации:

  • выборочный метод М;
  • отборочный метод Р;
  • статистический метод К;
  • генеральный метод И.

4. Выборной называют:

  • совокупность случайно отобранных объектов из генеральной совокупности П;
  • совокупность случайно отобранных объектов Р;
  • совокупность объектов И;
  • совокупность объектов из обширной совокупности Т.

Выбранные буквы запишите в соответствие с цифрами вопросов.

1

2

3

4

Задание 2.

        Вставьте пропущенные слова и выражения, выбрав их из таблицы №1, заполните таблицу №2 и получите слово.

  1. Разность между наибольшим и наименьшим значением выборки называют …
  2. Выборку, представляющую собой… чисел, называют вариационным рядом.
  3. Простейшие графические изображения выборки называются …
  4. Полигон частот это  -… составленная из пар (xR;nR)
  5. Последовательность … (xR;nR) называется статистическим рядом.

Таблица №1

Полигон

Л

Гистограмма

А

Диаграмма

И

Неубывающая последовательность

У

Размах

П

Пар

С

Ломаная линия

Ь


Таблица №2

№ п/п

Вставленное слово или выражение

Буква

Размах

Неубывающая последовательность

Полигон

Ломаная линия

Пар

Задание 3

        Установите соответствие между формулами и запишите слово.

1. Х                 (x1n1);(x2n2);(xRnR) – Д

2. S                

3. Sо                

4. (xRnR)        

5.         

6. (xRnR)        (x1n1)*(x2n2)*(xRnR) – Е

1 - …

2 - …

3 - …

4 - …

5 - …

6 - …

Задание группы

Уровень В-С

Задание 1.

        Распределите задачи между собой и решите одну задачу.

        Найти в каждой задаче:

  1. Выборочное среднее.
  2. Выборочную дисперсию.
  3. Несмещенную выборочную дисперсию.
  4. Объем выборки.

Решение оформите в тетради.

Задача №1.

Дана выборка: 3; 8; -1; 3; 0; 5; 3; -1; 3;5

Задача №2.

Дана выборка: 6; 7; -2; 0; 7; 3; -2; 6; 5;6

Задача №3.

Дана выборка: 1; 2; 5; 7; 4; 6; 0; 9; 1;7

Задача №4.

Дана выборка: 6; 7; 5; -2; 7; 1; 9; -2; 0;5

Задание 2.

Установите соответствие:

1. Х                 (x1n1)*(x2n2)*(xRnR) – Д

2. S                

3. Sо                

4. (xRnR)        

5.         

6. (xRnR)        (x1n1)*(x2n2)*(xRnR) – Е

1 - …

2 - …

3 - …

4 - …

5 - …

6 - …

        Самоконтроль – выставление оценок, в первую колонку таблицы.

        Если при выполнении групповой работы уровня А-В вы составили слова «темп», «сердце», «пульс», то получает оценку – «4». Если составили 2 слова правильно – «3», если не составили слова, то «2». При правильном выполнении заданий В-С и угаданном слове «сердце» получаете оценку «5», если задание выполнено с ошибками – «4». Оценки выставляете в таблицу.

3. Обобщение и систематизация знаний.

        Презентация по теме: «математическая статистика» включает в себя:

  • основные понятия и определения;
  • связь с медициной.

4. Этап закрепление знаний и способов деятельности.

        Студенты выполняют лабораторную работу. До выполнения лабораторной работы беседую со студентами о хирурге-кардиологе Амосове Н.М., который своими жизненным примером доказал, что продолжительность жизни зависит от частоты его пульса. Он утверждал, что пульс не выше 60 ударов в минуту дает возможность жить человеку полноценной жизнью до преклонных лет. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, активно заниматься физкультурой и спортом, правильно питаться.

Лабораторная работа

Тема: Обработка статистических данных выборочным методом.

Цель: Экспериментально составить выборку, определить параметры выборки и представить её графически в виде полигона частот.

Задание

1. Подсчитайте пульс в течение 1 минуты. Из значений, полученных каждым студентом группы составьте выборку:

2. Запишите выборку в виде вариационного ряда.

3. Определите объем выборки n.

4. Определите размах выборки Xmax-Xmin.

5. Запишите выборку в виде статистического ряда.

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Х7

n1

n2

n3

n4

n5

n6

n7

6. Запишите выборку в виде выборочного распределения

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Х7

7. Постройте полигон частот.

 nR10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

xR

60

65

70

75

80

85

90

95

100

105

110

115

8. Вычислите среднее значение выборки

9. Вычислите выборочную дисперсию.

10. Вычислить несмещенную по формуле  

11. Вывод по выполнению лабораторной работы.

5. Этап контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

        После выполнения лабораторной работы. Студенты обмениваются тетрадями и проверяют работы друг у друга. Оценки выставляются во вторую колонку таблицы.

6. Информация о домашнем задании.

        Выполнить упражнения по заданной теме медицинского содержания.

Уровень А-В.

  1. Представить в виде статического ряда данные о количестве больных и построить полигон частоты 6; 5; 7; 8; 7; 9; 6; 10; 9; 9; 6
  2. При подсчете количества листьев у одного из лекарственных растений были получены следующие данные 8, 10, 7, 9, 11, 6, 9, 8, 10, 7. Вычислить выборочное среднее, выборочную дисперсию и несмещенную выборочную дисперсию.
  3. Построить полигон частот по распределению выборки:

x

2

3

5

6

n

10

15

5

20

Уровень В-C.

  1. Построить гистограмму изменения кровяного давления у практически здоровых женщин в возрасте 60-65 лет по данным статического распределения

Х мм. рт. ст.

S

Х мм. рт. ст.

S

Х мм. рт. ст.

S

70-80

1

100-110

17

130-140

57

80-90

1

110-120

36

140-150

30

90-100

5

120-130

42

150-160

11

  1. В результате 10 измерений диаметра капилляра в стенке легочных альвеол были получены следующие данные: 2,83 мкм; 2,82; 2,81; 2,85; 2,87; 2,86; 2,83; 2,85; 2,84 мкм. Вычислить выборочное среднее, выборочную дисперсию, несмещенную выборочную дисперсию.

Рефлексия

На отдельных листочках студенты

а) выбирают из одну из рожиц

занятие понравилось

всё равно

занятие на понравилось

б) Записывают письменное пожелание и краткий отзыв о занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме: «Применение правил и формул дифференцирования».

Методическая разработка учебного занятия по математике, по теме:«Применение правил и формул дифференцирования».Тип урока : практическое применение полученных знаний на практике.Цели урока:Обучающая: П...

Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики на тему: Метод замены переменных

Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Элементы высшей математики  на тему «Метод замены переменных» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский коллед...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Учебный процесс в медицинском колледже

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Учебный процесс в медицинском колледже...

Методическая разработка учебного занятия по предмету ОУД.03 Математика По теме: «Параллелепипед»

Данная методическая разработка учебного занятия подойдет для открытого занятия и для обычного, интерактивно-игровые методы и нетрадиционный конспект ввиде справочного буклта помогают сделать занятие и...