Теорема Виета
материал по алгебре (8 класс) на тему
Разработка урока по матемактике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_otkrytogo_uroka_po_algebre_dlya_8_klassa.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока № 49 по алгебре в 8 классе.
Тема: Теорема Виета.
Цели урока: а) обучения: Научить учащихся решать квадратные уравнения;
сформировать понятие теоремы Виета;
б) воспитания: Формировать мышления, в слуховую и
зрительную памяти, приучать к аккуратности
культуре устной и письменной речи;
в) развития: Развивать умение оперировать с формулами в
различных ситуациях.
Комплексное методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный
проектор, карточки.
Ход урока:
I.Организационный момент:
1. проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку;
2. ознакомление учащихся с темой и целями урока.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний:
1. проверка дом. задания: ( 3 минут)
а) По дом. заданиям есть вопросы, если есть проведем взаимопроверку тетрадей . Соседи по партам поменяли свои тетради между собой.. Соседи – пары есть замечания?
б) Через экран показываем решение заданий . Указать моменты, где могут быть ошибки.
2. Устные упражнения: ( 12 минут)
1) Назвать I-й, II-й и свободный член.
а) 3у2 – 5у +1=0; в) 12х-7х2+4=0; д) 5х - х2=0;
б) –х2+х-3=0; г) 9х – 6+х2=0; е) х2 – 7=0
2) Имеет ли смысл выражение:
а) √16; б) √-9; в) √14; г) √52 – 24
3) Какие уравнения называется приведенными квадратными уравнениями?
Выбери из данных уравнений приведенное квадратное уравнение.
ах2 + вх + с =0 , D = в2 – 4ас
а =1, у2 + ру + q = 0, D = p2 – 4 q , p = - в/а; q = c/a
az2 + вz + c = 0, D = ?
x2 + px + q =0 , D = ?
Придумайте приведенное квадратное уравнение. Назовите p, q ?
( Например: х2 + 3х + 9 =0, p = 3, q = 9;
x2 – 4x + 2 = 0, p = - 4, q = 2 )
4) Найдите корни квадратного уравнения.
1’) Х2 + 3х – 4 = 0
p = ?, q = ? ( p = 3, q = - 3 )
D = ? ( D = p2 - 4q = 32 – 4 . (- 4) = 9 + 16 = 25 )
x1 = ? , x2 = ? ( x1 = -p + √D/ 2a = -3 + √25/ 2*1 = 1,
x2 = -p - √D/ 2a = -3 - √25/ 2 . 1 = -4 )
Найдите х1 + х2 = ? (х1 + х2 =-4 +1 = -3 )
- (х1 + х2 ) =? ( - (х1 + х2 ) = - ( - 3) = 3)
х1. х2 =? ( х1 . х2 = - 4 . 1 = - 4 )
Есть ли такие коэффициенты в данном квадратном уравнении?
Итак: а) p = 3 = - ( x1 + x2)
- ( x1 + x2) = p
( x1 + x2) = - p
б) x1 . x2 = - 4 = q
x1 . x2 = q
2’) (x + 4)(x – 1) = 0. Найти корни х1=?, х2=?
Если а =1, то приведенное квадратное уравнение имеет вид
x2 +px +q = 0, где х1 + х2 = -p
x1 * x2 = q
3’) Можно ли составить квадратное уравнение с корнями
а) х1 = - 4, х2 =1 ( Вместе)
Итак случай а) х1 = - 1, х2 = 1
Х1 + х2 = - 4 +1 = -3 -p =3, p = -3
X1 . x2 = -4 . 1 = -4
Уравнение x2 +px + q = 0
X2 + 3x -4 = 0
Вывод: Данная формула доказывается теоремой Виета
Давайте запишем число, тему, классную работу.
б) х1 = 5, х2 = - 2 (Самостоятельно в тетрадях)
Случай б) оформляют в тетрадях
III. Формирование новых понятий и способов действий:
Доказательство теоремы Виета ( 5 минут )
Т. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Доказательство: х2 + px + q = 0
D = p2 – 4q , D > 0 ( 2 к.)
Х1= ( - p - √D)/2 и x2 = ( - p + √D)/2
Найдем сумму и произведение корней:
X1 +x2= ( - p - √D)/2 + ( - p + √D)/2 = -2p/2 = -p;
X1 *x2= ( - p - √D)/2 . ( - p + √D)/2 = ((-p)2- (√D)2)/4 = (p2 – (p2- 4q))/4=
= 4q/4 = q.
Итак х1 + x2 = -p, x1 . x2 = q
Если в квадратном уравнении x2 + px +q =0: D=0, то имеет 1 корень.
Т.е. квадратное уравнение имеет 2 равных корня
Если нам надо найти сумму и произведение квадр. уравнения
ах2 + вх + с = 0
Равносильное ему приведенное уравнение имеет вид
Х2 + в/а . х + с/а =0
По теореме Виета : х1 + х2 = - в/а, x1 . x2 = q = с/а
Запишем дом. Задание: п.23 №573 (в, е, ж, з) . Рассмотреть доказательство обратной теореме Виета.
IV. Закрепление умений и навыков:
Решаем совместно 1 пример №573 (а) ( 20 минут )
Х2 – 37 х + 27 =0
a=1, p = -37, q = 27
D = p2 – 4q = (- 37)2 – 4 . 27 = 1369 -108 = 1261 >0, (2 корня)
По т.Виета: х1 + х2 = -p = -(-37) = 37
x1 * x2 = q = 27
Решают самостоятельно №573 (б, г, д)
б) у2 + 41у – 371 = 0
а = 1, p = 41, q = -371
D = p2 – 4q = 412 – 4 . ( - 371) = 1681 + 1484 = 3165 >0 (2 к.)
По т.Виета: х1 + х2 = -p = - 41
x1 * x2 = q = - 371
г) у2 – 19 =0
а =1, p =0 , q = -19
D = p2 – 4q = 02- 4 . 1 . (- 19) = 76> 0, ( 2 к. )
По т.Виета: х1 + х2 = -p = 0
x1 * x2 = q = 19
д) 5х2 + 12х + 7 = 0 ( Не приведенное уравнение!)
а = 5, в = 12, с = 7
D = 122 – 4 . 5 . 7 = 144 – 140 = 4>0, ( 2 к. )
По т.Виета: х1 + х2 = - в/а = -12/5
x1 * x2 = q = с/а = 7/5
Провожу физкультминутку
Самостоятельная работа по карточкам: (5 -10 минут)
(Используем копировку, сдают только копировальные работы на листочки )
1. Составить квадратное уравнение по данным корням:
В 1. х1 = 7, х2 = 2
В 11. х1 = -3, х2 = 5
2. Найти p, q в заданных квадратных уравнениях, если D>0
при В 1. х2 – 2х – 4 =0
В 11. х2 – 6х + 3 =0
V. Итог урока.
Теорема Виета х2 +px + q = 0, D>0, х1 + x2 = -p, x1 . x2 = q
D=0, имеет 2 равных корня
В не приведенном квад. уравнение ах2 + вх + с =0
По теореме Виета х1 + x2 = -в/а, x1 . x2 = с/а
Оценки: …….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"
Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...
Квадратные уравнения. Теорема Виета
Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...
Тема урока: Теорема Виета
Презентация к уроку....
Теорема Виета
Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала...
Тренажёр по «Теореме Виета»
Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....
Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс
На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....