Интеграция основного и дополнительного образования как обязательное условие формирования модели успешного выпускника.
статья на тему

Бирина Юлия Андреевна

Данная статья представляет собой выступление, посвященное опыту интеграции основного и дополнительного образования и созданию образовательно-воспитательной модели, позволяющей сформировать успешного выпускника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_osnovnogo_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция основного и дополнительного образования как обязательное условие формирования модели успешного выпускника.

Ни для кого не секрет, что современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций: политических, этнических, культурных, а главное, ценностных. И школа остается единственным институтом, в котором сохранены лучшие традиции Российского образования и воспитания. В свете вышедших в последнее время государственных документов модели формирования успешного выпускника отводится приоритетная роль. Формированию гражданина, не просто принимающего ценности своей страны, а гражданина, способного взять  ответственность за ее будущее.

Государство четко осознаёт значимость происходящих изменений и задает новый вектор развитию российской экономике, науке и образованию.

Политика государства  базируется на концепции пяти «И» - институтах, инвестициях, инфраструктуре, инновациях и  интеллекте. Люди, работающие внутри образовательных систем, должны адекватно реагировать на все вызовы, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения проблем.

У школы № 172 Нижнего Новгорода  огромный потенциал и достойные результаты работы. Это участие в экспериментальных площадках городского, регионального и федерального уровней, достойный кадровый состав. В школе работают педагоги, имеющие звание «Почетный работник общего образования», являющиеся неоднократными победителями приоритетного национального проекта «Образование». 12 педагогов имеют высшую квалификационную категорию. 12 педагогов являются ее выпускниками. 30 выпускников нашей школы выбрали профессию учителя и трудятся в разных школах города.  И, конечно же, то, что в школу приходят молодые специалисты – лучший показатель ее актуальности. Созданная многолетними усилиями образовательно – воспитательная  модель, позволяющая сформировать успешного выпускника,  остается «несущей конструкцией» образовательного пространства школы.

Каким мы видим выпускника нашей школы?  Его формирование складывается из успешного взаимодействия двух компонентов: дополнительного и основного образования. Программа развития школы № 172 – «Школа социального развития личности». В условиях школы нового поколения образование выстраивается как способ трансляции гражданско-патриотических и человекоориентированных практик и компетенций.

Успешный выпускник  младшей школы проходит «школу признания», потребность в достижении одобрения, уважения, стадию осознания себя в коллективе, стадию становления мироощущения.  

В основной школе происходит освоение «школы причастности» - освоение основных социальных ролей, поиск способов выражения своей индивидуальности- и «школы самоопределения» -проектирование своего индивидуального образовательного маршрута на пути к успеху.

 И после окончания старшей школы, освоив «школу самоактулизации» - развитие «я-концепции», реализация целей, способностей - выпускник готов к самостоятельной жизни, проявляя себя как активная, интеллектуально развитая, сильная личность. Он наделен чувством собственного достоинства, обогащен духовно, ответственен за свое здоровье, способен делать выбор в пользу  духовно-нравственных традиций и принимать решения.

На каждой ступени образовательно-воспитательного процесса предполагается освоение ключевых компетенций:

  1. Знаниевых
  2. Духовно-нравственных
  3. Социально-деятельностных
  4. Коммуникативных

Именно интеграция основного и дополнительного образования помогает сформировать модель успешного выпускника.

Школа реализует программы внеурочной деятельности, 22 дополнительные образовательные программы кружков и секций  по 8 направлениям:

- научно-техническое

- физкультурно-оздоровительное

- художественно-эстетическое

- гражданско-патриотическое

- социально-педагогическое

-  эколого-биологическое

- естественно-научное

Наша школа № 172 имеет богатые традиции духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. В 2016 году мы отметили 55-летний юбилей! Именно поэтому более подробно хочется рассказать о нашей работе в гражданско-патриотическом направлении.

Наглядно продемонстрировать успешное сочетание основного и дополнительного образования позволят социальные практики в контексте доктрины общегражданского воспитания и образования, применяемые на уроках истории, обществознания и права.

Национальная доктрина в системе образования ставит цели и задачи, в том числе призванные обеспечить:

•        историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

•        воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

•        разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

•        формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  Многое из всего перечня приоритетных задач реализуется на уроках истории, обществознания, права, краеведения.

