урок алгебры в 10 классе
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Матяш Наталья Витальевна

Урок по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

                       Разработка урока  алгебры в 10 классе  учителя математики

                       высшей квалификационной категории

                       МОУ Новомихайловская СОШ

                                                      Матяш Натальи Витальевны

                                                      Пед.стаж 30 лет

                        Тема:  

                               Решение тригонометрических уравнений


                             Пояснительная записка

                          к уроку алгебры в 10 классе по теме

                  «Решение тригонометрических уравнений»

На изучение этой темы предполагается 4 часа. Данный урок является первым в этой теме.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Функции урока:

  1. образовательные
  2. коммуникативные
  3. здоровье-сберегающие
  4. личностно-ориентированные

Новый материал школьники изучают самостоятельно в группах. Причем группы формируются по уровню знаний. Учащимся с более низким уровнем знаний выдается карточка с более легким заданием  (К1). Работая в группе, дети чувствуют себя увереннее, чем один на один с учебником. Кроме того, в процессе изучения материала детьми учитель контролирует и корректирует знания учащихся.

Работа в динамической паре придает значимость учебному процессу, укрепляет веру детей в себя, повышает самооценку личности. Каждый ученик включен в работу, познавательная деятельность активизируется. В процессе деятельности меняются социальные роли обучающихся: каждый бывает в роли  и учителя, и ученика.

Дети учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы.

В связи с тем, что при работе в динамической паре предполагается перемещение по классу, то снижается физическая нагрузка на мышцы спины, шеи и нагрузка на позвоночник.

На уроке виды деятельности часто меняются, присутствует игровой момент, наглядность, ребус – все это способствует снятию напряжения на уроке, учению без принуждения и без перегрузок.

Учитывая возрастные особенности детей и формы организации урока, я считаю, что целесообразно этот материал изучать на сдвоенных уроках.

Домашнее задание удобнее записать до начала работы в группах, чтобы дети, которые усваивают материал быстрее остальных, были заняты на уроке.

                                                                                    Технологическая карта урока алгебры

Класс 10

Дата проведения урока 17.11.2007

Тема урока: Решение тригонометрических уравнений

Цели и задачи урока:

                           1.Изучить виды тригонометрических уравнений и способы их решения

                           2.Развивать логическое мышление, речевые способности и коммуникативные качества

                           3.Воспитывать ответственное отношение к учебе, чувство товарищества

Тип урока:    изучение и первичное закрепление новых знаний

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, набор карточек с заданиями 4-х видов,  листочки бумаги (каждому ученику),

                                         лист контроля (на столе у учителя), «решебник» (на столе у учителя)

                                                                                                     

                                                                                       Этапы урока

         Этап

Цели и задачи этапа

Методы и приемы

Формы работы

Виды деятельности

I.Организационный момент

-вступительное слово

  учителя

- сообщение темы и цели

   урока

-подготовка класса к

  уроку;

- концентрация внимания;

- развитие интеллекту-  

  альных способностей

Словесный прием

(высказывание Гильберта);

игровой метод;

наглядный

Фронтальная

Интеллектуальная;

учащиеся проговаривают вслух,

просматривают слайд

II.Повторение ранее изученного материала

Активизация мыслительной деятельности

тестирование

индивидуальная

Мыслительная,

учащиеся пишут

III.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала

Формирование познавательных мотивов

Словесный,

наглядный

общеклассная

Учащиеся слушают

IY.Домашнее задание

Мотивация активной деятельности

наглядный

общеклассная

Учащиеся записывают

YI.Усвоение новых знаний

Формирование пред-ставлений о способах решения тригоно-метрических уравнений

Частично-поисковый

Работа в группах

Учащиеся работают с учебником, решают в тетради, обсуждают решение

YII.Первичная проверка понимания

Контроль и коррекция полученных знаний

Словесно-логический

Индивидуальная работа с учителем

самопроверка

YIII. Закрепление знаний,

         полученных на уроке

Развитие логического мышления, речевых способностей, коммуникативности, закрепление знаний

