Функции и построение графиков
материал по алгебре (11 класс) по теме
Данный материал предлается. учителям математики и учащимся 10-11 классов. Здесь излагается построение графиков средствами элементарной математики на основании исследования функций в той степени , в какой это возможно при пользовании только этими средствами.Известно, что методы высшей математики позволяют строить любой график ,но большое количество графиков ,иногда весьма интересных,может быть построено средствами исключительно элементарной математики.Построение графиков средствами элементарной математики может служить материалом для закрепления и усовершенствования учениками своих знаний по многим важным разделам элементарной математики. Математическая строгость формулировок в данном пособии иногда сознательно приносится в жертву наглядности и легкости понимания учениками рассматриваемых вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkcii_i_postroeniya_grafikov.docx | 231.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Абадзехский УКП
Функции и построения графиков.
Зав. УКП __________З. Г. Зейтунян
Содержание .
I Исследование функции для построения её графика и порядок построения графика
Общие свойства функции.
1.Область определения функции.
2.Множество значений функции.
3. Чётность и нечётность функции .Симметрия ,переодичность.
Характерные точки графика.
1.Точки пересечения графика с осями координат .Интервалы знакопостоянства.
2.Граничные значения функции.
3.Максимумы и минимумы.
Исследование вида кривых .
- Нахождение вертикальных и горизонтальных и вертекальных асимптот.
- Возврастание и убывание функции.
- Порядок исследования функции и составление её графика .
- Построение простейших графиков .
1.Графики линейных функций.
2.Графики простейших степенных функций .
3. Графики простейших степенных функций с отрицательными показателями .
4. Графики простейших логарифмических функций.
5. Графики простейших показательных функций .
6. Графики простейших тригонометрических функций .
7. Графики простейших обратных тригонометрических функций .
- Вспомогательные приёмы построения усложнённых графиков .
1.Параллельный перенос (сдвиг) оси х -ов.
2. Параллельный перенос (сдвиг) оси у - ов .
3. Растяжение и сжатие графика по оси х -ов.
4. Растяжение и сжатие графика по оси у-ов.
- Построение усложнённых графиков.
- Графики линейных функций.
- Графики квадратичных функций.
- Графики степенных функций
- Графики алгебраических функций.
5. Графики дробно-линейных функций.
6. Графики простейших логарифмических функций.
7. Графики простейших показательных функций .
8. Графики простейших тригонометрических функций .
9. Графики простейших обратных тригонометрических функций .
- Графики повышенной трудности .
1.Графики с ложных функций .
2.Графики суммы и разности двух функций .
3. Графики произведения и частного двух функций
4. Графики дробно-рациональных функций .
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ ГРАФИКА И ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКА.
ОБШИЕ СВОЙСТВА ФУНКЦИИ
1.ОБЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИИ .
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Областью определения функции называется множество всех значений аргумента , для которых функция определена(т.е. существует и имеет действительные значения ). Например:
- У =arcsin x – функция определена при -1 ≤ х ≤ 1;
- У=lg x – функция определена при 0 < x < ∞ ;
- У=- функция определена и имеет действительные значения при ǀxǀ
Примеры.
- .
Функция не существует , когда знаменатель равен нулю .Следовательно, должно выполняться условие : 0, откуда ǀxǀ ≠0. Таким образом область определения функции состоит из трёх интервалов : (-∞;-1)(-1.1) (1;+ ∞ ). Ответ : (-∞;-1)U(-1.1)U (1;+ ∞ ).
2). У=
Функция определена тогда и только тогда , тогда когда подкоренное выражение не отрицательное . Следовательно , ≥ 0; откуда ǀxǀ ≤ 1. т.е. -1 ≤ х ≤ 1 . Ответ :⦋ -1;1⦌ .
3). У=
Имеем : х-1 ≥ 0 ; х ≥ 1 .
Ответ :⦋1;+∞).
4). .
В отличие от предыдущего примера подкоренное выражение не может равняться нулю . Следовательно , > 0 , х > 1 .
Ответ :(1; +∞) .
5). У= .
Вводим следующие ограничения
х+1≥0, х ≥ - 1;
х-1≥0 , <=> х ≥ 1; <=> х > 1
≠ ≠ Выполняется при любом значении Х. Ответ :⦋1;+∞).
6). У= . Необходимо, чтобы
х+1≥0, х ≥-1
х-2≥0, <=> х ≥ 2
≠ ≠ что выполняется всегда . Получаем х ≥ 2.
Ответ :⦋1;+∞).
