Теорема Виета
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Приложение17
Урок алгебры в 8 классе.
Тема урока: ,,Теорема Виета”.
Цель: Научить применять т.Виета для устного решения полных квадратных уравнений.
Задачи:
Образовательные
организовать закрепление пройденного материала по использованию т. Виета
консультировать учащихся в процессе выполнения заданий
Развивающие
развивать умения выделять главное, существенное
развивать взаимопомощь
развивать познавательный интерес
развивать логическое мышление, расширять кругозор
Воспитательные
воспитывать уважение к товарищу, умение достойно вести себя
воспитывать культуру общения
Обеспечение:
1). Презентация
2).раздаточный материал для закрепления темы
3).раздаточный материал для самостоятельной работы
План урока:
Организационная часть.
Проверка домашнего задания ( для проверки домашнего задания ученики сдают тетради)
Устная работа
Тема. Цель.
Решение упражнений
Работа на доске и в тетради.
Упражнения для глаз
Самостоятельная работа
Заключительная часть.
Итог урока
Оценки
Домашнее задание
Ход урока:
Готовность класса к уроку.
Для проверки домашнего задания сдать тетради.
Устная работа
1 слайд
а).Решить квадратные уравнения подбором корней
1). х2-9х-10=0 ( 10;1)
2). х2+5х-+6=0 (-3;-2)
3). х2+17х-18=0 (1;-18)
4). х2-17х+30=0 (2;15)
5). х2+4х+3=0 (-1;-3)
6). х2-3х-28=0 (7;-4)
7). х2-14х+48=0 (6;8)
При помощи какой теоремы находили корни уравнений? Сформулировать теорему Виета и обратную к ней.
2слайд
б).Проверьте, является ли число 1 корнем уравнения?
1). 5х2+17х-22=0 (является)
2). 9 х2-13х+4=0 (является)
3). 2012х2-2011х-1=0 (является)
Вывод: каждое из уравнений имеет корень равный 1.
Создаю проблемную ситуацию: сможете найти второй корень этих уравнений?
Предполагаемый ответ учащихся: У первых двух уравнений второй корень можно найти по формуле корней квадратного уравнения. Сложно найти второй корень у третьего уравнения, т.к. коэффициенты уравнения большие числа.
Даю подсказку. Мы знаем, что х1*х2= и зная, что х1=1 найдем х2=
По этой формуле найдем вторые корни уравнений. Назовите вторые корни уравнений.
Что общего у данных уравнений?
При подстановке в уравнение 1, получается 5+17+22=0
9-13+4=0
2012-2011-1=0
Что заметили? Сумма коэффициентов равна 0.
Пусть дано полное квадратное уравнение ах2 + вх +с =0 у которого один корень1. Подставим в уравнение. Получим а+в+с=0.
Учащиеся должны сделать вывод: Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна 0, то х1=1 х2=.
Этот способ нахождения корней квадратного уравнения называют ,,Свойство коэффициентов квадратного уравнения”.
IV. Итак, тема сегодняшнего урока ,, Теорема Виета”.
Цель нашего урока: рассмотреть приемы устного решения полных квадратных уравнений.
Запишите в тетради число и тему урока.
Запишем свойство:
Пусть дано квадратное уравнение ах2 + вх +с =0, а≠0.
1). Если а+в+с=0, то х1=1 х2=. Докажем это.
Доказательство: Разделим обе части уравнения на а≠0.
Получим х2+ + =0, выразим в = - а – с.
Воспользуемся т. Виета х1 + х2 = - = = = 1 +
х1 * х2 = = 1 *
Что и требовалось доказать.
1.Решим несколько уравнений на применение этого свойства.
( уравнения заранее записаны на доске)
1). 4х2-13х+9=0 (первое уравнение решаем вместе со мной)
4+ (-13) +9=0 , х1=1 х2=
2). 3 х2+х-4=0 (самостоятельно с последующей проверкой)
3). 313х2-326х+13=0 ( по желанию у доски)
3 слайд
Проверьте, является ли число -1 корнем уравнений?
1). 11у2+17у+6=0 (является)
2). 6 х2+17х+11=0 (является)
3). 345х2+137х-208=0 (является)
Вывод: каждое из уравнений имеет корень равный - 1.
