Рабочая программа элективного курса "Решение задач с параметрами" для учащихся 10 класса
элективный курс по алгебре (10 класс)
Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень, однако часто предлагается на выпускных экзаменах по математике. Решение задач с параметрами вызывает у учащихся значительные затруднения. Эти задачи требуют к себе особенного подхода по сравнению с остальными заданиями. Они представляют собой определенную сложность в техническом и логическом плане. Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью, близкой по своему характеру к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы решения, но и нестандартные методы, упрощающие решение.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса, и является развитием системы ранее приобретенных знаний. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление и направлена на развитие самостоятельной исследовательской деятельности. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный.
Программа курса по математике для учащихся 10 классов профильных классов общеобразовательных школ.
Изучение курса в профильном классе направлено на достижение следующих целей:
- усвоить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению задач с параметрами;
- продолжить работу по интеллектуальному и творческому развитию учащихся, формированию уровня абстрактного и логического мышления;
- открыть перспективные возможности усвоения курса математики в высших учебных заведениях.
Достижение поставленных целей возможно через решение задач с параметрами, что позволяет решать следующие основные задачи:
- обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений при решении задач с параметрами;
- формирование интеллектуальных умений, умений и навыков самостоятельной математической деятельности, определённых государственными стандартами программы курса;
- обеспечение прочной математической подготовки для сдачи ЕГЭ и изучения содержания математического образования в технических вузах страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukina_a.n._rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Технический лицей Н.А. Алексеевой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
«Решение задач с параметрами»
для учащихся 10 классов
Уровень обучения (класс) __10__
Общее количество часов: 35
Количество часов в неделю _1_
Выполнила:
Учитель математики
Лукина Алла Николаевна
МОБУ Технического лицея Н.А.Алексеевой
Квалификационная категория: _первая_
г. Якутск.
Пояснительная записка
Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень, однако часто предлагается на выпускных экзаменах по математике. Решение задач с параметрами вызывает у учащихся значительные затруднения. Эти задачи требуют к себе особенного подхода по сравнению с остальными заданиями. Они представляют собой определенную сложность в техническом и логическом плане. Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью, близкой по своему характеру к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы решения, но и нестандартные методы, упрощающие решение.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса, и является развитием системы ранее приобретенных знаний. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление и направлена на развитие самостоятельной исследовательской деятельности. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- Овладение математическими знаниями, достаточными для изучения смежных дисциплин на современном уровне и для продолжения образования в высшей школе по любой специальности, не требующей высокого уровня владения математическим аппаратом.
- Интеллектуальное развитие, формирование уровня абстрактного и логического мышления и алгоритмической культуры, необходимого для обучения в высшей школе и будущей профессиональной деятельности.
- Развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в истории цивилизации и современном обществе.
- Формирование представлений о математики как форме описания и методе познания действительности, об идеях и методах математики, об особенностях математического исследования и его отличии от методов естественных и гуманитарных наук.
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижении следующих целей:
- Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
- Овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.
- Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции. Творческих способностей на уровне, необходимом для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности.
- Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Изучение темы «Уравнения с параметрами» на базовом уровне в старшей школе направлено на достижении целей:
- овладение знаниями при решении линейных, квадратных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и применение этих знаний при решении уравнений с параметрами;
- формирование у учащихся представления о задачах с параметрами как задачах исследовательского характера и показ их многообразия;
- интеллектуальное развитие, формирование уровня абстрактного и логического мышления и алгоритмической культуры, необходимого для сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения;
- формирование представлений о «параметре» как форме описания и методе познания действительности, об идеях и методах решения уравнений, об особенностях решения задач подобного типа и его отличия от традиционных методов.
Данные цели направлены на формирование математической (прагматической), социально-личностной, общекультурной и предметно-мировоззренческой компетентностей выпускника старшей школы.
Математическая (прагматическая) компетентность выпускника старшей школы будет способствовать
- умению использовать теоретический материал при решении задач;
- умению пользоваться математическими формулами;
- умению выполнять переход от частного к общему;
- владению аппаратом построения графиков и их преобразований.
Социально-личностная компетентность будет способствовать
- владению стилем мышления, его абстрактностью, доказательностью, строгостью;
- умению проводить аргументированные рассуждения, делать логические обоснования, выводы;
- умению проводить обобщения на основе анализа частных примеров, выдвигать предположения и их обосновывать;
- умению ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи, выбирать из информационного потока нужный материал.
Общекультурная компетентность будет способствовать
- умению понимать и объяснять значимость математики как общечеловеческой культуры;
- умению использовать математической символики, терминов ,символов и формул;
- умению представлять об особенностях математического языка и соотношения их с русским языком.
Предметно-мировоззренческая компетентность будет способствовать
- умению понимать особенности применения математических методов к исследованию.
- формирование навыков исследовательской деятельности учащихся при решении уравнений с параметрами
Программа курса по математике для учащихся 10 классов профильных классов общеобразовательных школ.
Изучение курса в профильном классе направлено на достижение следующих целей:
- усвоить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению задач с параметрами;
- продолжить работу по интеллектуальному и творческому развитию учащихся, формированию уровня абстрактного и логического мышления;
- открыть перспективные возможности усвоения курса математики в высших учебных заведениях.
