Открытый урок математики в 5 классе по теме "Смешанные числа"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Открытый урок в рамках конкурса "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смешанные числа | 313.64 КБ |
самоанализ | 17.34 КБ |
карта урока | 67.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок математики для 5-го класса по теме: "Смешанные числа"
Цели.
- Повторение алгоритмов работы со смешанными числами
- Отработка навыков выделения целой части из неправильной дроби и представление смешанного числа в виде неправильной дроби;
- развитие логического мышления, памяти и внимания;
- развитие познавательного интереса к математике
- развитие творческой активности
- формирование навыков работы и общения в малых группах;
- воспитание самооценки и взаимооценки
- воспитание трудолюбия, аккуратности.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (устный счет)
- Составление алгоритма
- Перевод неправильной дроби в смешанное число
- «Домино» (Перевод смешанного числа в неправильную дробь)
- Заполни пропуски
- Итог урока
- Рефлексия
Оборудование. Мультимедиа установка, карта урока, карточки для игры «Домино», магниты, на партах стоят «домики» с именами детей, цветные ноты.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Анатольевна.
Предлагаю вашему вниманию короткий фрагмент из м/фильма («Незнайка в Солнечном городе» , Незнайка просит Гуслю научить его играть на музыкальном инструменте)
-А что главное?
-Ребята хотели бы вы научиться играть на каком-нибудь инструменте? Или уже умеете?
-Как вы думаете, так ли просто стать великим музыкантом? Нужно ли для этого знать математику?
Сегодня мы с вами превратимся в юных исследователей. Результаты свое работы вы будете фиксировать в Карте юного исследователя. Подпишите ее.
Все задания сегодня выполняем на карте. Колонка «Оценка» позволит вам оценить свою работу на уроке. Задания со • необязательны, но за правильное его выполнение вы можете получить дополнительный балл. В конце урока вы ее сдадите, и я передам ваши результаты вашему учителю. Исследование проводится группой. На вашей в верхнем правом углу изображен музыкальный инструмент. (показать на слайде, деление на группы определено заранее)
домра пипа гусли арфа балалайка
Не забудьте о правилах группы:
-внимательно слушать учителя
-принимать участие в обсуждении группы
-задавать вопросы в группе и участникам другой группы
-внимательно слушать того, кто говорит
К концу урока каждая группа подготовит свои выводы по теме «Смешанные числа: что нужно знать?». Для этого вам нужно на уроке быть очень внимательными.
Актуализация опорных знаний
Гусля решил проверить, насколько Незнайка готов стать музыкантом. Для этого он подготовил ему следующее задание. Помогите Незнайке.
Посмотрите внимательно на числа, записанные в первом задании.
Даны дроби: 7/12, 23/4, 15/5, 2/31, 15/7, 10/5, 24/4, 14/3, 7/12
-Вычеркните правильные дроби.
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, и поставьте себе оценку.
-Ребята, как называются числа, которые у вас остались? (неправильные дроби)
-Вычеркните те дроби, которые можно заменить натуральным числом.
-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, и поставьте себе оценку.
-Почему вычеркнули именно эти дроби?
-Какое число называется смешанным? Дополните определение в вашей карте.
Смешанное число – это число, которое можно записать с помощью ___________________ числа и ______________ дроби.
Работа над темой
Незнайка решил, что теперь-то он точно великий музыкант. Схватил у Гусли карточки, прибежал домой, а собрать-то не может. (на слайде) Что же делать? Поможем ему?
«Составление алгоритма»
На карте
Алгоритм выделения целой части из неправильной дроби | Алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби |
Неполное частное – целая часть | К произведению прибавить числитель дробной части |
Остаток дает числитель | Знаменатель оставить без изменения |
Разделить с остатком числитель на знаменатель | Полученную сумму записать в числитель |
Делитель дает знаменатель дроби | Умножить целую часть на знаменатель дроби |
У каждой группы есть карточки двух цветов, на которых написаны шаги алгоритма. Ваша задача – восстановить их последовательность и указать ее в карте. Чья группа справится быстрее? (Проверка алгоритмов фронтально и на экране)
«Выдели целую часть»
Спасибо, ребята, что помогли Незнайке собрать алгоритмы. А теперь пора проверить, умеете ли вы их применять.
