План урока алгебры и начал анализа, 10-11 класс, по теме "Решение уравнений , содержащих обратные тригонометрические функции"
план-конспект занятия по алгебре (10, 11 класс)
Материал полезен при подготовке к ЕГЭ по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование урока математики
Автор: Мурачева Светлана Ивановна
Место работы, должность: ЧУ ОО СОШ «Росинка», Учитель математики
Регион: Москва
Предмет: Математика (алгебра и начала анализа)
Класс: 10
Тема урока: Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.
Вид урока: урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции, формирование способности у учащихся к новому способу действия, связанного с построением структуры решения уравнений на основе свойств обратных тригонометрических функций.
Содержательная цель: построение деятельностных норм и выявление теоретических основ решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции, построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Задачи урока: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов, в частности, классификации методов решения уравнений данного типа.
Предметный результат: учащиеся научатся применять свойства обратных тригонометрических функций к решению уравнений, получат возможность учиться выбирать способы решения на основе анализа теоретических обоснований.
Развивающие цели: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.
Метапредметный результат:
– общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, составление алгоритма решения уравнений;
– регулятивные: сравнивать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном процессе, вносить необходимые коррективы в действия с учетом сделанных ошибок;
– коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать и аргументировать свое мнение, сотрудничать в работе с одноклассниками, развивать свою речь;
–личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов обучения, проявление интереса к изучаемому предмету.
Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы.
План урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) |
1 | Самоопределение к учебной деятельности | Организационный момент (включение в деловой ритм) | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений деятельности | Учитель предлагает заполнить две карточки, выявляет уровень теоретических знаний (карточка №1 и №2) | Выполняют задания, сравнивают ответы с изображением на экране, заносят результат в оценочный лист с предложениями и критериями | 5мин |
3 | Постановка учебной задачи | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока. Активизирует знания учащихся с помощью текста (текст приложение №3) | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний, выполнения теста в парах, взаимопроверка. | 5 мин |
4 | Классификация методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции. | Предлагает таблицу классификации методов решения уравнений с экрана и перечень уравнений 1-16. Создает проблемную ситуацию. | Учащиеся кратко озвучивают сущность метода и находят уравнение, которое может быть решено с помощью этого метода, мотивируя соответствие. | 5мин |
5 | Этап выявления места и причины затруднения. | Организует учащихся для исследования проблемной ситуации (таблицы в приложении №4 и №5) | Определяют и озвучивают проблему, формулируют познавательную цель и тему урока. | 2мин |
6 | Построение проекта выхода из затруднения. | Организует и устанавливает осознанность восприятия. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма в слух. | 10мин |
7 | Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу (приложение №5) | Самостоятельная работа или в парах ( по выбору учащихся). Самопроверка или взаимопроверка в сравнении с эталоном. | 12мин |
8 | Рефлексия деятельности | Оценивает работу учащихся в течение всего урока. Суммируя балы оценочного листа. | Учащиеся осознают и оценивают уровень и качество усвоения нового материала | 2мин |
Домашнее задание, итог урока. Карточка №6. | Дает домашнее задание: 1 уровень: задания репродуктивного характера – решить уравнения №17; 18;11. 2 уровень: задания поискового плана – подобрать 3 уравнения, решаемые методами 1-4 и решить их. 3 уровень: составить тест, аналогичный тесту №2 по теме: «Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции. | Подводят итог своей деятельности, выполняя работу по карточке №6. Домашнее задание по выбору учащихся. Учащийся сам определяет свой уровень. |
Анализ урока
(с точки зрения формирования универсальных учебных действий – УУД)
Этапы | УУД |
I этап | личностные: Самоопределение, коммуникативные, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II этап | познавательные |
IV этап | логические: анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; личностные: оценивание своих знаний |
III этап | регулятивные: целеполагание |
V, VI этапы | познавательные: формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы и путей выхода из нее |
V, VI этапы | регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование; логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество |
VII этап | регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; личностные: самоопределение |
VIII этап | познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения уравнений, рефлексия способов и условий действий |
Заключение: основной результат, достигнутый на уроке – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся позволило помочь ребенку эффективно освоит новую тему и осознать необходимость изучения методов решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.