  На сегодняшний день в центре внимания педагогического сообщества не только учебно-познавательная деятельность обучающихся, но и формирование гражданской позиции школьников. Если говорить об урочной системе, то в старшем звене особенно актуально стоит процесс «добывания информации» и работы с ней. Современные реалии таковы, что каждый год к нам приходят новые дети, с совершенно иным «клиповым» сознанием. Учебный процесс подвергается кардинальному изменению, в котором традиционные методы и приемы ведения урока уже не работают. Одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Это очень многое объясняет при подготовки проектных уроков. Ставится проблема, которая решается детьми в результате коллективного обсуждения или индивидуальной работы, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

Одним из важных направлений в формировании общегражданской позиции является историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотизма. Большую роль в этом процессе играет предмет история и краеведение. Здесь не только происходит знакомство с нашими традициями, героическим прошлым нашего народа, государства, но и с историей малой родины- Нижним Новгородом.

Большую роль в воспитании патриота и гражданина своей страны играют экскурсии. Работа выстраивается в соответствии с возрастом и учебной программой. Так, в 5 классе учащиеся  подробно знакомятся с народными промыслами, посещают музеи и фабрики Городца, Семенова. В освоении этого направления помогает работа кружка «Музейное дело». Его участники готовят тематические выставки в школьном музее: «Юные хранители славы нижегородцев» (о художественных промыслах Нижегородского края), «Детская деревянная игрушка», занявшие первые места в районных и городских смотрах.    В 6 классе, при изучении темы «Возникновение Руси» происходит знакомились с Владимиром и Суздалем, Муромом (Северо-Восточная Русь). В 7 классе осуществляется поездка в Москву, посещение музеев и храмов Московского Кремля, усадьбы Коломенское. 8 класс запомнился ребятам поездкой в Санкт-Петербург. И совсем недавно ученики 10 класса посетили Минск и Хатынь, осваивая тематику, посвященную Великой Отечественной войне.

На уроках исторического краеведения, права, обществознания ребята защищают заранее подготовленные работы, в последующем они являются отправной точкой при написании работ НОУ. Многие учащиеся 10-11 классов выходят на новый уровень – уровень взаимодействия с вузами нашего города и тесного сотрудничества с преподавателями вуза при создании научных исследовательских работ.  Так через систему экскурсий происходит не только знакомство с нашей страной, но и формируется чувство сопричастности с историей своей страны, а многим позволяет определиться с выбором будущей профессии, что способствует в итоге формированию успешности у наших выпускников.

Под руководством учителя истории Осиной Ирины Геннадьевны школьный Музей Боевой Славы, открытый в 2005 году, становится мощным образовательным и воспитательным ресурсом.

Дополнительная образовательная программа «Музейное дело» в рамках музейной педагогики позволяет реализовать следующие задачи: организация научно-поисковой деятельности, формирование детского актива. На базе школьного музея проводится массово-просветительская работа на разных уровнях, устанавливается связь с социумом.   Учащиеся мотивируются к творческой самореализации через различные формы деятельности: оформление выставок, организация экскурсий по музею, оформительская работа, работа с документацией, реставрация старого фонда, помощь классным руководителям в проведении классных мероприятий, участие в районных, городских мероприятиях, конкурсах, семинарах, поисковая работа, связи с социумом, связи с музеями Московского района. Мы организуем краеведческую, экскурсионную и туристическую работу и занимаем первые места в районных и городских смотрах.

             Школьный музей принимает участие в осуществлении мега-проекта г. Ниж-него Новгорода «Мы вместе», который рассчитан на период с 2012 по 2017 г.  и включает в себя участие в таких конкурсах, как: «Умея честно Родине служить», «Мы – первые!», «Юный экскурсовод», «Нижегородская земля – сказочный край, историческая Родина народных художественных промыслов», «Моя семья в истории страны», «Ты – нижегородец».

