Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы. Программа расчитана на 68 часов и работать по ней можно начинать как в 10 классе, так и в11 классе, программа разбита на три раздела:
- Решение задач с параметрами.(34 часа).
- Решение задач с модулем.(17 часов).
- Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули и параметры.(17 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Г. Астрахани
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По курсу: «Параметры и модули»
Для обучающихся в 11- м классе.
Данная учебная программа была создана для элективного курса математики в 10-11 классах и утверждена на метод совете школы.
Программу составила учитель математики I категории Манешина Н.В.
Астрахань 2010 г.
Пояснительная записка.
Целью обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с параметрами и модулями. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы.
Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Анализ результатов ЕГЭ за несколько предыдущих лет показывает, что выпускники с большим трудом решают такие задания, а многие даже не приступают к ним. Это связано с тем, что в учебниках по математике различных авторов, да и в программах министерства образования решению задач с параметрами и модулями уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами и модулями».
Многообразие задач с параметрами и модулями охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Задачи с параметрами и модулями дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Программа данного курса разработана в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Российской Федерации, разработанной в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Цель курса
- Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
- Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Воспитательное назначение курса.
Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Основные задачи данного курса:
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Работа курса строится на принципах: - научности;
- доступности;
- опережающей сложности;
- вариативности;
- самоконтроля
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
- понятие параметра
- прочно усвоить понятие модуль числа;
- алгоритмы решений задач с модулями и параметрами;
- зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем от значений параметра;
- свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
- свойства функций в задачах с параметрами.
должны уметь:
- уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
- уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
- строить графики уравнений, содержащие модули;
- уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
- уметь решать неравенства с параметром;
- находить корни квадратичной функции;
- строить графики квадратичных функций;
- исследовать квадратный трехчлен;
- знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
Формы контроля.
- Рейтинг – таблица
- Уроки самооценки и оценки товарищей
- Презентация учебных проектов
- Тестирование
- Контрольные работы
О том, что учащийся должен будет представить учебный проект по теме курса, нужно проинформировать его заблаговременно, познакомив с формами такого рода деятельности.
Для того чтобы урок – презентация получился интересным, виды проектов должны соответствовать уровню и интересам учащихся, а также должны быть интересными по форме и содержанию.
Работы могут быть как индивидуальные, так и парные, групповые. Данный урок можно провести в виде конкурса, где победителей определят сами учащиеся.
Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.
В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований;
- использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
Содержание обучения.
- Решение задач с параметрами. (34 часа).
Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).
Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.
Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.
Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.
- Решение задач с модулем. (17 часов).
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.
График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.
Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.
Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений,
неравенств и систем, содержащих модули и параметры. (17 часов).
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Ответ, как наперёд заданное подмножество множество действительных чисел. Параметр, как равноправная переменная. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Свойства функций в задачах с параметрами и модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.
Заключение
Введение курса «Решение задач с параметрами и модулями» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметром и модулем можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами и модулями, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами и модулями, успешно справляются с другими задачами.
Список литературы.
Литература для учащихся
- С. М. Никольский, М.К. Потапов и др. Алгебра и начала анализа 11класс. Москва. «Просвещение» 2009год.
- Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год.
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре
8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
Литература для учителя
- Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
- Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами.
- Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С.
Задачи с параметрами.
«Необходимые условия в задачах с параметрами».
- Родионов Е.М. Решение задач с модулями и параметрами. Пособие для поступающих в вузы.
- Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».
- Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
- Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
- Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».
- Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
Материально – техническое и
информационно – техническое обеспечение.
- Интерактивная доска
- Обучающие компьютерные программы
- Тестовые компьютерные программы
- Образовательные ресурсы сети Интернет.
Календарно- тематическое планирование.
