Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
план-конспект урока по математике (5 класс)

Осипова Оксана Владимировна

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  математика  

Класс:  5

Учитель: Осипова Оксана Владимировна

Тип урока:  урок совершенствования способов действий.

Средства, обеспечивающиеучебный процесс на уроке: Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. /Н.Я Виленкин , В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург.- М.:Мнемозина,, 2014-280с, раздаточный материал, интерактивная доска, плакат.

Тема

Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель  урока

познакомить обучающихся со способами сложения и вычитания десятичных и обыкновенных дробей

Задачи

Предметные задачи:

создать условия для развития у обучающихся умения:

-переводить обыкновенные дроби в десятичные;

-выполнять сложение и вычитание десятичных и обыкновенных дробей;

-решать задачи практического содержания;

Метапредметные и личностные задачи:

создать условия для развития у обучающихся умения:

-использовать знаково-символические средства при решении учебных задач;

-осуществлять взаимодействие в группе;

-осознавать ответственность за общее дело;.

Основные понятия

Десятичная дробь, обыкновенная дробь

Формы урока

фронтальная,  групповая

Используемые технологии и методы

Знаково-символическая технология, перспективно-опережающее обучение.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вводно-мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что сегодняшний урок  мы проведем вместе. И надеюсь, что он пройдет в хорошем настроении, а главное  будет полезным для вас.

Вначале давайте повторим символы, с помощью которых мы определяем  виды деятельности, которые могут быть на уроке.

Если перед нами встанет проблема-?, если будем решать задачу-₪, а если нужно применять умения-!, если понадобится составить схему, таблицу, алгоритм +.

Завтра последний день зимы, и затем к нам придет весна. А весной вся природа просыпается и начинает движение. Так давайте приведем в движение наши умы. Возьмите листок с надписью «Шифровка»  и обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны.

Шифровка.

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.

1)Весна по календарю приходит в мае.

2) Исчезающий вид растений: подснежник занесен в красную книгу.

3)Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

4)Доброе дело – после схода снега убрать мусор на улице.

5)Март последний месяц весны.

6)Ручейки весенние журчат и звонко бегут в реку.

7)Отверстие для сбора сока  в стволе березы можно делать только мелким сверлом, чтобы не навредить дереву.

8)Березовый сок содержит много полезных веществ.

Если вы правильно выполнили задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, с которыми сегодня мы будем продолжать работать.

А какие виды дробей вы знаете?

В задании шифровка неверными оказались высказывания под номерами 1,3,5. Какое задание вы можете предложить с этими цифрами и картинкой на слайде? (составить наибольшую и наименьшую десятичную дробь так, чтобы целая часть содержала только одну из данных цифр, каждую цифру можно использовать один раз.) 

Над чем нам предстоит поработать? (над задачей) 

Ребята,  поставьте полученные дроби в условие следующей задачи.

Когда наступает весенний разлив реки, бобры любят поплавать. Собственная скорость бобра 5,31 км/ч, а скорость течения реки 1,35 км/ч.

1) Какова скорость бобра, если он плывет по течению реки?

2) Какова скорость бобра, если он плывет против течения реки?

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что надо сделать? (сложить дроби).

А чтобы ответить на второй вопрос задачи, что надо сделать? (вычесть дроби).

Как мы сформулируем тему урока на основании ваших ответов? (сложение и вычитание десятичных дробей).

Запишем число, классная работа и тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. А мы умеем выполнять эти действия?  Кто напомнит правило? Какую цель можем поставить для себя на урок?

Ну что ответим на вопросы в задаче?

  1. 5,31+1,35=6,66 км/ч- скорость бобра по течению.
  2. 5,31-1,35=3,96 км/ч- скорость бобра против течения.

Настраиваются  на работу;

вспоминают значение символов;

активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

самостоятельно определяют следующий вид задания;

формулируют тему и цель урока;

Учитель приветствует учащихся,  предварительно рассадив их по группам, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу;

активизирует в памяти значение символов;

активизирует познавательные процессы;

с помощью наводящих вопросов подводит к самостоятельной постановке обучающимися темы и цели урока;

Операционно-познавательный этап.

С наступление весны лед на пруду начал таять. За одну неделю растаяло 0,4 м льда, а за вторую неделю на 1/ 5 меньше. Сколько метров льда растаяло за вторую неделю?

Может к этой задаче добавить еще один символ? А в чем здесь проблема? Так может, скорректируем цель нашего урока?

Обсудите в группах способ  решения этой задачу.

А какой из способов мы выберем? Чаще в жизни встречаются  дроби десятичные, и даже на экзамене по математике нужно все ответы записывать в виде десятичных дробей, поэтому нам лучше усвоить 2 способ.

+на что нас нацеливает этот знак? (на составление правила, алгоритма). Нам нужно составить алгоритм, по которому мы будем работать, когда в задании нам встречается и обыкновенная и десятичная дроби.

1 и 3 группе я предлагаю сложить пазл с алгоритмом, а 2 и 4 составить стихотворный алгоритм.

К заданиям, какого символа нам уже нужно переходить? А зачем? (закрепить алгоритм, отработать новое умение)

Самыми применяемыми дробями и в математике и в жизни являются следующие. Поэтому сейчас мы с вами изготовим весеннюю закладку-памятку, которую в конце урока вы подарите друг другу.

 Положите памятку перед собой, она вам еще понадобится. 

определяют проблемную ситуацию;

корректируют цель урока;

-обсуждают в группах способ решения;

составляют алгоритм действий;

применяют составленный алгоритм;

создает условия осознания обучающимися внутренней потребности к построению нового способа действий;

анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной;

организовывает решение типовых заданий;

Контрольно-оценочный этап.

Ребята к вам за помощью обратилась директор вашей школы! Внимание на экран.

 Какие символы можно применить к данной ситуации? Поможем? Попробуйте решить задачу в группах.  

В виде чего у вас закладка?

 У подснежника есть еще одно название (молочный цветок), чтобы узнать его каждому участнику группы нужно будет выполнить цепочку вычислений.

2,5+3,4=         + =        - 3,32=          - =        

2,18+0,07=        -   =         +3,2 =          - =      

5-3,4=         +2,2=         -=          +=

3+0,875=       - 0,25=        -=        +0,5=

 (Каждая группа по очереди называют свои ответы и открывают букву на слайде, получается слово «молоко»).

применяют новый способ действий для решения задачи

создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

4.

Этап рефлексии и подведения итогов урока.

Наш урок подходит к завершению. Какие задачи мы ставили на урок?

 Достигли мы их?  Подумайте, задания, какого символа больше всего вам понравилось? А теперь можете подарить закладку своему однокласснику.

осуществляют самооценку

 собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты.

Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Цели: Обобщить изученный материал.Закрепить знания, умения и навыки  сложения и вычитания десятичных дробей в ходе   решения задач.Расширение межпредметных связей в процессе изучения те...

План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

Методическая разработка и презентация к уроку математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе

Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Десятичные дроби». Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса. Тип урока:...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы....

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 6 классе

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 6 классе разработан с элементами использования ресурсов "Учи.ру"....