Программа курса по выбору "Нескучные вычисления"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Злыднева Валентина Егоровна

Программа курса по выбору в 9 классе, помогает обучающимся повысить свои вычислительные навыки, развивает интерес к математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Программа

                      элективного курса по математике

                           «Нескучные    вычисления».

                                 

                                   Пояснительная записка.

Данный курс по выбору предназначен для обучающихся 9 класса, рассчитан на 1ч.в неделю, всего 17 часов.

   Математика возникла в связи с потребностями хозяйственной деятельности человека. Числа появились одновременно с письменностью. Люди придумали способы счета и пользовались ими для вычисления объемов и площадей в строительстве и земледелии, в коммерческих расчетах при ведении конторских книг, для составления астрономических календарей, определения места положения судна в море и для других «земных» целей. Вычислительными средствами служили собственные пальцы, а затем счеты.

   Математика, развиваясь, накапливала как теоретические, так и практические материалы. Целью решения задачи являлось получение ответа в виде числа, то методы стали называться численными.  Раздел математики, имеющий дело с созданием и обоснованием численных методов для решения задач из различных областей науки, называют вычислительной математикой.

   Теория вычислительных методов является очень разветвленной наукой и применяется всюду, где имеют  дело с числами, где рассматриваются явления, подчиняющиеся количественным законам. Тем самым определяется целесообразность знакомства обучающихся с методами вычислительной математики, раскрывающими прикладной характер их математических знаний.

          Главной целью курса является формирование у обучающихся вычислительных навыков, развитие навыков получения информации, ее обработки и использования.

   Целью курса является так же предоставление возможности обучающимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применять имеющиеся знания и умения (работа с учебной и дополнительной литературой, ПК), продолжать формировать общеучебные навыки, умение планировать работу; вести дискуссию, беседу.

     Данный курс способствует установлению межпредметных связей. Информация, полученная в процессе изучения курса, может быть использована во внеклассной работе, в будущей профессиональной деятельности.

  Среди общеучебных навыков важными являются:  умение пользоваться техническими средствами обучения,  учебно – информационные навыки (умение отбирать нужную информацию из различных источников), пользоваться справочниками.

  В процессе прохождения курса обучающиеся учатся делать выводы и сравнения, обсуждать результаты экспериментов, выдвигать гипотезы.

   По окончании курса обучающиеся выполняют проектную работу – «Вычисления без вычислительных средств», «Игры с числами», …


                                  Содержание курса.

1. Вводное занятие   (1час)

     История развития вычислительной техники, понятие числа.

Цель курса, план, введение в курс.

2. Вычисления без вычислительных средств.     (8 часов)

    Вычисления с помощью приемов упрощающих их. Необычные вычисления.

  Представление натуральных чисел.  Магические квадраты.

Делимость. Как проще вычислить?

Правило извлечения квадратного корня из натурального числа.

Задачи на числа.

Игры с числами.

3. Использование вычислительных средств.    (5 часов)

  Применение ЭСО.

Электронные учебники.

4. Работа над итоговым проектом.     (1 час)

5. Защита проекта      (2 часа)


                                     Учебно – тематический план

№п/п

      Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теории

Практики

1

Вводное занятие

1

1

Лекция

Конспект

2

Вычисления без вычислительных средств

Вычисления с использованием приемов, упрощающих их. Необычные вычисления.

Представление натуральных чисел.

Магические квадраты.

Делимость. Как проще вычислить?

Правило вычисления квадратного корня.

Задачи на числа.

Урок одной задачи.

Игры с числами.

8


8

Беседа,

практикум

Краткий конспект.

Выполнение практических заданий

3

Использование вычислительных средств

Использование программ Microsoft Excel

Графическое решение систем уравнений

Построение графиков функций

Электронные учебники

Использование ресурсов Интернет

5

1

4

Беседа, практическая работа

Опорный конспект, решение заданий

4

Работа над итоговым проектом

1

1

Практикум

Краткий конспект

5

Защита проекта

2

2

Презентация проекта

Проект

Всего:

17

2

15

Содержание данного курса предполагает следующие возможности самоопределения:

выбор вопросов для самостоятельного обучения;

выбор тем и форм творческих работ.

Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:

на занятии во время обсуждений;

при проверке выполнения творческих работ;

при защите итоговой работы.

Материальное оснащение программы:

наличие компьютерного класса;

школьная библиотека;

раздаточный материал.

Литература.

Математика – школьная энциклопедия, гл. редактор С.М. Никольский. М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1996г.

С.С. Минаева. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. М., Просвещение, 1983г.

А.Т. Мордкович, А.М. Суходский. Справочник школьника по математике (5 – 11кл.). М. Оникс. Альянс – В, 1999г.

ж. Математика в школе

В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах, М., Просвещение, 1977г.

О.А. Ульянова, О.В. Бочарова. Использование ИКТ в проектной деятельности, Курган, ИПК и ПРО, 2007г.

О.В. Матвеева, О.В. Бочарова. Применение ИКТ на уроках алгебры, Курган, ИПК и ПРО, 2007г.

Ю.Д. Романова, И.Г. Лесничая. Информатика и информационные технологии. М., Эксмо, 2009г.

Мария Ланджер. Создание электронных таблиц и диаграмм в  Excel. М., NT Press, 2005г.

Электронные учебники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)

Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)...

Разработка открытого урока по математике для 1 курса по теме: "Вычисление производных"

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона “При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила” и слова Ломоносова “Примерыучат больше, чем теория”....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа кружка "Счёт и вычисления"

Разносторонние анализы выполнения текущих контрольных и самостоятельных работ учащихся, работ вида ОГЭ, ЕГЭ свидетельствуют о том, что больший процент ошибок составляют вычислительные элементарные оши...


 

Комментарии

Литвинова Дина Владимировна

Хорошая разработка. Где найти время?

Злыднева Валентина Егоровна

Я вела этот курс в 9 классе за счет времени, отводимого на курсы по выбору.