Приложения
Приложение №2
Свойства обратных тригонометрических функций, вытекающих из их определений
X=
X=
Приложение №1
Определение обратных тригонометрических функций
Характеристика | α= arcsinx | α=arccosx | α=arctgx | α=arcctgx |
Определение | sin α=x | cos α=x | tg α=x | ctg α=x |
Область определения | ||||
Множество значений | α | α | α | α |
Основные соотношения между обратными тригонометрическими функциями: приложение 2
arcsinx = -arcsin(-x)= – arcos x= arctg(
);
arccosx = π – arcos (-x)= – arcsin x= arcctg(
);
arctgx = -arctg(-x) = – arcctg x= arcsin(
);
arcctgx = π – arcctg(-x) = – arctg x= arccos(
);
Приложение (карточка №3)
Заполните пропуски в тождествах.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение (карточка №6)
Вариант 1
Найдите пары: «Уравнение – его решение».
Решения Уравнения | а | б | в | г | д | |
-1 | 1 | -1≤x≤1 | ||||
1 | arccos x = | |||||
2 | sin(arcsin x + arcos x)=1 | |||||
3 | arccos x = – (x – 1)2 | |||||
4 | arctg x = – | |||||
5 | arcsin x = – |
Вариант 2
Найдите пары: «Уравнение – его решение».
Решения Уравнения | а | б | в | г | д | |
-1 | 1 | x | ||||
1 | arcsin x =- | |||||
2 | sin(arcsin | |||||
3 | arccos x = π + (x + 1)6 | |||||
4 | arctg x = – | |||||
5 | arcsin x = |
Приложение (карточка №4)
Приложение (карточка №5)
Решить уравнения
№ | Уравнения |
1 | |
2 | |
3 |
|
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 |
|
18 |
|
19 |
|
Литература
- Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учебное пособие для студентов физико-математических спец. Педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1991.-352с.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дополнительные главы к школьному учебнику. 8-9 кл. – М. : - Прсвещение, 1997г.
- Мерзлян А.Г., Полонский В.Б.Ю Рабинович Е.М, Якир М.С. Тригонометрия: Задачник к школьному курсу. – М.: АСТ-Прогресс: Магистр – S, 1998-656с.
- Курс лекций «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики» автор Чулков Павел Викторович, 2016г.
Конспект урока математики по теме «Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции», 10 класс
Цели и задачи (см. конструирование урока…)
Ход урока:
- Этап: организационный
- Этап: актуализация опорных знаний:
- Повторить свойства обратных тригонометрических функций репродуктивно, на первом уровне, проверить по эталону на экране (приложение 1,2) и (21) основные соотношения между обратными тригонометрическими функциями.
- Заполнить пропуски в тождествах (репродуктивный метод на втором уровне) по карточке (приложение 3), взаимопроверка в парах.
- Этап: постановка учебной задачи, мотивация, создание проблемной ситуации: вывести на экран приложения №4 и №5. Проблемная ситуация: Возможно ли провести классификацию уравнений по методам решений? Рядом с каждым методом (1-4) указать номер уравнения, которое можно решить данным методом (работа в парах). Возникли затруднения. Обсуждение при проверке. В результате выполнения задания появилась схема и сформирован понятийный аппарат сущности каждого метода:
- Уравнения 9, 10, 11 решаются на основе условия равенства разноименных обратных тригонометрических функций. Метод основан на том, что левая и правая части этих уравнений являются разноименными обратными тригонометрическими тождествами (приложение 21)
- Задания №3,13 решаются на основе монотонности функций.
Вопрос: В каких случаях применяется метод обращения к монотонности функций? Ответ: Если уравнение имеет в одной части функцию монотонную, а в другой- постоянную, то уравнение имеет не более одного корня. Или: одна часть уравнения представляет собой возрастающую, а другая – убывающую функцию, уравнение не может иметь более одного корня.
