Статья "Из опыта работы школы по организации проектной деятельности"
статья
В статье рассматривается система учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм, созданный в школе, позволяет каждому ученику освоить важные этапы проектирования, создать свой неповторимый продукт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
МКОУ «Основная общеобразовательная школа №2»,
г.Козельск Козельского района Калужской области по организации проектной деятельности
Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной деятельности обучающихся, которая направлена на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных задач.
Каждая школа формирует свою систему учебно-методического сопровождения проектной деятельности учащихся. Такая система была создана и у нас. Составление этой системы началось с разработки и внедрения внутришкольных нормативных документов, которые должны были обеспечить стабильное развитие данного направления образовательного процесса. В школе была создана рабочая группа, которая провела предварительную работу по исследованию отношения к проектам, изучила опыт работы учителей. Рабочей группой был разработан пакет внутришкольных документов, который обеспечивает на сегодняшний момент управленческо-методическое сопровождение проектной деятельности учащихся в нашей школе. Сюда вошли такие документы как:
1) Положение о проектной деятельности учащихся МКОУ ООШ №2, г.Козельск;
2) Циклограмма управления проектной деятельностью учащихся;
3) Положение об индивидуальном проекте учащихся.
4) Положение о защите проекта ( защита внутри класса)
5) Положение об общешкольной конференции «Я познаю мир» (конференция, на которой осуществляется защита лучших годовых проектов).
Кроме того, согласно Положению о проектной деятельности приказом директора утверждаются список учителей – консультантов, которые сопровождают учебные проекты учащихся, состав проектных комиссий при защите проектов внутри класса, состав проектной комиссии для общешкольной конференции.
Безусловно, эффективность проектной деятельности учащихся во многом определяется профессиональной компетентностью педагога. Поэтому при организации проектной деятельности в школе большое внимание мы уделили освоению педагогами новой педагогической роли – роди куратора учебного проекта. С этой целью мы провели ряд обучающих методических семинаров, на которых отрабатывали модель деятельности учителя на каждом этапе выполнения проекта. При проведении таких семинаров были использованы различные формы: мозговой штурм, игра-практикум, ролевая игра и т.д. Кроме того, на заседаниях методических объединений регулярно рассматривались вопросы по развитию проектно-исследовательских умений школьников в урочной и внеурочной деятельности. Итоговой работой по развитию компетентности педагогов в этом направлении стал педагогический совет: «Проектная деятельность как одно из направлений развития универсальных учебных действий». Результатом такой работы стали разработанные памятки работы над проектом, каталог приемов исследовательской деятельности, школьный банк учебных проектов.
Повышению профессиональной компетентности педагогов, конечно, способствовала и курсовая подготовка. Многие учителя школы прошли обучение на курсах по активным методам обучения, приемы которых эффективно можно использовать при осуществлении проектов, по новым технологиям, в числе которых рассматривалась и технология проектной деятельности.
Важное место занимает и распространение педагогического опыта в профессиональном сообществе (выступление на школьных районных заседаниях, освещение своего опыта в рамках предметных ассоциаций, в интернете). Кроме того, любое сопровождение учебного проекта превращается для педагога в своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации происходит также повышение профессиональной компетентности педагогов. Не случайно многие учителя при аттестации в комиссию предоставляют в качестве педагогического продукта педагогический проект.
Компетентный учитель формирует учебно-познавательную компетентность учащихся. На этом этапе нам важно было создать дидактические рекомендации учащимся, которые будут разрабатывать собственные проекты, и внедрить их в образовательный процесс.
Вовлечение в проектную деятельность младших школьников начинается с 1 класса. В первом классе работа над проектом в полном объеме невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии учителя проводят подготовительный этап, в который включают творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные представления своих работ, которые постепенно начинают отражать умение учащихся выделять главное, анализировать, рассуждать, давать оценку. Во втором классе расширяются рамки работы над проектом и появляются уже такие вид деятельности как сбор информации по плану, систематизация собранного материала. К 3-4 классу совершенствуется форма презентации. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать.