№ | Содержание материала | Кол - во часов | дата | обязательный минимум содержания образования | Основные понятия | Знания, умения | Измерительные формы контроля |
1 | Понятие параметра | 1 | Определение параметра | параметр | Знать определение параметра | ||
2 | Уравнения с параметрами (первой степени) | 2 | Решение уравнений первой степени, содержащих параметр | Линейное уравнение с параметром | Уметь решать линейные уравнения, содержащие параметр | Урок самооценки и оценки одноклассников | |
3 | Неравенства с параметрами (первой степени) | 2 | Решение неравенств первой степени, содержащих параметр | Линейное неравенство с параметром | Уметь решать линейные неравенства, содержащие параметр | тестирование | |
4 | Уравнения с параметрами (второй степени) | 2 | Решение уравнений второй степени, содержащих параметр | Квадратные уравнения с параметром | Уметь решать квадратные уравнения, содержащие параметр | ||
5 | Неравенства с параметрами (второй степени) | 2 | Решение неравенств второй степени, содержащих параметр | Квадратные неравенства с параметром | Уметь решать квадратные неравенства, содержащие параметр | Урок самооценки и оценки одноклассников | |
6 | Рациональные уравнения с параметрами | 4 | Решение рациональных уравнений, содержащих параметр | Рациональные уравнения с параметром | Уметь решать рациональные уравнения , содержащие параметр | Защита презентаций | |
Контрольная работа | 1 | Составление рейтинга | |||||
7 | Графические приемы при решении. Свойства квадратичной функции | 3 | Основные графические приемы при построении графиков функций Применение свойств при решении уравнений | Квадратичная функция , четность, возрастание и убывание функций | Уметь графически решать уравнения с параметрами, используя основные свойства функций | Урок самооценки и оценки одноклассников | |
8 | Текстовые задачи с использованием параметра | 4 | Решение текстовых задач с использованием параметра, составление математической модели | Математическая модель | Уметь решать текстовые задачи с использованием параметра | Урок самооценки и оценки одноклассников | |
9 | Иррациональные уравнения с параметрами | 4 | Решение иррациональных уравнений с параметрами | Иррациональное уравнение | Уметь решать уравнения с параметрами | ||
10 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем | 4 | Зависимость количества решений от параметра и условий, налагаемых на него | Уметь сделать выбор ответа от определенных условий | |||
11 | Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями | 4 | Решение уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями | Дополнительные условия | Уметь решать различные типы уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями | Урок самооценки и оценки одноклассников | |
Контрольная работа | 1 | Составление рейтинга | |||||
12 | Модуль: общие сведения. | 1 | Определение и основные свойства модуля | модуль | Знать определение модуля и уметь применять его | ||
13 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | 2 | Преобразование различных выражений, содержащих модуль с использованием его основных свойств | Уметь преобразовывать различные выражения, содержащие модуль | |||
14 | Решение уравнений, содержащих модуль. | 3 | Решение уравнений, содержащих модуль. | Уметь решать уравнения, содержащие модуль. | Урок самооценки и оценки одноклассников | ||
15 | Решение неравенств, содержащих модуль. | 3 | Решение неравенств, содержащих модуль. | Уметь решать неравенства, содержащие модуль | Урок самооценки и оценки одноклассников | ||
16 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. | 3 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | Уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль | тестирование | ||
17 | Графики функций, содержащих модуль. | 4 | Построение графиков функций, содержащих модуль | Уметь строить графики функций, содержащих модуль, знать основные приемы построений | Урок самооценки и оценки одноклассников | ||
Контрольная работа | 1 | Составление рейтинга | |||||
18 | Модуль в заданиях единого государственного экзамена | 8 | Примеры решений различных упражнений (часть С) | Уметь решать уравнения, неравенства, содержащие модуль с применением различных приемов, видеть конкретные приемы в конкретных примерах | Защита презентаций, тестирование | ||
Параметр в заданиях единого государственного экзамена | 8 | Примеры решений различных упражнений (часть С) | Уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметр при помощи различных приемов, видеть конкретные приемы в конкретных примерах | Защита презентаций, тестирование | |||
Контрольная работа | 1 | Составление рейтинга | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"
Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьном...
ПРОГРАММА элективного курса по математике для 10 класса «Встречи с модулем» (34 часа в год ,1 час в неделю).
ПРОГРАММА элективного курса по математике для 10 класса «Встречи с модулем»(34 часа в год ,1 час в неделю)....
Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс
Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...