7). . Необходимо , чтобы
≥0 х-1≥0, х-1 ≤ 0 х ≥1 , х ≤ 1, х ≥ 1,
х+1≠ 0 <=> х+1>0, V х+1<0 <=> х >-1, V х <-1 ; <=> х <-1;
Ответ :(-∞;-1). U [ 1;+ ∞ ).
8. у=+5х-6.
Чтобы найти область определения функции, необходимо решить неравенство -.
Корнями уравнения - являются числа 2 и 3. Так как
коэффициент при первом члене квадратного трехчлена отрицательный, то область определения функции представляет собой замкнутый промежуток ⦋2; 3⦌.
Ответ :⦋2; 3⦌.
9. у=
Чтобы найти область допустимых значений (ОДЗ) функции необходимо решить неравенство -+5х-6 >0. Решением данного неравенства является открытый промежуток от 2 до 3. Ответ: (2; 3).
10 .у=. Чтобы найти ОДЗ необходимо решить неравенство > 0 . Используя метод интервалов , получим ответ.
Ответ: (-∞; 0)U(0;2)U(3; +∞).
11
Выражение в квадратных скобках должно быть положительным , то есть >0. Корни(0.3;-5) многочлена , находящегося в левой части неравенства , расположим в порядке возрастания: -5; 0.3 . Построим интервалы (-∞;-5); (-5;0); (0;3); (3;+ ∞).
- + - + х
-5 0 3
Ответ:(-5;0)U(3;+∞).
12. У= + . Имеем систему: 16- ǀхǀ ,
х <=> х <=>
х-3 ; х
-4 ǀхǀ 4,
<=> х ⦋0;3)U(3;4⦌.
х
Ответ: ⦋0;3)U(3;4⦌.
13. у=
Имеем:
+ - 10
-10
х
Ответ: ⦋1;+).
14. у=, Одновременно должны выполняться следующие условия: х+5 х х-5, -5
8- х
Ответ: ⦋-5;2.
15. у=arksin
1+
То -1 -
2х1+
Ответ(-).
16.у=ark sin(). Имеем двойное неравенство:
-1
0,55 х 0,55
Х 5
х ОТвет:⦋0,55;1⦌U⦋5;5,45⦌.
17. у=.
Имеем :1-откуда . Следовательно ǀхǀ < 1 <=> -1 .
Ответ : ⦋-1;1⦌.
18. у= .
Поскольку ≥0, то ǀ1-ǀ ≠ 0 ; а значит 1- , откуда ≠ 1;
х≠±1. Таким образом область представляет собой объединение трёх интервалов . Ответ: (-∞;-1)U(-1;1)U(1;+∞).
19.у= . х ,
Имеем: < = > < = > х -8;
Ответ(-∞;-8⦌U ⦋8;+∞).
20. . Имеем: >0 . То есть х>8 и х< -8 . Область определения два интервала . Ответ (-8;-∞)U(8;+∞).
21. у=
х≥0, или х < 0 , х≥0, или х < 0 , <=> 2≤х≤4,
-1≤х-3≤1 -1≤-х-3≤1; <=> 2≤х≤4 ; -4≤х≤-2. -4≤х≤-2.
Ответ: [-4;-2] ;[2;4].
22.ǀуǀ =.
Так как ǀуǀ≥0, то ≥ 0 .Следовательно х≥1 <=> х≥1. Ответ: [1;+∞).
Х>0
(Продолжение следует).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование функции и построение графиков с применением производной
Цел Цель урока: Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по исследованию функции и ликвидировать пробелы в знаниях в соответствии с...
Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"
Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции". Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...
Административный контроль Алгебра 9 класс Тема: «Исследование функции и построение графика функции»
Пояснительная записка Данная проверочная работа предназначена для подготовки выпускников 9-ых классов МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара к экзаменационной работе по математике в новой ф...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)
Технологическая карта занития по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...
Урок алгебры в 11 классе "Использование производной для исследования функций и построения графиков
Урок алгебры в 11 классе "Использование производной для исследования функций и построения графиков."...
Теоретический материал по теме: "Применение производной при исследовании функций и построение графиков"
Теоретический материал по теме: "Применение производной при исследовании функций и построение графиков".1) Достаточное условие возрастания (убывания) функции.2) Экстремумы функции.3) Теорема Ферма.4) ...
Методическая разработка по теме: Исследование функции и построение графика функции.
Методическая разработка - конспект урока по теме: Исследование функции с помощью производной и построение графика функции. Урок построен в форме игры., в ходе которой проверяются знания по ...