Обобщение опыта работы в научной и проектной деятельности учащихся
тест по изобразительному искусству (изо) по теме
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Научно – исследовательская и проектная деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta_raboty.docx | 308.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель изобразительного искусства
высшей категории
Кушнерева Ольга Валентиновна
МОУ «Лицей № 47» города Саратова
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«Научно – исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства на уроках»
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность.
Цель: распространить и обобщить накопленный опыт в работе с детьми в научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Выяснить какая роль в НИД отводится учителю и ученику;
- Рассмотреть компетенции каждого;
- Определить основные этапы, характерные для исследования в научной сфере;
- Показать практическое применение основных видов научно-исследовательской деятельности учащихся;
- Рассмотреть структуру и требования к содержанию НИД;
- Рассказать о результатах моей работы.
Методологией в данной работе являются статьи:
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. //Народное образование. – 1999. – № 10.
- Леонтович А.В. "Рекомендации по написанию исследовательской работы и другие статьи". //Завуч.– 2001. – № 1. – Стр. 93–118.
- Ляшко Л. Научные и конференции и олимпиады школьников в системе образования: сравнительный анализ их эффективности. // Внешкольник, 1997, №7–8. – с.23–25
- Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению. – Салехард, 1999.
- Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
Главная задача учителя – дать возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
При этом существует главное правило – никого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Большую роль в научной деятельности играет личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению. Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик сам выстраивает свое образовательное движение.
Личностно-ориентированное обучение при изучении изобразительного искусства направлено на формирование творческой личности, раскрытия своеобразия каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, приоритет комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной).
Программа ИЗО Б.М. Неменского направлена на воспитание личности с духовно-нравственными, эстетическими потребностями, способной к творческому труду.
Работаю над научными проектами с 2007 года. За это время мы с ребятами создали 15 проектов. Самыми первыми проектами стали: «Стиль классицизма в советской архитектуре» . Д/К «Россия» на 3 Дачной» и «Георгий: имя и образ. Путешествие в историю и культуру».
Бутов Артём подготовил (2008г.) научно-исследовательскую работу «Стиль классицизма в советской архитектуре», мы рассматривали Д/К «Россию» на 3 Дачной и задались вопросом: «Почему в советское время в архитектуре так был популярен стиль классицизм?». Работа состояла из двух частей: первая – теоретическая, вторая – практическая.
Проект «Георгий: имя и образ. Путешествие в историю и культуру» опирался на статьи в журналах «Юный Художник». Павлов Слава ученик 9 «А» класса в данной работе знакомит нас со Святым Георгием на иконах, на картинах, на медалях, лентах, флагах, рассказывает о Храмах, названных в честь Святого, в том числе о Храме Святого Георгия в Саратове посёлок Солнечный, находит взаимосвязь между именами Юрий и Георгий.
Таким образом, результативность моей работы такова - из 10-х учащихся, представлявших свои работы по искусству на муниципальных, региональных, международных конференциях – 6 призовых мест, что составляет 60%, от общего числа участников за 2007-2011гг.
№ | ФИ учащегося МОУ «Лицей № 47» | Наименование научно – исследовательских конференций | ||||||
Эврика 8» 2008г. | Эврика – IX-2009г.» (муниципальный статус) | «Мы – будущее XXI века» 2009г. | «Твой первый шаг в науку» 2009г. | «Молодежь и искусство» 2011 | «Язык. Культура. Человек к». | Конференция в «СГАУ им. Н.И. Вавилова | ||
1 | Павлов Слава | Грамота | ||||||
2 | Бутов Артём | 3 место | ||||||
3 | Чувашкина Алина | Грамота | ||||||
4 | Смирнова Даша | Грамота | ||||||
5 | Бойкова Настя | 1 место | 2 место | |||||
6 | Чернышов Коля | Грамота | Диплом | |||||
7 | Кушнерева Юля | 3 место | 3 место | Диплом | ||||
8 | Бескровнов Вадим | Грамота | Грамота | |||||
9 | Соколова Лена | Грамота | Грамота | Диплом | ||||
10 | Кашина Света | 3 место | Диплом |
Какую же роль в научно-исследовательской деятельности отводится учителю и ученику?