Методика «Взаимообмен заданиями»

Работа в динамической паре

Учащиеся обучают друг друга,

взаимопроверка

IX.Обобщение материала

   

Систематизировать материал

Индуктивный, наглядный

Фронтальная беседа, показ слайда

Учащиеся участвуют в беседе, пишут в тетради

X.Итоги тестирования

Контроль знаний

словесный

Фронтальная беседа

Учащиеся выставляют отметки в дневник

XI. Рефлексия

Предварительная диагностика усвоения материала

Личностно-ориентированный

Индивидуальная работа

Учащиеся пишут на листочках


Сценарий урока по алгебре в 10 классе

 I. Организационный момент

Знаменитый немецкий математик Гильберт, очень скромный и едкий на высказывания ученый, так однажды выразился о своем бывшем ученике:

«Ах, этот-то? Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения»

        Постараемся соединить математику с поэзией. Из стихотворения вам предстоит узнать раздел математики, изучаемый в школе.

  ( показ слайда)

          «Из чисел вы первый слог возьмите,

            Второй из слова «гордецы».

            А третьим лошадей вы погоните,

            Четвертым будет блеянье овцы.

            Мой пятый слог такой же, как и первый,

            Последней буквой в алфавите является шестой,

            А если отгадаешь ты все верно,

            То в математике раздел получишь ты такой.

                           (три-го-но-ме-три-я)

Да, сегодня мы, как и на предыдущих уроках продолжаем изучать тригонометрию.

 Тема урока - решение тригонометрических уравнений.

 Цель урока – изучение видов тригонометрических уравнений и способов их решения


Для успешного усвоения нового материала нам понадобятся знания и умения, приобретенные вами на предыдущих уроках. Это знание тригонометрических тождеств, умения вычислять значения тригонометрических функций и умения решать простейшие тригонометрические уравнения.

Кроме того, необходимо хорошее настроение, доброжелательность, сплоченность, готовность оказать помощь товарищу.

Девиз урока: «Книга – книгой, а мозгами двигай».

II. Повторение

За 5 минут вы должны вспомнить необходимый материал, настроиться на работу и помогут вам в этом тестовые задания.

                   1 вариант

                  2 вариант

               

1)cos β = 5∕13  ,      3π  ⁄ 2 < β  <2π,

  Найти sin β.

 a.12/13,  b.- 12/13,    c.-5/13,   d. 5/13          

2) вычислить sin π + cos π/3

a. 1    b. 0,5    c.1,5    d. -0,5

3) решить уравнение 2sin x + 1= 0

   a.(-1)ⁿ π/6 + πn,  

   b.(-1)ⁿ π/3 + πn,

   c. (-1)ⁿ ¹ π/6 +πn

   d. (-1)ⁿ ¹ π/3 +πn

  1. sin α = 0,6  π/2 <α <π

 найти соs α

a.0,2      b.- 0,2    c. 0,8     d. -0,8

  1. вычислить cos π – sin π/6

a.0,5     b.-1,5    c. 1         d. -0,5

  1. решить уравнение cos 2x = ½
  1. ± π/6 + 2πn
  2. ± π/6 +πn
  3. ± π/12 + πn
  4. ± arccos¼ +πn

Результаты сдайте учителю.

 III. Изучение нового материала.

Изучать новый материал будем в группах по 3 человека, а затем продолжим работу в парах по методике «Взаимообмен заданиями»

( Учитель формирует группы, учитывая математические способности ребят)

Каждой группе я предлагаю карточки с разными видами уравнений и алгоритм дальнейшей работы. Первоначально с карточкой работаете втроем. После того, как каждый член группы решит уравнения и проверит по «решебнику» у учителя, можно будет работать в парах. Я помогу сформировать пары, и буду координировать вашу работу. А сейчас запишите домашнее задание  № 357(г),  358(г), 360(г), 362(г), 363(г).