Ребята, посмотрите на те дроби, которые у нас остались в первом задании. Переведите их в смешанное число. Обменяйтесь по кругу тетрадями, проверьте правильно ли выполнено задание и оцените работу. (выполняется взаимопроверка и выставление оценок в карты)
-А зачем мне все эти дроби? – спрашивает Незнайка. Я ведь хочу стать музыкантом.
-А вы как думаете, ребята?
- Что это такое? (ноты)
-Я думаю, каждый из вас знает эту песню
-Оказывается, каждой ноте соответствует некоторая дробь. И любую песню можно перевести на математический язык.
Чтобы композитору сочинить музыку, которая радовала наш слух, необходимо найти длину такта, а значит сложить дроби, обозначающие каждую ноту. Причем длины тактов должны быть одинаковыми.
-А вы, ребята, умеете складывать дроби? Давайте попробуем (фронтальная работа). Некоторые дроби вы еще умеете складывать – с этим вы познакомитесь только на следующий год.
-Ну что доказали Незнайке, что нужно уметь работать с дробями, чтобы стать великим музыкантом?
Теперь Незнайка понял, чтобы его мечта сбылась, нужно много трудиться
«Домино»
Гусля предложил Незнайке поиграть в «Домино».
У вас на парте есть карточки голубого цвета. Соедините их так, чтобы у вас получились смешанные числа. Переверните карточки, и сели герои м/фильмов смотрят в противоположные стороны, значит, вы сделали верно, если в одну сторону – неверно. Запишите полученные смешанные числа в карту и замените их неправильной дробью. (проверка через экран)
На карте:
*
«Составление интеллект-карты»
Возьмите лист с названием «Смешанное число: что нужно знать?». Ваша задача – проанализировать работу на уроке, ответить на вопрос «Что нужно знать, чтобы работать со смешанными числами?» и своими ответами заполнить карту. Используйте цветные фломастеры. Проекты с помощью магнитов крепятся на доску. У вас 5 минут.
(представление проектов)
Ребята, вам нравятся ваши проекты?
Какие выводы мы сделаем по завершении нашего проекта?
Рефлексия
Ребята, мы завершаем урок. Подсчитайте количество набранных баллов за урок и, используя критерий, выставите себе оценку. (подсчет, выставление оценок).
А теперь возьмите наклейку того цвета, которая соответствует вашему восприятию урока и приклейте ее к свое карте.
Я желаю вам по жизни
Вместе весело шагать
Ежедневно, ежечасно
Что новое узнать.
Спасибо за урок! Удачи.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Уважаемые коллеги, вашему вниманию был представлен урок математики в 5 классе по теме «Смешанные числа».
Урок проводился в рамках тематического планирования по предмету. Данный урок второй урок по теме «Смешанные числа». На предыдущем уроке дети познакомились с понятием смешанного числа, алгоритмами перевода неправильной дроби в смешанное число и наоборот.
Если характеризовать данный урок по типу, то его можно отнести к уроку закрепления новых знаний.
В ходе урока использовались такие формы работы, как фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа.
Итак, цели урока:
Образовательный аспект данного урока связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений, формированием научного мировоззрения учащихся. Этот аспект был представлен следующим образом:
Формирование специальных умений:
- умение классицифировать дробные числа на этапе актуализации знаний;
- умение выполнять деление нацело и деление с остатком;
- умение выделять целую часть из неправильной дроби;
- умение переводить смешанное число в неправильную дробь.
Развивающий аспект урока связан с развитием речи, мыслительных процессов и сенсорных систем.
Во-первых, он реализуется через формирование и развитие ОУУ и навыков
учебно-организационные умения:
- умение организовать свое рабочее место;
- умение планировать и контролировать ход своих действий при выполнении заданий.
учебно-интеллектуальные умения:
- умение проводить аналогии между алгоритмом и выполнением непросредственно самих действий;
- умение определять и решать учебную задачу
- умение обобщать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
учебно-информационные умения:
- умение работать с реальными объектами как с источниками информации;
- умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи заданий с переносом знаний в новую ситуацию.