Ученик определяет тему, цель деятельности - учитель в этом ему помогает. Например, работа Бескровнова Вадима «Творчество И. Шишкина на картинах моей бабушки». В этой работе пролеживается связь поколений, бабушка вышивает картины И. Шишкина, внук - интересуется творчеством великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Научно – практическая конференция в Лицее 36 «Твой первый шаг в науку» (2009г.)
Ученик сам открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний.
Бойкова Настя 6 «В» класс работала над проектом: «ВЫШИВКА - В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА». На уроках ИЗО в 5 классе после изучения темы «Искусство вышивки русского народа» Настю заинтересовала тема орнамента народной вышивки, т.к. в свободное время мама, бабушка и Настя любят вышивать. Проект получился творческий с практической направленностью.
- Ученик экспериментирует – учитель раскрывает новые формы и методы эксперимента:
- метод забегания вперед и возвращение назад;
- метод поощрения;
- метода сопоставления;
- метод диалога;
- метод сравнений и ассоциаций;
- метод пояснения;
- метод наглядный метод;
- метод рассматривания;
- воспитательные методы;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию музейной педагогики;
- Ученик выбирает – учитель создает условия для проведения активности;
- Ученик субъект - учитель – партнёр (работу выполняем вместе – это поход в библиотеку, подбор материала);
- Ученик несёт ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Итак, научно исследовательский метод осуществляется через личностно-ориентированный подход.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования, через различные виды исследовательской деятельности:
- Такие как проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных из разных источников и на основе этого осуществляется собственная трактовка поставленной проблемы.
XXXIII областной краеведческий праздник, посвященный 185 – летию со дня рождения А.Н. Боголюбова ГОУ ДОД «Поиск» 2009 год
В работе Чернышова Коли «Творчество Василия Фимичева», ставиться проблема, узнать, чьё творчество саратовских художников стало известно, так как творчество Борисова - Мусатова, Петрова-Водкина и других саратовских художников. Изучив, литературу по теме исследования, перед Колей была поставлена следующая задача – узнать в каких в музеях города Саратова выставлялись или выставляются картины этого художника.
- Описательные - творческие виды работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления искусства. Работа имеет элемент научной новизны. К такому виду работы относится работа Соколовой Елены «8» класса на тему: «Мозаики М. Ломоносова».
- Аналитико-систематизирующий вид деятельности мы видим в работе Кушнеревой Юлии 8 «В» класса на тему: «Говорящие» пословицы Питера Брейгеля».
Эта работа направлена на наблюдение, анализ, синтез, систематизацию изучаемых процессов и явлений в искусстве Северного Возрождения.
Участие Кушнеревой Юлии 8 «В» класс в РЕГИОНАЛЬНЫХ конференциях в 2011 году
Изобретательно-рационализаторский вид, когда деятельность детей направлен на проектирование и создание новых технологий, например урок в 8 классе по программе Б.М. Неменского по архитектуре, который был представлен на Городском семинаре учителей ИЗО в МОУ «Лицей № 47» 2009 г.
Тема урока: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры» .
- Экспериментально-исследовательский вид – это сбор материала для анкетирования так, для работы «Абстракционизм в искусстве XX века» Лаврова Алина нарисовала рисунки, провела анкетирования среди своих одноклассников, где выявлялся уровень понимания и знаний о картинах абстракционистов России начала 20 века».
Городская научно – практическая конференция «ТИМ» 2012 год – 2 место; Региональная научно-практическая конференция «Молодёжь и искусство» в Институте Искусств при СГУ им Н.Г. Чернышевского 2012 год
- Проектно-поисковый вид НИД: направлен на подтверждение или опровержение результата на поиск, разработку и защиту проекта, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний. Метод проектов ориентирован на самостоятельную, индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся, что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками, быть коммуникабельными, умение анализировать, сравнивать информацию, проецируя её в виде рисунков, поделок и др. Удачным проектом можно считать проект о космонавте Ю.А. Гагарине, в котором принимали участие учащиеся 8 «В» класса.
