Открытый урок по теме" Производная и её геометрический смысл"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Цель: 1.Формирование знаний о формулах дифференцирования и умение применять их для вычисления производных.
2. Развивать навыки самоконтроля, самостоятельно добывать знания.
3. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodnaya_i_eyo_geometricheskiy_smysl.doc | 792 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпакова Елена Николаевна
Номинация: ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
Название работы: «Производная и её геометрический смысл».
Предмет преподавания: Алгебра и начала анализа. 11 класс
Должность: Учитель математики.
Наименование образовательного учреждения:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2
г. Калининска Саратовской области»
2010 год
Цель: 1.Формирование знаний о формулах дифференцирования и умение применять их для вычисления производных.
2. Развивать навыки самоконтроля, самостоятельно добывать знания.
3. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных.
Ход урока: Учитель: Алгебра повсюду.
Глазами только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь!
Ребята, у нас сегодня урок – семинар, на котором вы можете заработать отметку, блеснуть знаниями и умениями. За каждый дополнительный вопрос вы получаете в свой личный банк доход при правильном ответе. И так, приступим к чему?
Слайд № 1
РА ИН
Слайд № 2
Устно: 1. Какое значение принимает производная функций в точке А?
y
y=f(x) а) f’ (x) > 0
б) f’ (x) < 0
в) f’ (x) = 0
А •
0 1 x
Слайд № 3
2.Какое значение принимает производная функции в точке В?
a) f’ (x) = 0
б) f’ (x) < 0
в) f’ (x) > 0
y
B •
1 y=f(x)
0 x
3.В чём состоит геометрический смысл производной?
- Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.
4.В чём заключается механический смысл производной?
- Тангенс угла наклона касательной есть величина, показывающая мгновенную скорость изменения функции в данной точке, т.е. новая характеристика изучаемого процесса. Эту величину Лейбниц назвал производной, Ньютон говорил, что производной называется сама мгновенная скорость.
5,6.Найдите производную функции:
5)
6)
7) Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход.
Получишь то, о чём мечтает любой, кто бизнес начинает. (Доход)
-Ну, вот некоторые уже пополнили свои банки.
- И мы продолжаем начатую работу дальше.
У доски 4 уч-ся от каждого банка:
Тимофей носки связал и на рынке их продал. Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни... (убытки)
- Посмотрим, кто своему банку принёс убытки? ( Если в решении допущены ошибки, то акционеры помогают.)
Ну а теперь угадай, кто, как зовётся, что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар, а просто-напросто (товар)
- Посмотрим, какой товар предоставит нам каждый банк в свою защиту.
Проверяем домашнее задание каждого банка. (учащиеся защищают задачи на заготовленных
плакатах).
Задача 1. Найти скорость гармонического колебательного движения, если S=2 Sin t. При каком значении t эта скорость будет равна нулю?
Решение: Искомая скорость будет равна . Найдём . Чтобы узнать, когда скорость равна нулю, нужно решить уравнение:
.
Ответ: Скорость гармонического колебательного движения равна нулю при
Задача 2. Написать уравнения касательных к синусоиде y=Sin x в точках
Решение:1. Найдём производную функции y=Sin x.
Уравнение касательной имеем вид:
1. Для точки
или
2.Для точки
Построим график: а) Для проведения первой касательной мы использовали точки: и точку пересечения касательной с осью оу:
б) Для проведения второй касательной воспользовались тем, что она параллельна оси ОХ и проходит через точку
Слайд № 4
y
A2
y=1 1
• A1
y=Sin x
B •
• • • • • • • • • •
0 x
-1
Умение определить направление касательной к кривой имеет большое значение в физике, т.к. направление касательной к кривой в любой её точке принимается за направление линейной скорости движения тела по этой кривой.
Задача 3 Написать уравнения касательных к параболе в точках ; ;
Решение: Найдём производную функции . Уравнение касательной имеет вид:
Т. ;
Чтобы построить эту касательную, используем точку и точку перечисления касательной с осью ординат B(0;-1). Через эти точки проводим прямую.
Т.;
Эту касательную построим по точкам: и
Т.
(ось Ох).
Слайд № 5
Строим график:
y
•
y=-2x-1 • 12 y=x2 y=2x-1
• 10
• 8
• 6
• 4
• 2
• • y=0
• • • • • • • • • • •
-10 -8 -6 -4 -2 0 • -1 2 4 6 8 10 x
• -2
• -4
•
Задача 4 Через точку проведена касательная к гиперболе Найти радиус окружности с центром на оси ординат, касающейся прямой и оси абсцисс.
Решение: 1.Составим уравнение касательной, проведённой к графику через точку
Слайд № 6
Возможны два случая: центр окружности лежит ниже или выше оси ОХ.
y
• 24
• 22
• 20
• 18
• 16
• 14
М1 • 12
• 10
• 8
• 6
• Д
• 4
• 2
К
• • • • • • • • • • • • • • •
-14 -12 -10 -8 -6 -4 -2 О 2 4 6 8 10 12 14 x
• -2
М
• -4 • A(3;-4)
-6 N
•
E • -8
•-10
-12 •
2. Найдём из подобия треугольников: и (по двум углам:
Т. значит
Х=6, т.е.
т, значит , т.е. прямоугольный, то
3. по свойству касательных) - общая
Т.к. ; , то .
4. Рассмотрим пропорцию:
Т.к. то
Получим и, следовательно, R окр. =3.
5.Возможен и другой случай, когда центр окружности лежит выше оси ОХ.
Т. - точка касания, и подобны (по двум углам)
окр.=12.
Ответ: 3 и 12
Ну, а теперь, поработайте головой,
Вспомнив формулы простые,
Тест ты выполнишь в момент
Без сомненья и проблем.
Самостоятельная работа (тестирование по вариантам)
Подведение итогов. Выставление оценок.
Задание на дом.
Список использованной литературы:
1) С.М. Никольский, М.К. Потапов, М.Н. Решетников, А.В. Шевкин
Алгебра и начала анализа МГУ школе « Просвещение издательство 2007г.»
2) А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа
Методическое пособие для учителя 10-11 кл. Издательство Москва 2007г.
3) Тематические тесты Математика ЕГЭ-2009 . Под редакцией Ф.Ф. Лысенко
Издательство « Легион» Ростов-на- Дону.
4) Г.Н. Берман «Сборник задач по математическому анализу: учебное пособие для вузов» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему "Производная, ее геометрический и механический смысл"
Открытый урок на тему "Производная, ее геометрический и механический смысл" расчитан на 2 урока....
открытый урок по теме"Геометрический смысл определенного интеграла"
открытый урок по теме "Геометрический смысл определенного интеграла" с элементами игры...
Открытый урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
"Арифметическая и геометрическая прогрессии" открытый урок для 9 класса...
методическая разработка. Открытый урок по теме " Геометрический смысл производной"
Методическая разработка состоит из двух файлов....
Открытый урок по математике «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...
Методическая разработка открытого урока «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по теме «Производная, ее геометрический и физический смысл»
Данное занятие рассматривается в разделе курса алгебры «Производная» и является занятием по теме «Вторая производная, ее геометрический и физический смысл». Эта тема помо...