учебно-коммуникативные умения:
- умение говорить на математическом языке при формулировании определения смешанного числа, алгоритмов работы со смешанными числами
- умение вести учебный диалог
Кроме того, развивающий был направлен на
Развитие речи:
- развитие речи в ходе устных ответов и объяснений решения заданий;
- коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.
Развитие сенсорной сферы:
- восприятие устной речи.
Развитие эмоциональной сферы:
- результаты самостоятельной деятельности.
Воспитывающий аспект связан с формированием системы нравственных отношений к труду, коллективу, себе. На уроке этот аспект был представлен следующим образом: в ходе групповой работы формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения, культурно общаться с одноклассниками, сопереживать, стремление добиваться наилучших результатов. Кроме того, данный урок нацелен на воспитание интереса к предмету, на поддержание мотивации к учебной деятельности; воспитание самостоятельности, самооценки, активности, а также на то, чтобы показать роль математических знаний и умений в жизни.
Обратимся к краткому анализу содержания этапов урока. Итак,
1. Оганизационный момент включал в себя предварительную организацию класса, мобилизирующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
2. Актуализация опорных знаний. Задачей данного этапа урока служило возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, использование интереса к предмету через интеграцию предмета в других областях и применение сказочных героев – Незнайка и Гусля.
3. Этап применения полученных знаний.
На данном этапе я старалась создать условия, которые бы обеспечили процесс самостоятельного применения знаний и способов действий (использование карты урока). Они состояли из :
- практики под руководством учителя, коррекции;
- самопроверки, самооценки с помощью готовых решений на экране;
- индивидуальной работы, результаты проверки демонстрировались на экране и фиксировались в карте урока.
Обучающиеся на этом этапе работали практически самостоятельно. Роль учителя заключается в координации и консультации, учитель занимает позицию: «Я рядом. Я с вами».
5. Подведение итогов.
На данном этапе проводился анализ работы на уроке самими учащимися и составление интеллект-карты по теме урока группой учащихся.
7. Завершающий этап- рефлексия.
- Просмотр интеллект-карт;
- определение уровня комфортности на уроке и удовлетворенности им.
Я считаю, что поставленные мной цели урока были достигнуты. На протяжении всего урока я стремилась и добивалась взаимодействия с учениками, находилась в режиме беседы, диалога, а также было достигнуто взаимодействие ученика с учеником, и, конечно же, четко был отработан алгоритм деятельности класса (достижение цели - коллективный результат).
Почему были выбраны именно такие методы и формы работы на уроке? Все этапы урока были направлены на достижение целей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а именно: 63% - визуалы (использование мультимедиа), 24% - аудиалы (для них четкое слово учителя), 13% - кинестетики (использование карты урока, домино, сбор алгоритма).
Класс сильный, математически-ориентированный (86% качества), дети мотивированы на изучение данного предмета. Поэтому я выбрала для данного класса оптимальную форму работы – мини-исследование.
Цели и задачи урока реализовывались с помощью следующих педагогических технологий: системно – деятельностная, игровая, обучение в сотрудничестве.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Смешанные числа»
Исследователь _____ класса
Фамилия Имя ______________________________________
Критерии выставления итоговой оценки:
Более 28 баллов - оценка «5»
23 – 27 баллов – оценка «4»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 1КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧИСЛО И ЦИФРА 0»
Урок изучения нового материала по математике в 1 классе коррекционной школе...
Открытый урок математики 5 класс "Задачи на совместную работу"
Урок в 5 классе к учебнику Г,В. Дорофеева...
Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"
Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....
открытый урок математики 5 класс
Предмет: МатематикаКласс: 5Тип урока: урок изучения нового материала.Тема урока: Деление.Основные понятия: делимое, делитель, частное.Цели: Предметные: сформировать навыки дел...
Открытый урок математика 6 класс. Тема: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние".
В данном материале описано проведение открытого урока по математике для учеников 6 класса. Обобщающий материал на тему: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние"....
открытый урок . математика 5 класс
урок рефлексии по математике в 5 классе...
Разработка урока математика 5 класс Тема: "Натуральные числа"
Разработка составлена с учетом современных технологий, с применением сайта https://uchi.ru, для обучающихся с нарушением зрения....