В ходе работы учителя начальных классов используют различные проекты: мини – проекты, которые укладываются в один урок или часть урока; краткосрочные проекты, для реализации которых требуется 4 – 6 уроков. Более крупные охватывают полтора-два месяца. Самые ценные проекты, на мой взгляд, межпредметные проекты. Например, первоклассники осуществили проект «Осень в моём городе», над которым работали на протяжении полутора месяца. Сюжет проекта основан на практическом наблюдении за сезонными изменениями в природе. В качестве объекта наблюдения первоклассники взяли полянку в сосновом бору, берег реки Жиздры, парк Козельского лесничества. Работ по данному проекту осуществлялась на уроках по окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыке. Следовательно, это межпредметный проект. Отправной точкой этого проекта стала экскурсия в музей «Лесные истоки», в ходе которой возникла проблемная ситуация. Чтобы ее решить, дети принялись за исследование. В ходе проекта первоклассники изучали образ осени в творчестве известных художников и создавали свои образы, слушали музыку осени, записывали ее, изготавливали поделки из осенних листьев, провели наблюдения за изменениями в природе в лесу, парке, на улицах города, на берегу реки. Выход проекта был достаточно масштабным. Продуктом проекта стала коллективная стенгазета «Осень золотая», в которую вошли отдельные групповые мини-газеты, рисунки и аппликации. Кроме того первоклассники организовали выставку поделок из природного материала и провели развлекательно-игровую программу для учащихся 1-4 классов «Осень золотая». Работа каждой группы оценивалась самими учащимися по следующим критериям: качество выполнения работы по теме; самостоятельность работы над проектом; артистизм и выразительность выступления. Были определены самая творческая, самая дружная, самая активная, самая трудолюбивая и самая любознательная группы.
Из года в год учителями начальных классов отрабатывается алгоритм выполнения проектной деятельности учащихся. С этой целью учителя создает памятки к каждому проекту. Есть памятки общие, но по необходимости создаются и индивидуальные памятки, учитывающие особенности того или иного ребенка.
На второй ступени обучения продолжается работа по развитию навыков проектной деятельности. В начале учебного года учащиеся основной школы имеют возможность выбора направления проектной работы, руководителя проекта. Их выбор зависит в первую очередь от сферы собственных интересов. Как правило, этот выбор совпадает с расширением диапазона учебно-познавательных интересов в школе.
Начинается работа с личностного осознания учащимися выбранной проблемы, определения ее актуальности. Учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) формулируют цели и задачи проекта, планируют результат, определяют образ будущего продукта. На этом этапе учитель может скорректировать цели и задачи, поставленные учеником, помогает определиться с продуктом. Главное, чтобы идеи исходили от самого ученика.
Важным этапом при реализации проектной деятельности является планирование. Учитель может познакомить ученика с различными вариантами планов, предложить источники для сбора информации, помочь освоить ученику способы сбора информации. Роль учителя на этом этапе в основном консультирующая.
Самым сложным этапом для учащихся является аналитический этап, так как не у всех сформировано умение анализировать отобранную информацию и систематизировать ее, сопоставлять результат анализа с планируемыми результатами, видеть причины несоответствий. Учитель, наблюдая за деятельностью учащегося, должен косвенно направлять процесс анализа.
На заключительном этапе ученик оформляет проектную папку. Это позволяет ему осмыслить свою деятельность, понять логику своего пути при работе над проектом. В материалах проектной папки есть вопросы для самоанализа: что сделал? каков положительный эффект выполненного проекта? что не получилось? Учитель – консультант должен составить отзыв по проектной работе.
Особо хочется остановиться на продуктах проектов учащихся. Фантазия детей безгранична! Творческий подход при создании продуктов позволяет учащимся выйти за рамки выбранного учебного предмета. Например, при создании макета египетских пирамид (проект по истории) учащийся использовал компетенции в области технологии, изобразительного искусства, математики.
Эта работа длится в течение почти всего учебного года. Готовые проекты защищают на классном собрании. Защита происходит публично. На ней могут присутствовать учащиеся других классов, родители, представители общественности. Комиссия оценивает каждый проект в соответствии с критериями, установленными положением. Качественная оценка переводится в балльную, которую выставляют в журнал. Лучшие проекты проходят на общешкольную конференцию «Я познаю мир», где учащиеся награждаются по номинациям:
Годовые проекты – это не единственный опыт проектной деятельности для учащихся нашей школы. В рамках учебных предметов реализуются интересные парные или групповые мини-проекты.
Большой опыт осуществления проектной деятельности накоплен в нашей школе по направлению экология ( учитель Черных А.В.). Это обусловлено тем, что более 50 лет в школе действует школьное лесничество. Нашу исследовательскую работу мы ведем под руководством сотрудников Козельского лесхоза, национального парка «Угра». Количество проведенных микро, макро-исследований за все это время трудно сосчитать. Ценность всех этих проектов заключается прежде всего в практической значимости для нашего района.
Удачно складывается опыт проведение проектной деятельности в области физики. Эта деятельность осуществляется как в ходе урока физики, так и на кружке «Мир физических открытий» (учитель Бурулева Т.М.). Учитель создает условия, при которых ученик на уроке оказывается в роли исследователя-экспериментатора. При этом школьники проводят наблюдения, фиксируют и систематизируют полученные данные, ставят вопросы и выдвигают обоснованные, а зачастую и самые невероятные предположения, измеряют физические величины, устанавливают зависимости величин, проверяют законы, моделируют явления, формулируют теоретические выводы и проверяют их экспериментально. Очень эффективно в этом процессе используется цифровая лаборатория.
