Урок математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Материал содержит конспект урока, технологическую карту и самоанализ урока математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками" с применением интерактивной доски.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 6 классе
Учитель математики и информатики
МБОУ ХМР СОШ п. Луговской
Михалева Светлана Анатольевна
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока:
образовательная:
- Сформулировать правило сложения отрицательных и положительных чисел; отработать первичные навыки по сложению чисел с разными знаками;
развивающая:
- развивать память, развивать математическую речь;
воспитательная:
- прививать умение сотрудничества, самооценку, учить анализировать, сравнивать, размышлять.
Задачи :
- Пробудить интерес к дальнейшему изучению положительных и отрицательных чисел;
- Вызвать стремление к изучению истории математики;
- Развивать математическую речь учащихся.
Оборудование: презентация, средства программы Smart Note Board.
Этапы урока:
- Организационный момент 1 минута;
- Актуализация знаний 5 минут;
- Изучение нового материала 13 минут;
- Упражнения на закрепление знаний 5 минут;
- Динамическая пауза 2 минуты;
- Историческая справка 4 минуты;
- Работа по учебнику 4 минуты;
- Подведение итогов урока 3 минуты;
- Организация работы дома 2 минуты;
- Рефлексия 1 минута.
Ход урока
I. Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать положительные и отрицательные числа. Вы уже умеете складывать отрицательные числа, а сегодня научитесь складывать числа с разными знаками. Итак, тема нашего урока «Сложение чисел с разными знаками». Это первый урок по данной теме. Цель нашего сегодняшнего урока – сформулировать правило по сложению чисел с разными знаками и научиться складывать числа с разными знаками, а также развивать память, логическое мышление и математическую речь.
(Слайд 1)
II. Актуализация знаний:
– Повторим материал прошлого урока. Найдите модуль числа:
|-8,4|, |120|, |-63|, |-0,3|, |-8,045|, |-12|, |-34,5|
(Слайд 2)
- Найти правильный ответ при сложении отрицательных чисел:
-9 + (-3); -4,8 + 4,8; -2 + (-8,2); 17,3 + (-7); -8,4 + (-0,4).
(Слайд 3-8)
- Правильно ли расположены числа в порядке возрастания? Проверьте:
-21,5; -11; -10,2; -10,5; -7; 3,2; 10?
(Слайд 9)
– Какими правилами вы пользовались при сравнении чисел?
– Как сравнивают положительные и отрицательные числа?
– Как сравнивают два отрицательных числа?
III. Изучение нового материала:
– Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока «Сложение чисел с разными знаками».
– Сейчас давайте разберём сложение чисел с разными знаками сначала на термометре, а затем на координатной прямой.
– На интерактивной доске, используя виртуальный термометр программы Smart Board, сложим числа 9+(-6) и 9+(-12), объясним сложение и запишем примеры на интерактивной доске.
– На интерактивной доске, используя виртуальную координатную прямую программы Smart Board, покажите сложение этих же чисел 9+(-6) и 9+(-12), объясните сложение и запишите на интерактивной доске. Сделайте вывод. (Учащиеся отвечают).
–Да, действительно, в результате сложения чисел с разными знаками может получиться как отрицательное, так и положительное число.
– Как вы считаете, ребята, от чего зависит знак суммы? (Учащиеся отвечают).
– Правильно, от знака большего модуля.
– Кто из вас может уже сейчас сформулировать правило сложения чисел с разными знаками?
– Откройте учебник на странице 180, выучите правило и расскажите друг другу.
– На практике чаще поступают по-другому: сначала определяют знак и ставят его, а затем из большего модуля вычитают меньший. Давайте посмотрим, как правильно нужно оформлять такие примеры: -19 + 14 = - (19 - 14) = -5.
(Слайд 10)
– Выполните задание: разделите следующие примеры, не выполняя вычислений, на две группы: с положительными и отрицательными ответами. (Учащиеся выполняют задание).
– Что можно сказать о модулях слагаемых?
– Какой знак имеет сумма?
(Слайд 11)
– Объясните решение примеров: 26 + (-6); -5,7 + 3,4
(Слайд 12)
IV. Упражнения на закрепление знаний:
– Предлагаю вам выполнить примеры на закрепление нового материала. Первый пример мы разберем с вами вместе, а остальные вы решите в тетради самостоятельно. Для проверки один ученик будет работать на интерактивной доске.
(Слайд 13)
V. Динамическая пауза:
– Пора немного отдохнуть. Предлагаю всем встать на «физминутку». Постарайтесь выполнять упражнения активно, так, как это показано на интерактивной презентации.
VI. Историческая справка:
– Ребята, проверьте свои записи, сравнив их с ответами на доске. Поднимите руку, у кого все правильно.
– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).
– Теперь предлагаю вам заменить ответы соответствующими буквами и расшифрованное слово записать в тетради.