Работа с учащимися - членами музея строится на основе самоуправления. Из числа участников кружка «Музейное дело» избирается совет музея, создалась «Школа юного экскурсовода»,  которая работает не один год и воспитала не одно поколение  экскурсоводов.  У нас работают экскурсоводами ребята восьмого класса, а начинали они свою деятельность с пятого класса.  За несколько лет они овладели методическими приемами показа, приобрели навыки правильной речи. Работают они всегда с большим желанием и очень ответственно относятся к поручениям. Сложился очень дружный коллектив, неоднократно занимающий призовые места.  

       Кроме организации и проведения тематических выставок, совет музея принимает участие в различных массово-просветительских мероприятиях: помощь классным руководителям в организации тематических классных часов, встречи с интересными людьми, оформление фотовыставок и выставок творческих работ учащихся, сотрудничество со школьной газетой «Переменка».

       На базе музея проводятся различные мероприятия. Например, вручение военных билетов старшеклассникам, Урок мужества. Проводятся ознакомительные экскурсии по музею для учащихся других школ и детских садов, гостей музея, выпускников, учителей-ветеранов, представителей Совета ветеранов. Проводятся занятия районной школы «Юный экскурсовод», ведется обучение руководителей других музеев, в частности, паспортизации фондов, снималась телепередача «Почемучкины и Следопыткины». Такие разнообразные формы работы способствуют  формированию у учащихся уважения к боевому, трудовому, историко-культурному наследию своего района, края, страны.

В школе действует два органа самоуправления: детское объединение «PR- студия ПИНО» и совет старшеклассников «Виктория». Их деятельность высоко отмечена в смотрах школьных объединений, а лидеры – постоянные участники круглых столов по проблемам детских объединений. Наша гордость – учащаяся 10 класса Шашкина Анастасия – возглавляет Совет старшеклассников, член городского совета старшеклассников «Альтернатива», член Координационного совета ассоциаций учащейся молодежи «Единство». Она  является призером художественного конкурса в рамках научно-просветительских программ парка наук и искусства образовательного центра «Сириус», организованного президентом РФ в г. Сочи.

 В рамках деятельности школьных объединений проходят волонтерские акции: «Сирень Победы», «Город-сад», «Красивый школьный двор своими руками», «Праздник с доставкой на дом», «Несем радость в детский мир», «Кукляндия». В процессе тесной работы семьи и школы  ребята вместе с родителями, бабушками и дедушками помогают ветеранам, показывают спектакли для детских садов, выращивают цветы, украшают школьный двор, улицы района и города.

Таким образом, формирование общегражданской позиции происходит не только на уроке, но и во внеклассной, внеурочной деятельности, в деятельности кружков «Музейное дело», «Основы духовно-нравственной культуры народов РФ», «Школьная газета «Переменка», «Юный эколог» и др.

Итак, процесс интеграции основного и дополнительного образования является обязательным условием в формировании модели успешного выпускника, т.к. связан с формированием активной жизненной позицией учащихся, с поиском своего места в жизни. Гражданские ценности представляют собой социальные и морально-правовые ресурсы личности. Именно они – пусковой механизм развития гражданского общества. Именно таким должен быть наш выпускник, которого мы отправляем во взрослую жизнь: инновационным, социализированным, интеллектуально и духовно развитым. Ведь основой развития государства являются энергичные, активные и инновационно мыслящие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Пед.совету «Взаимосвязь основного и дополнительного образования, как обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса»

Презентация демонстрирует материал, который дети изучают на занятиях курса дополнительного образования "Компьютерная графика", творческие работы учащихся....

«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...

«Развитие дзюдо в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся к занятиям физической культурой и спортом, и возможн...

Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.Из опыта работы.

Методическая статья из опыта работы, учреждения , реализующего программы дополнительного образования и средней общеобразовательной школы....

Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.

Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровь...

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДДТ "ОРАНИЕНБАУМ" СО ШКОЛОЙ

В статье описана модель взаимодействия учреждения дополнительного образования с общеобразовательной школой. Раскрыты цели и задачи совместной работы, направления деятельности. Представлен результат ин...

Семинар на базе МБОО ПСОШ им.А.В. Калинина «Интеграция основного и дополнительного образования как один из факторов достижения успешности обучающихся» 2017 год

С 8 по 10 2017 года образование Усть-Донецкого района принимала гостей из столицы нашей Родины. Московские учителя школы №491 приехали на Донскую землю для обмена опыта по вопросу «Интеграц...