Самый распространенный их этих методов – метод замены переменной. Если замена не очевидна, выполнить нужно некоторые равносильные преобразования. Этим методом решаем уравнения №12, 16,14. Решение уравнений №9, 12 – с комментариями.
Самостоятельная работа.
1 вариант 2 вариант
№1, №6 №4,№5
Самопроверка по эталону;
Итог урока: заполнить приложение карточка №6
Ответы к уравнениям (карточка№5):
№1:(0;2),
№3: 1,5
№4:(1;0)
№5: 7
№6: -
№9: 1
№10: ,
№11:1
№13:
4) Метод использования свойства ограниченности функции:
Если функции f(x) и q(x), таковы, что для всех х выполняется неравенство f(x)≤c и q(x)≤d и дано уравнение f(x)+q(x)=c+d, то оно равносильно системе
Примеры решения некоторых уравнений (карточка №5)
№1.
Так как, при
, то уравнение (1) равносильно системе:
Ответ: (0;2).
№3.
где f(x)== 3-
– возрастает при х>
q(x)=убывает, причем -
;
равносильна исходному уравнению и имеет единственное решение x=
Ответ:1.5
№4
arccos(x+y) + arccos(x – y)=0
Так как arcos(x+y)≥0 при (x+y)≤1 и arcos(x – y)≥1, то уравнение равносильно системе:
Ответ: (1;0)
№5
arcsin(x2– 6x – 8) + arcsin(15 – 2x) = 0
arcsin(x2– 6x – 8) = – arcsin(15 – 2x)
arcsin(x2– 6x – 8) = arcsin(2x – 15)
x=7.
Ответ: 7.
№6
arccos(4x2 – 3x +2) + arcos(3x2 – 8x –4) = π
arccos(4x2 – 3x +2) = π – arcos(3x2 – 8x –4)
arccos(4x2 – 3x +2) = arcos(–3x2 – 8x –4)
x= –
Ответ: –
№17
arcsin2x + arcsinx =
ОДЗ: 0 < x ≤
Пусть arcsin2x=α, а arcsin x = β, тогда при 0 < x ≤ выполняются неравенства
0 < α ≤
+ 0 < β ≤
________
0 < α + β <
При этих условиях
sinα = 2x
cosα =
sinβ = x, cosβ =
Т.к. y=cosα убывает на (0; π), то на нем – этом промежутке – исходное уравнение равносильно на ОДЗ:
Cos(arcsin2x + arcsinx) = cos, т.е.
,
но ≥0, значит, уравнение равносильно уравнению:
4x4 – 5x2 +1 = (+2x2)2
4x4 – 5x2 + 1= + 2x2 + 4x4
x2 =
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/08/picture-264080-1370699074.jpg)
Конспект урока алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Производные тригонометрических функций»
Новый материал...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-206439-1508171022.jpg)
План-конспект и презентация к уроку алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические функции и их свойства"
Тип урока: урок-смотр знаний.В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, на следующем этапе проводится графический диктант и самостоятельная работа,завершается ур...
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические уравнения"
Обобщающий урок по теме "Тригонометрические уравнения" в 10 классе физико-математического профиля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409842-1393087501.jpg)
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе на тему "Решение тригонометрических уравнений"
Разработка данного уроа содержит онспет урока и презентацию....
Свойства и графики тригонометрических функций. Разработка урока алгебры и начала анализа в 10 классе.
Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Учебник. Мордкович.Цель урока: систематизировать знания по теме «Свойства и графики тригонометрических функций у=sin(x), у=cos(x)». Написать контрольную работу....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-92466-1414518341.jpg)
Урок алгебры и начала анализа в 12 классе по теме " Определение показательной функции, ее свойства и график"
цели: образовательные: обеспечитьусвоение учащимися знаний о показательной функции,ее свойствах.развивающие: развитие умений сравнивать , обобщать,правильно формулировать и излагать мысли,развити...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/18/picture-997857-1516288754.jpg)
Методическая разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе "Исследование функций. Чтение графика"
Презентация к уроку на тему: Исследование функций. Чтение графика. Программа: государственная базовая "Алгебра и начала математического анализа - 11". Автор учебника Ш.А. Алимов и др., 2010г...