– Какое слово получили? Правильно, Брахмагупта.
(Слайд 14)
– Как вы думаете, что обозначает это слово? Оказывается Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», отрицательные – «долги». Вот как в рукописях VII в. излагались правила сложения и вычитания:
«Сумма двух имуществ есть имущество»;
«Сумма двух долгов есть долг»;
«Сумма имущества и долга равна их разности».
– Переведите эти древнеиндийские правила на современный язык математики. У вас получилось правило сложения положительных чисел, отрицательных и чисел с разными знаками.
(Слайд 15-16)
VII. Работа по учебнику:
– Закрепление материала продолжим по учебнику. Откройте учебники на странице 181, найдите и выполните №1066 (1,2 строчки). Решайте самостоятельно, а если у кого-нибудь возникнут вопросы, поднимите руку – я подойду и помогу вам разобраться.
– Проверяем устно по цепочке.
– Ребята, поднимите руку, у кого все правильно.
– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).
– У кого одна ошибка? (Выяснить в каком примере, решить у доски).
VIII. Подведение итогов урока:
– Давайте подведем итоги урока. Вначале урока мы ставили цели. Сумели ли их достичь?
- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
- Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?
– Вы молодцы все работали хорошо. Оценки за урок получают самые активные.
IX. Организация работы дома:
– Дома для закрепления изученного материала вам необходимо выполнить задания: п. 33 (читать, учить правило, устно ответить на вопросы на стр. 181), № 1081 (а – л); № 1083.
X. Рефлексия:
– Сегодня вы работали очень хорошо. А как каждый из вас оценивает свою активность и работу на уроке, мы сейчас узнаем. На интерактивной доске рисунок солнца и смайлики. Кто доволен своей работой на уроке, выберите смайлик с хорошим настроением. А если вы были не совсем активны, то поднимите смайлик с грустным настроением, все смайлики нужно прикрепить к лучику солнца.
– Спасибо за урок. Успехов вам в изучении математики. Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока математики в 6 классе
Учитель: Михалева Светлана Анатольевна
Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».
Данный урок является первым уроком математики по изучению темы: «Сложение чисел с разными знаками». Эта тема вызывает обычно трудности при изучении, так как само понятие «отрицательные числа» является для шестиклассников новым. На этом уроке я применила различные формы учебной деятельности школьников, в том числе и групповые.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике для 6 класса средней школы.
Цели урока следующие:
образовательная:
- Сформулировать правило сложения отрицательных и положительных чисел; отработать первичные навыки по сложению чисел с разными знаками;
развивающая:
- развивать память и математическую речь;
воспитательная:
- прививать умение сотрудничества, самооценку, учить анализировать, сравнивать, размышлять.
Задачи:
- Пробудить интерес к дальнейшему изучению положительных и отрицательных чисел и истории математики;
- Развивать математическую речь учащихся.
Оборудование: презентация, средства программы Smart Note Board.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для подведения учащихся к самостоятельному выводу правила по сложению чисел с разными знаками, восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на этапе актуализации знаний и всех других этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных и интерактивных методов, работа с учебником, с интерактивной доской способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные задачи, определила проблемы.
Для активизации мышления учащихся на этапе объяснения нового материала были использованы исторический материал, система вопросов по изученному материалу, создавались проблемные ситуации, активно применялись презентация, интерактивная доска.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Особое место на уроке при первичном закреплении было отведено формированию и развитию у учащихся общеучебных навыков.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.
Для эмоционального восприятия материала при активизации знаний, объяснении нового материала, закреплении я использовала слайды, средства программы Smart Note Board, межпредметные связи.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: во время динамической паузы я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Смена различных видов деятельности на уроке тоже послужила снятию усталости.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, проектор, интерактивная доска, звуковые колонки, поэтому я активно использую мультимедийные, аудиовизуальные средства обучения.
Использование на уроке технологий мультимедийной, критического мышления, проблемного обучения позволило достичь оптимального результата.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Цели урока достигнуты, задачи решены.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (6 класс). Учитель Михалева С.А.
- Ф.И.О. учителя: Михалева Светлана Анатольевна
- Класс: 6 Дата: 13.02.2012 г. Предмет: математика
- Тема урока: Сложение чисел с разными знаками.
- Тип урока: Урок объяснения нового материала.
5. Цели урока: Сформулировать правило сложения отрицательных и положительных чисел; отработать первичные навыки по сложению чисел с разными знаками; развивать память, развивать математическую речь; прививать умение сотрудничества, самооценку, учить анализировать, сравнивать, размышлять.
6. Оборудование: презентация, средства программы Smart Note Board.
