Урок математики. 6 класс.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Ефименко Татьяна Геннадьевна

Урок разработан с примененикм элементов системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._matematika_6.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

с применением элементов технологии деятельностного подхода

В последнее время все чаще встречаются статьи о применении в обучении деятельностного подхода. В нашей школе уже несколько лет ряд учителей работает в этом направлении. В 2004 году на базе школы был проведен районный семинар по данной теме, отзывы о котором были только положительные.

Я предлагаю урок по теме «Умножение смешанных чисел» (математика 6 класс). На уроке необязательно применение рабочих карт, использование большого количества бумаги. Но основные моменты урока все же должны быть выдержаны. А именно: целеполагание; определение проблемы; мотивация; актуализация знаний; организация деятельности учащихся по достижению цели; рефлексия.

Цели урока:

  1. Формировать навыки умножения смешанных чисел.
  2. Способствовать развитию логического мышления учащихся; продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы.
  3. Содействовать привитию ответственного отношения к учебе, целеустремленности, толерантности.

Ход урока

Ι.  Организационный момент.

ΙΙ.  Тема урока. Она может быть заранее написана на доске, а может быть отгадана учащимися в результате постановки проблемы.

Например, учитель говорит детям о том, что не всегда при решении практических задач используются обыкновенные дроби. Чаще приходится сталкиваться с задачами типа «Рассчитайте расстояние, которое проедет велосипедист за 1 3/4 часа, если будет двигаться со скоростью 8 2/3 км/ч». После этого учащиеся без труда сами сформулируют тему урока.

ΙΙΙ. Цель урока (формулируют учащиеся, сначала каждый самостоятельно, затем их ответы обобщаются). Можно в качестве подсказки записать на доске слова ЗНАТЬ и УМЕТЬ. Один из возможных ответов: «Научиться умножать смешанные числа»; или «Выполнять без ошибок умножение смешанных чисел».

Далее следует вопрос: Что нужно для достижения цели урока?

Дети: Ознакомиться (знать) с правилом умножения смешанных чисел и научиться (уметь) применять его в конкретных ситуациях.

ΙV. Мотивация. На этом этапе можно задать вопрос типа «Зачем надо уметь умножать смешанные числа?» Ответы могут быть самые разные, но в общем это: а) пригодится для решения практических задач; б) для дальнейшего изучения математики и т.п.

После этого необходимо предложить учащимся самостоятельно разобраться в данном вопросе. В каждом классе есть 1-3 способных ученика, которым легко будет самостоятельно осилить новый материал. Они начинают работать индивидуально, в парах, организуются в группу и т.д.

V. Актуализация. Какие ранее полученные знания и умения пригодятся сегодня на уроке?

Ответы: 1) Умножение дроби на дробь, дроби на число. (Если на предыдущем уроке был подведен итог, который показал хорошие знания и умения по теме, то следует сказать об этом и не тратить время на проверку). 2) Перевод смешанного числа в неправильную дробь. (Проверка устная или письменная, само- или взаимопроверка примеров типа 5 2/5 = 50/2; 4 3/7 = 19/7; 1 5/12 = 17/12; 2 3/4 = 12/4. При наличии ошибок обязателен их анализ).

VΙ.  Далее учитель организует работу учащихся с учетом их желаний и возможностей. Создаются пары или группы. С теми детьми, которые затруднялись при выполнении примеров на повторение, учитель работает индивидуально. При этом используются различные подсказки, образцы решения примеров, алгоритмы правил и т.д.

Ученики начинают работать. На партах лежат заранее заготовленные листочки для проведения рефлексии, которые заполняются в течение всего урока.

Ф.И.

Знаю

Умею

Затрудняюсь

Не понял

1. Правило умножения смешанных чисел

2. Применение в примерах:

а) по образцу (алгоритму);

б) самостоятельно.

3. Применение в задачах

4. Применение в заданиях более высокого уровня

 

Алгоритм умножения смешанных чисел

3 1/5 * 2 3*8 =

1.   Записать смешанные числа в виде неправильных дробей.