Создаю проблемную ситуацию: сможете найти второй корень этих уравнений?
Если х1= -1 , то х2=, т. к. х1 * х2 = = -1 *(- )
Назовите вторые корни уравнений.
Найдем связь между коэффициентами и корнями уравнения.
ах2 + вх +с =0, а≠0.
Подставим в уравнение -1.Получим а – в + с =0 или в = а + с
Проверим коэффициенты уравнений. 11 + 6 = 17
6 + 11 =17
345 + (-208)=137
Какой вывод?
Учащиеся должны сделать вывод: Если сумма первого и третьего коэффициентов квадратного уравнения равна второму коэффициенту, то х1= - 1 х2=.
Запишем в тетрадь второе свойство.
2). Если а + в = с, то х1= - 1 х2=.
Доказательство этого свойства рассмотрим на слайде.
4 слайд
Если а+с=в, то х1= -1 х2=.
Воспользуемся т. Виета х1 + х2 = - = = -1 + (- )
х1 * х2 = = - 1 * (- )
Что и требовалось доказать.
2.Решим несколько уравнений на применение этого свойства.
1). 4х2+11х+7=0 (первое уравнение решаем вместе со мной)
2). 13 х2+29х+16=0 (самостоятельно с последующей проверкой)
3). 839х2+448х-391 =0 ( по желанию у доски)
На уроке мы познакомились со свойствами коэффициентов не приведенного квадратного уравнения. Какой можно сделать вывод?
При помощи свойств коэффициентов можно очень просто решать не приведенные квадратные уравнения с большими коэффициентами.
Закрепление темы.
Раздать карточки с уравнениями. Решить уравнения по желанию у доски.
1). 5х2 -7х +2 =0 х1=1 х2=
2). 11х2 +27х +16 =0 х1= - 1 х2=
3). 3х2+5х-8=0 х1= 1 х2=
4). 939х2+978у+39 = 0 х1= -1 х2=
5). 11х2+25х- 36 = 0 х1= 1 х2=
6). 313х2+326х +13 = 0 х1= -1 х2=
7). 839х2 – 448х – 391 = 0 х1= 1 х2=
8). 2006 х2 - 2007х+1 = 0 х1= 1 х2=
3.Упражнения для глаз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на то же самое время. Повторить 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10 секунд, открыть глаза, отдыхать 10 секунд. Повторять 3 раза.
VI. Самостоятельная работа.
1). 313х2 +326х +13 =0 1). 1978 х2 – 1984 х +6 =0
2). 3х2 - 5х +2 =0 2). 2х2 + 5х +3 =0
3). 5х2-11х +6=0 3). 9у2 - 8х -1 =0
4). 11х2+ 25х+14 = 0 4). 11х2+ 25х - 36 = 0
5). 25=26х - х2 5). 299 х2 + 100х = 500 -101х
VII. Заключительная часть.
Итог урока.
1.Сегодня на уроке мы с вами познакомились со свойствами коэффициентов, которые позволяют устно решать квадратные уравнения. Есть еще способы устного решения квадратных уравнений. С этими способами мы познакомимся на кружке.
5 слайд
Оцените степень сложности урока.
Вам было на уроке:
1). Легко
2). Обычно
3). Трудно
Оцените степень вашего усвоения материала:
1). усвоил полностью, могу применять
2). усвоил полностью, но затрудняюсь в применении
3). Усвоил частично
4).не усвоил
2. Оценки
3.Домашнее задание: №29.28 №29.30
Итак: наш урок подходит к концу.
Я очень рада, что многие из вас имеют прочные знания по этой теме, но очень хотела бы, чтобы все дома хорошо поработали и получили на следующем уроке хорошие оценки.
6 слайд
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять – великое искусство.
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.
Литература:
1.Учебник алгебры для 8 класса автор А.Г.Мордкович.
2.Поурочные планы по алгебре для 8 кл., Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. Издательство,,Учитель” Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"
Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...
Квадратные уравнения. Теорема Виета
Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...
Тема урока: Теорема Виета
Презентация к уроку....
Теорема Виета
Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала...
Тренажёр по «Теореме Виета»
Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....
Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс
На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....