Характеристика этапов урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Цели учителя к каждому этапу урока |
| 1 – 2 мин |
| Выстраивают свой порядок деятельности, ставят свои цели. | Учащиеся настроены на урок | Обратить внимание на мои действия и включить учащихся в работу. |
| 5 мин | Включить интерактивную презентацию и грамотно поставить задачи учащимся.
|-8,4|, |120|, |-63|, |-0,3|, |-8,045|, |-12|, |-34,5| (Слайд 2)
-9 + (-3); -4,8 + 4,8; -2 + (-8,2); 17,3 + (-7); -8,4 + (-0,4). (Слайд 3-8)
-21,5; -11; -10,2; -10,5; -7; 3,2; 10? (Слайд 9) | Отвечают на вопросы учителя. Находят модуль числа. Устно выполняют сложение отрицательных чисел. Устно сравнивают числа и располагают их в порядке возрастания. Рассказывают правила сравнения чисел. | Учащиеся повторили материал и готовы к следующему моменту урока (объяснения нового материала) | Готовить учащихся к усвоению новой темы. Повторить понятие модуля числа, сложение отрицательных чисел, сравнение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
|
III. Объяснение нового материала | 13 мин | На интерактивной доске, используя программу Smart Board,
(Слайд 10)
(Слайд 11) Объясните решение примеров: 26 + (-6); -5,7 + 3,4 (Слайд 12) | Слушают учителя, работают на интерактивной доске, делают записи в тетрадь. Анализируют, делают вывод. Один ученик работает на интерактивной доске с проговариванием своих действий. Делают вывод о том, что знак суммы совпадает со знаком слагаемого с большим модулем. Работают в тетрадях. Объясняют решение примеров. | Учащиеся сформулировали правила сложения чисел с разными знаками. Закрепить правило, научиться правильно записывать примеры. | Подвести учащихся к формулировке правила сложения чисел с разными знаками. Развивать математическую речь. Развивать навыки работы с интерактивной доской. |
IV. Закрепление знаний. | 5 мин | Предлагает учащимся примеры на закрепление материала. (Слайд 13) | Решают примеры. Записывают верные ответы. | Новый материал закреплён. | Проверка деятельности учителя и учащихся |
V. Динамическая пауза. | 2 мин | Включает интерактивную презентацию с динамической паузой. | Выполняют упражнения.. | Учащиеся отдохнули, сделали гимнастику для глаз и общеукрепляющие упражнения. | Сохранение здоровья учащихся. |
VI. Историческая справка. | 4 мин | Предлагает учащимся заменить ответы соответствующими буквами и расшифрованное слово записать в тетради. (Слайд 14) Сообщает историческую справку. (Слайд 15-16) | Ученики самостоятельно выполняют работу в тетради, получают слово БРАХМАГУПТА | Учащиеся получают новую информацию из истории математики. | Расширить кругозор учащихся по истории математики. |
VII. Работа по учебнику. | 4 мин | Объясняет задание по учебнику №1064 (1,2 строчка) Проверяет выполнении заданий, работает индивидуально с учащимися. (Слайд 17) | Работают самостоятельно в тетради. | Усвоение нового материала. | Отработка навыков сложения чисел с разными знаками. |
VIII. Подведение итогов урока. | 3 мин | Проанализировать весь ход урока. Вначале урока ставили цели. Сумели ли их реализовать. Я анализирую, реализацию целей. Давайте подведем итоги урока.
Учитель выставляет оценки за урок. | Ученики оценивают свою степень усвоения нового материала. Выставляют оценки в дневник. | Обратная связь. Получают оценку. | Создать условия для развития умения анализировать, делать выводы. |
IX. Организация работы дома. | 2 мин | Задать и прокомментировать домашнее задание. П. 33 (читать, учить правило, устно ответить на вопросы на стр. 181) № 1081 (а – л); № 1083 | Записывают домашнее задание в дневник. | Обратная связь. Получают оценку. | Дифференциация д/з |
X. Рефлексия. | 1 мин | Кто доволен своей работой на уроке выберите смайлик с хорошим настроением, а если вы были не совсем активны, то поднимите смайлик с грустным настроением, все смайлики нужно прикрепить к лучику солнца. | Оценивают свою работу, строя рисунок на интерактивной доске. | Обратная связь. | Учить учащихся оценивать свою деятельность. |
7. Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
8. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.
9. Характер самостоятельной работы: репродуктивный.
10. Оценка достижений целей урока: урок достиг своей цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
Урок изучения нового материала. Используется презентация, тест. ...
Разработка урока в 6 классе по теме « Сложение рациональных чисел с разными знаками».
Разработка урока в 6 классе по математике Тема: « Сложение рациональных чисел с разными знаками»....
Урок математики на тему: "Умножение и деление чисел с разными знаками" ( 6 класс)
Урко математики в 6 классе.тема урока: Умножение и деление чисел с разными знаками...
Урок математики- 6 класс "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение чисел с разными знаками" - урок формирования новых знаний и умений.Математика 6 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Швар...
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" учебник "Математика 6 класс", авторы: Г.К.Муравин, О.В. Муравина....