Достижение поставленных целей возможно через решение задач с параметрами, что позволяет решать следующие основные задачи:
- обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений при решении задач с параметрами;
- формирование интеллектуальных умений, умений и навыков самостоятельной математической деятельности, определённых государственными стандартами программы курса;
- обеспечение прочной математической подготовки для сдачи ЕГЭ и изучения содержания математического образования в технических вузах страны.
Требования к знаниям и умениям
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- решать линейные и квадратные уравнения с параметром;
- решать иррациональные, логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения с параметром как аналитически, так и графически;
- применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач.
Тематическое планирование учебного материала
10 класс – 35 часа (1 час в неделю)
Название темы | Количество часов | |
Глава I. Аналитические решения основных типов задач | 13 | |
Основная цель
Планируемые результаты обучения при изучении темы. Знать, понимать
Уметь
| ||
1. | Необходимые условия в задачах с параметрами. | 1 |
2. | Решение линейных уравнений. | 1 |
3. | Параметр и теорема Виета. | 1 |
4. | Параметр и поиск решения рациональных уравнений. | 1 |
5 | Параметр и поиск решения дробно-рациональных уравнений. | 1 |
6. | Квадратный трехчлен. | 1 |
7. | Расположение корней квадратного трехчлена. | 1 |
8. | Решение уравнений, содержащих модуль. | 1 |
9. | Параметр и поиск решения тригонометрических уравнений. | 1 |
10. | Параметр и поиск решения тригонометрических уравнений. | 1 |
11. | Метод разложения в задачах с параметрами. | 1 |
12 | Контроль по теме «Аналитический способ решения задач» | 1 |
13. | Контроль по теме «Аналитический способ решения задач» | 1 |
Глава 2. Квадратичная функция у = ах2 + bх + с, где а≠0 | 10 | |
Основная цель
Планируемые результаты обучения при изучении темы. Знать, понимать
Уметь
| ||
14 | «Каркас» квадратичной функции, исследование знаков дискриминанта старшего коэффициента при построении «каркаса» квадратичной функции, содержащей параметры, определение вершины параболы. | 1 |
15 | Корни квадратичной функции, содержащей параметры. Теорема Виета в исследовании функции. | 1 |
16 | Расположение корней квадратичной функции относительно данных точек. | 1 |
17 | Расположение корней квадратичной функции относительно данных точек. | 1 |
18 | Решение уравнений, приводящих к исследованию квадратичной функции. | 1 |
19 | Решение уравнений, приводящих к исследованию квадратичной функции. | 1 |
20 | Метод интервалов в задачах с параметрами. | 1 |
21 | Метод интервалов в задачах с параметрами. | 1 |
22 | Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к исследованию расположения корней квадратичной функции. | 1 |
23 | Самостоятельное решение задач | 1 |
Глава 3. Применение производной | 11 | |
Основная цель
Планируемые результаты обучения при изучении темы. Знать, понимать
Уметь
| ||
24. | Геометрический смысл производной в задачах с параметрами. | 1 |
25. | Физический смысл производной | 1 |
26 | Касательная к кривой. | 1 |
27 | Касательная к кривой. | 1 |
28. | Отыскание стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры. | 1 |
29. | Возрастание и убывание функции, содержащей параметры. | 1 |
30. | Решение текстовых задач на нахождение наибольшего наименьшего значения функции, содержащей параметры. | 1 |
31. | Решение текстовых задач на нахождение наибольшего наименьшего значения функции, содержащей параметры. | 1 |
32. | Применение производной. | 1 |
33-35 | Самостоятельное решение задач | 2 |
Список учебно-методической литературы:
- Математика. Решение задач с параметрами. Пособие для абитуриентов и старшеклассников/ Составители Жаржевский А.Я., Фельдман Я.С.-СПб: изд-во «Агенство ИГРЕК», 2012.-211с.
- Норин А.В. и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. Учебное пособие.СПб: Питер, 2003.-223 с.
- Сборник задач по математике для поступающих во втузы/Под ред. М.И.Сканави.-М.: Высшая школа, 2001.-452 с.
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике (для средней школы).-М.:Наука, 2004.-416 с.
- Чирский В.Г., Шавгулидзе Е.Т. Уравнения элементарной математики. Методы решения.-М.: Наука, 2008-176 с.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике, Решение задач. Уч. пособ. для 10 кл. ср. школы.- М.: Просвещение , 2001.-252 с.
- Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003.-128 с.
- Задачи с параметрами и методы их решения/В. С. Крамор.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса "Задачи с параметрами"
Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...
Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"
Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый курс « Задачи на проценты » своим содержанием сможет...
Рабочая программа Элективного курса по математике в 9 классе "Решение нестандартных задач"
Данный курс на современном этапе обучения является актуальным в связи с введением в российскую практику новой модели государственной итоговой аттестации и в связи с введением в старшей школе профильно...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе «Решение текстовых задач» (ЕГЭ)
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии в 9 классе «Химия в задачах» на 2017 – 2018 учебный год
Программа курса: « Химия в задачах» способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в ст...
Рабочая программа элективного курса по физике в 10 классе "Механика в задачах"
Аннотация к элективному курсу по физике «Механика в задачах» в 10 классе Рабочая программа элективного курса по физике «Механика в задачах» для 10 класса составлена на осн...