Если во время урока у вас появится пауза, то можно будет приступить к решению домашнего задания. Успехов вам, ребята.

К1       Уравнения, приводимые к    

             квадратным

1.Изучите п.2 (стр.97-98) учебника.

2. С помощью учебника решите уравнения:

 а) sin²t – 5sint +2 = 0

 б) cos²t - sin²t – cost  = 0

3. Самостоятельно решите уравнения:

    а)3sin²x -5sinx -2 = 0

    б)5cos²x + 6sinx -6 = 0

4.Проверьте решение по «решебнику» учителя

 К2           Разложение на множители

1.Изучите материал учебника стр.99 –  

   пример5, пример 6.

2.С помощью учебника решите уравнения:

   а) (sinx – 1/3) (cosx +2/5) = 0

   б) 2sinx cos5x – cos5x = 0

3.Самостоятельно решите уравнения:

   а)(sinx – ½) (cosx + 1) =0

   б) sin²x + sinx cosx =0

4.Проверьте решение по «решебнику»  учителя.

 К3  

Однородные тригонометрические

                уравнения 1 степени

1.Изучите материал учебника (стр.100-101)

2.Решите с помощью учебника уравнения:

  а)2sinx -3cosx = 0

  б) sin2x + cos2x = 0

3.Самостоятельно решите уравнения:

 а)sinx+√3cosx = 0

 б)sinx – 3cosx = 0

4.Проверьте решение по «решебнику» учителя

К4      

  Однородные тригонометрические

              уравнения 2 степени

1.Изучите материал учебника (стр.100-102)

2.Решите с помощью учебника уравнение:

   sin²x – 3sinx cosx + 2cos²x = 0

3.Самостоятельно решите уравнение:

  sin²x + 2sinx cosx -3 cos²x = 0

4.Проверьте решение по «решебнику»  учителя

   

         

IY.Взаимообмен заданиями (работа в парах сменного состава).

     (на экране слайд «Взаимообмен заданиями»)

     Ученик, научивший напарника, ставит в лист контроля «+» напротив своей фамилии (лист контроля у учителя на столе)

Фамилия, имя

   К1

   К2

     К3

      К4

Будько В.

Гончаров Д.

Гончарова Л.

Зуенко С.

И т.д.

 +

+

+

+

2 урок.

1. Организационный момент.

   

( На экране слайд с ребусом)

 Что бы это значило?    (Советы)

На предыдущем уроке вы все работали сначала в группах,  изучая новый материал, а затем в парах учили товарищей. Какие полезные советы вы могли бы дать своим одноклассникам по изучению нового материала и по работе в динамических парах?

(Заслушиваем выступления ребят)

А сейчас продолжаем работу в парах.  (На экране слайд «Взаимообмен заданиями»

2.Работа в динамических парах по методике «Взаимообмен заданиями»

3. Итог урока.        

  Сегодня мы изучали виды тригонометрических уравнений и способы их решения.

  Обобщим изученный материал.

 На экране слайд «Виды уравнений и способы их решения»

(Учитель комментирует материал, отвечает на вопросы учащихся. Учащиеся  оформляют таблицу в тетради.)

Усвоить этот материал вам помогали знания, полученные на предыдущих уроках.

(Оглашаются результаты тестирования, выставляются отметки)

4.Рефлексия.

   Наш урок подошел к концу. Прошу вас на листочках продолжить предложения

   «Мне понятно …

  « Я знаю …

  « Я умею …

  « Мне трудно …

Сдайте, пожалуйста, листочки учителю.

                                       Спасибо за урок!

   



   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.

Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...

Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.

Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....

Разработки к урокам. Технологическая карта урок алгебры 7 класс "Сумма и разность кубов"

Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс " Сумма и разность кубов"...