Обобщение опыта работы по теме: "Организация внеурочной деятельности обучающихся"
опыты и эксперименты (6 класс) на тему
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи:
· создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
· формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику;
· формирование активной деятельностной позиции;
· выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 188.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Рышковская СОШ»
Обобщение опыта работы:
«Организация внеурочной деятельности обучающихся»
Классный руководитель:
Долженкова Елена Николаевна
Обобщение опыта работы:
«Организация внеурочной деятельности обучающихся»
“Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Киплинг
Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- формирование активной деятельностной позиции;
- выстраивание социального партнерства школы с семьей.
При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В организации и проведении внеурочной деятельности учащихся особая роль отводится классному руководителю.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога-дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе нишей школы всегда организуется деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных кружков.
Главной задачей классного руководителя, осуществляющего внеурочную работу, является формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности в нашей школе, то именно здесь и начинают возникать проблемы:
- Мероприятия проводятся во второй половине дня.
- Школа не имеет свободных помещений для организации внеурочной деятельности.
- Отдаленность от города Курска.
- Проблемы финансовой обеспеченности семей.
Что делать?
В этом случае используются возможности социокультурных учреждений села Клюква, а на каникулах города Курска:
- сельский дом культуры;
- сельская библиотека;
- школьные кружки;
- общешкольные мероприятия;
- краеведческий музей;
- картинные галереи;
- Цирк;
- кинотеатры и многое другое.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная)
- беседы
- классный час
- сообщения
- встречи с интересными людьми
- литературно – музыкальные композиции
- просмотр и обсуждение видеоматериала
- экскурсии (внеурочная, внешкольная)
- поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- творческие конкурсы
- выставки декоративно-прикладного искусства
- коллективные творческие дела
- соревнования
- показательные выступления
- праздники
- викторины
- интеллектуально-познавательные игры
- трудовые дела
- тренинги
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- заочные путешествия
- акции благотворительности, милосердия
- творческие проекты, презентации
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (внеурочная, внешкольная)
Внеурочная деятельность построена по типу оптимизационной модели. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов, т. е. учитываются возможности учеников и их желания и интересы.
Как и вся воспитательная работа, так и внеурочная деятельность строится в соответствии с основными направлениями: «Здоровье», «Учеба», «Нравственность», «Патриотизм», «Семья», «Досуг, общение». По каждому направлению воспитательной работы, несомненно традиционным видом внеурочной деятельности остается классный час.
В своей работе с классным коллективом при проведении классных часов я стараюсь использовать различные виды их проведения. В силу особенностей возраста учеников 5 класса, самой интересной формой для них остается игра, конкурсная программа, рассматривание различных ситуаций.
В своей работе я старюсь, чтобы внеурочная деятельность не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда классный руководитель только реагирует на текущие события, происходящие в классе, а не организует, не строит систему работы. Поэтому я руководствуюсь неким циклом воспитательной работы, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
- Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
- Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач, направлений и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
- Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
В этом случае координирующую роль выполняю, как правило, конечно же я как классный руководитель, и в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействую с учителями, которые преподают в классе;
- организую в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организую систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организую социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Классный руководитель – это особый наставник, который должен помогать другим учителям в порученном ему классе, найти контакт с детьми, устранять возникающие конфликтные ситуации. Классный руководитель должен присутствовать на остальных уроках в этом классе (хотя бы 1 раз в неделю), проводить мероприятия, праздники.
Родительские собрания по большей части проводят тоже классные руководители. Собрание проводится примерно 1 раз в четверть. Классный руководитель должен знать всех родителей (или лиц, их заменяющих) лично, поговорить с каждым отдельно, помочь решить проблемы или попытаться найти общее решение вместе с родителями.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Больше всего классному коллективу нравится такой вид внеурочной деятельности, как экскурсии и поездки по различным местам. Так за прошедшие месяцы этого учебного года мы осуществили следующие поездки: экскурсия в г.Фатеж в музей им. Свиридова, обзорная экскурсия по городу Курску, посещение кинотеатра «Пять Звезд», посетили концерт Юлии Савичевой, музей им. Н. Плевицкой в с. Винниково, поездка в Цирк, экскурсия в картинную галерею, посещение кафе «Жар Пицца».
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Хочется отметить, что посещая общественные места и участвую во внеурочной деятельности, реализуются главные задачи – это формирование классного коллектива, воспитание культурного человека, способного ориентироваться в социуме и стать частью его.
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Участие детского коллектива в реализации социально-значимых инициатив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"
"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...
Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»
Презентация на тему: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование ключевых компетенций обучающихся на основе ИКТ и проектной методики
Обобщение опыта...
Обобщение опыта работы по теме "Организация подготовки к Единому Государственному экзамену по физике".
Одной из необходимых предпосылок для успешной сдачи школьниками Единого государственного экзамена является умелая организация подготовки к нему. В ходе подготовки к экзамену акцент следует делать на с...
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Обобщение опыта работы по теме «Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы (ФГОС ООО)».
Обобщение опыта работы по теме "Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы ФГОС ООО". В материале представлены основные приемы работы с обучающимися, разработки уро...
Транслирование опыта работы по теме "Организация рабочего место для детей РАС в процессе творческой деятельности"
Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучение детей с РАС в условиях современной образовательной среды».Тема доклада: «Организация рабочего места в процессе тво...