Проект «Юрий Гагарин – легенда космонавтики!»
8 «В» класс 2010-2011 учебный год
Название проекта | «Юрий Гагарин – легенда космонавтики!» |
Возраст учащихся | 8 «В» класс |
Проектная идея | В 2011 году исполняется юбилейная дата со дня полета первого человека в космос. 8 «В» класс запланировал реализовать данный проект в юбилейном году. |
Предметные разделы | Литература, история, искусство |
Краткое описание проекта | Для реализации проекта о Ю. Гагарине ребята условно разделились на творческие группы, отвечающие за выполнения презентаций, видеороликов, рисунков, поделок, научно-исследовательской работы, посвященных космосу и Ю.А. Гагарину. |
Постановка задачи участникам | Воспитание чувства патриотизма через знакомство с биографией Ю.А. Гагарина и культурно-историческими местами Саратова. Показать на примере Ю. А. Гагарина важность здорового образа жизни для достижения жизненных целей; Научиться сотрудничать друг с другом. |
Результат проекта | Создание творческих работ; Оформление видеороликов; Оформление презентаций. Итак, в течение года мы приняли участие в следующих конкурсах и проектах:
|
Требуемое оборудование | Компьютер, проектор, программы: Word, Pulitzer, Power Point, XL. |
Примеры оценивания работ при проведении данного проекта | Работа оценивается по следующим критериям:
|
Применяемый итоговый раздаточный материал | Проблемные вопросы для учащихся:
|
Информационно-методические обстоятельства (литература, интернет-сайты) | 1. Белоцерковский С.М. Гибель Гагарина: Факты и домыслы. – М.: Машиностроение, 1992. – 160 с.: ил. 7. Гагарин Юрий Алексеевич [Электронный ресурс]: статья из энциклопедии «Кругосвет». - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/51/1005122/1005122a1.htm, свободный.- Загл. с экрана. |
Необходимо учитывать возраст учащихся при подборе темы, методики исследования. Для юношеского возраста характерен еще невысокий
общеобразовательный уровень, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Конечно, не у всех ребят, получается, работать в научно-исследовательской деятельности, т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
- Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия (предварительно составляем план – схему).
- Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы:
– Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Мы считаем, Мы думаем, Нам известно, Анализ фактов показывает, Хочу не согласиться с тем, что…
Последовательно собрать материал помогут карточки-задания или обычная тетрадь. Этот метод придумала и воплотила в научно-исследовательских работах с 8- классниками учитель истории О.П. Ярмак «Восточно-Европейский Лицей», а познакомила меня с этим методом на курсах повышения квалификации в САР ИПК и ПРО ведущий методист Аристархова Елена Владимировна. В тематической карточке или в тетради содержится заголовок, название источника, глава, параграф или страница.
Работая в научно–исследовательской деятельности с учащимися, педагог должен обладать определенными компетентностями:
- педагог должен сам быть творческой личностью;
- заниматься самообразованием;
- занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;
- должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося;
- должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися.
Из этого вытекают основной алгоритм учебных исследований:
- постановку проблемы,
- изучение теории,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- собственные выводы,
- дальнейшее воплощение творческих идей в жизнь.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, ее нормой.
Результативность моей работы в научно-исследовательской деятельности с учащимися за 2007-2012 года:
Из 10-х учащихся, представлявших свои работы по искусству на муниципальных, региональных, международных конференциях – 6 призовых мест, что составляет 60%, от общего числа участников за 2007-2011гг.
Итак, в современном обществе стало очевидным успешность и востребовательность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать незнакомой аудитории.
В контексте данной темы актуальны слова великого педагога Иоганна Генриха Песталоции: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"
"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...
обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся школы"
Школьный период жизни ребенка – период развития и становления его творческих способностей. Одним из путей развития творческих способн...
Обобщение опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ"
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом,...
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».
Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства»....
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Обобщение опыта работы по теме « Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока».
Обобщение опыта работы....
Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."
Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся. Задачи опыта: Раскрыт...