В последнее время в нашей школе активизировалась проектная деятельность на литературы. Одна из проблем современной школы - это нежелание детей читать. Эту проблему мы попытались решать при помощи литературных проектов. В 7 классе проект «Эта книга открыла мне…» позволил учащимся презентовать любимую книгу, показать ее значимость, ценность. В ходе проекта ученики изучали жизнь и творчество понравившегося писателя, анализировали его произведения, пытались вычленить жизненные уроки. После презентации своих проектов ученики обменивались книгами, их читательский кругозор значительно расширился. Такова и была педагогическая цель данного проекта. Учащиеся 8 класса проблему отсутствия интереса к чтению решали с помощью буктрейлеров по любимым книгам. Работали индивидуально и группами. Привлекали к этой работе учеников из других классов. Работы получились самобытные, увлекательные. В ходе реализации этого проекта, конечно, были решены многие задачи: закреплялись исследовательские навыки, развивалось творческое мышление и т.д. Выход проектов по литературе – муниципальная конференция. Выполненные работы разнообразные по тематике и форме, выходили далеко за рамки учебной программы. Это работы по дневнику Анна Франк, по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя, по творчеству А.И. Приставкина и т.д. Работы действительно серьезные, поэтому ежегодно наши ученики становились победителями и призерами этой конференции.
Большую свободу в выборе тем, форм проектной деятельности дает внеурочная деятельность. Все они реализовывались в рамках деятельности школьной детской организации «Земляне». Это проект «Вместе, дружно в Новый год», как новая форма подготовки и проведения новогоднего утренника для учащихся 5-9 классов; проект «Озеленение пришкольной территории»; проект «Помоги братьям меньшим» и многие другие.
Важным компонентом организации проектной деятельности является мониторинг сформированности проектных умений, который позволяет нам понять, насколько эффективна эта работы, насколько развиты необходимые универсальные учебные действия ученика. Для проведения мониторинга мы выделили 3 основных уровня: базовый, оптимальный, высокий - сформулировали критерии, по которым можно определить уровень того или иного проектного умения. Отслеживание ведет как учитель, классный руководитель, так и администрация школы. Учитель, как правило, использует метод наблюдения. Администрация проводит анкетирование. В частности мы использует тесты: «Самооценка индивидуальных способностей», который позволяет выявить индивидуальные способности школьников, уровень логического мышление, умение работать в нестандартной ситуации. Данная информация поможет учителю при дальнейшем осуществлении проектной деятельности. Тест «Как я оперирую идеями» помогает выявить, какими категориями может оперировать ученик (он обращает внимание на общие категории или сосредоточен на анализе частностей). Вопросы анкеты «Познание как ценность» нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Также при анкетировании мы определить степень увлеченности учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Такая работа проводится ежегодно, ведется отслеживание развития проектных умений. Собранный материал помогает учителям использовать индивидуальные особенности учащихся при реализации проектов, формировать группы для коллективных проектов в рамках урочной или внеурочной деятельности, определять направление исследовательской деятельности, даже подбирать необходимые темы для отдельных учеников.
Проектно-исследовательская деятельность в школе успешно развивается с каждым годом и дает не только увеличение численности участников процесса, количества выполненных работ, но и растет их качество, нравственное, социальное и образовательное значение, совершенствуется актуальность и значимость поставленных проблем, глубина и серьезность исследования. Форма проектных работ также проходит постоянный процесс совершенствования и соответствия современным мультимедийным стандартам.
На мой взгляд, сложившаяся система проектно-исследовательской деятельности в нашей школе способствует повышению мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности школьников. Проектно-исследовательская деятельность помогает нам готовить выпускников, способных быть социально ответственными, конструктивно сотрудничать с другими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить, самостоятельно добывать новые знания. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием каждого учащегося. И с этим опытом ученик пойдет в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы в научной и проектной деятельности учащихся
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ«Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»...
Дипломная работа по теме "Организация проектной деятельности в пропедевтике геометрических понятий (6 класс)"
Работа представляет собой разработку методического обеспечения по курсу "Наглядная геометрия 6 класс". В работу включены теоретические аспекты проектной деятельности, поурочное пла...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Обобщение опыта работы по теме: "Организация внеурочной деятельности обучающихся"
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: · создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающему...
Из опыта работы школы Исследовательская и проектная деятельность
В данном очерке я хочу поделиться опытом работы школы Санкт-Петербурга, как мы строим работу по сотрудничеству с другой страной....