2.   Произведение числителей записать в числитель, произведение знаменателей записать в знаменатель новой дроби.

3.   Сократить полученную дробь (по возможности).

4.   Выполнить умножение оставшихся после сокращения множителей отдельно в числителе и в знаменателе.

5.   В ответе, если возможно, выделить целую часть.

Сначала идет работа по ознакомлению с правилом. В парах учащиеся формулируют его друг другу, в группах каждый – организатору. Учитель следит за ответами учеников. Тем, кто затрудняется, разрешено подойти и взять алгоритм. Тем, кто усвоил правило, дается задание в виде рабочей карты урока.

Рабочая карта

Организатор _________________________________

                                                                 



Состав группы (пары)

на «5»              

на «4»  

на  оценку «3»          

№ 413

№ 414

№ 419

№ 423

№ 439

Доп. № 430б, 431а

Итог

а, в

г, ж

а, ж

к, н

1.

2.

3.

4.

На  своем уроке такую же таблицу я изобразила на доске, вписав в нее верные ответы и предварительно закрыв бумагой. По мере выполнения заданий, с целью промежуточного контроля, после проведения проверки правильности выполнения задания ответы открывались. В данном случае это после выполнения № 432 (на «3»), 433 (на «4») и 436 (на «5»). Можно на доске указать № пары или № группы и ставить соответственно + или – за каждое задание. Таким образом, становится видимой картина класса в целом. Если ребята решают вперед, они подходят к учителю или к доске, сверяются с ответами самостоятельно. После выполнения всего задания эти учащиеся могут стать консультантами, контролерами или помощниками в зависимости от их желания. Я поставила на отдельную парту табличку с надписью «КОНСУЛЬТАНТ». Отличница, которая быстро справилась со всем заданием, далее оказывала услуги именно консультанта, направляя действия одноклассников, но не говоря сразу верного ответа. Кроме того, она успела прорешать задание повышенной сложности.

Не стоит забывать о проведении физминутки на уроке.

VΙΙ. Рефлексия. Проверяется заполнение листов самоконтроля. «У кого заполнены только первые два столбца (дети поднимают руки)? Кто затрудняется в чем-то? Кто так ничего и не понял?»

Подводится работа пар, групп.

VΙΙΙ. Домашнее задание. п.13, знать правило.

  1. Тем, кто не испытывает трудностей, усвоил хорошо материал урока – № 463 д.
  2. Тем, у кого затруднения в № 1 (знании правила) – п.13 (2-я часть).
  3. Тем, у кого затруднения в № 2а – берете образец выполнения задания домой и выполняете № 457 л,н,о,п.
  4. Тем, у кого затруднения в № 2б – выполняете № 457 л,н,о,п.
  5. Тем, у кого затруднения в № 3 – № 461.

ΙX. Итог урока. Проверим правильность вашей самооценки. Выполните задания теста.

1) 1 ½ * 1 3/5 =                                        а) 24/10;     б) 2 2/5;     в) 2 4/10.

2) v = 3 1/3 м.мин, t = 1 ½ мин. S = ?     а)  15 м;     б) 2/3 м;    в) 5 м.

(Количество заданий – на усмотрение учителя, в зависимости от оставшегося времени)

Учащиеся могут выполнить задания на отдельных листочках, записать ответы в тетрадь. Листочки с ответами сдаются учителю. После этого учитель открывает обратную сторону доски, на которой написаны правильные ответы. Учитель спрашивает: Поднимите руки, у  кого нет ошибок? У кого одна ошибка? Кто ничего не сделал верно?

Таким образом, можно охарактеризовать и качественно, и количественно работу учащихся на уроке. Можно просто сказать, что хорошо работали такие-то ребята. А вот этим ученикам стоит дома поработать над правилом. Еще кому-то – над применением правила при решении задач и т.п.

Уважаемые коллеги! Я прекрасно понимаю, что возникает множество вопросов. Но преимущество понятно: осуществляется самостоятельная работа учащихся в соответствии с их знаниями и возможностями. Ребенок вправе сам выбирать способ и средства для достижения цели урока. Задача учителя – помочь ему в этом.

Желаю всем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...