Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.
проект на тему
Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.
С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура» предполагаются качественные изменения уровня развития личности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
homenko_artyom_vladimirovich.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое, духовное, психологическое и социальное оздоровление обучающегося - будущего гражданина Российской Федерации
в условиях интеграции основного и дополнительного образования современной образовательной организации.
Хоменко Артём Владимирович,
учитель физической культуры, педагог ОДОД
ГБОУ школы № 69 Калининского района Санкт-Петербурга,
академик МОО «Медународная академия детско-юношеского
туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова»
Система образования в Петербурге — это не застывший, раз и навсегда монолит. Она «дышит», развивается и обновляется. Работа образовательных учреждений - экспериментальных площадок ФГБНУ «ИППД» РАО, яркое тому подтверждение.
Основным идеологическим документом, определяющим облик будущей школы России, стала национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образ новой школы Санкт-Петербурга представлен в стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020».
Основными механизмами воплощения мечты в реальность стали мероприятия, проводимые в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее по тексту - Проект)
Цель проекта: модернизация региональных систем общего образования.
С учётом указанной цели Проекта и педагогическим решением его задач с использованием инноваций в реализации целевых программ: «Здоровье», «Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура» предполагаются качественные изменения уровня развития личности учащихся.
Мы считаем, что школа, как социальный институт, прежде всего, должна уделять большое внимание физическому, духовному, психологическому и социальному оздоровлению личности школьника в условиях интеграции учебно-воспитательного процесса, внеклассной, внешкольной работы с системой дополнительного образования детей – Граждан Российской Федерации.
Если вспомнить историю становления физического воспитания (образования) в России, то необходимо обратиться к трудам П. Ф. Лесгафта. Пётр Францевич отмечал, что для успешного преподавания в школе «необходимо» уравновешивать умственные и физические занятия, распределяя их таким образом, чтобы они действительно служили отдыхом друг другу, поддерживали бодрость и восприимчивость ребёнка. Учёный считал, что «…образование должно дать ребёнку не только умение сознательно разъединять получаемые им ощущения и впечатления, но и умения также сознательно относиться к своим движениям. Как в первом случае ребёнок приучает сосредотачивать своё внимание на явлениях окружающего его мира, так в последнем случае он знакомится с приспособлениями своих органов к движениям и проявлении различных препятствий» (3.с. 237)
Для изучения передового опыта по подготовке учителей гимнастики, летом 1875-1876 гг., П. Ф. Лесгафт по заданию администрации Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга выезжал в Европу. Он посетил Германию, Швецию, Францию, Австрию, Италию, Данию, Голландию и Англию (3, с. 7). Пётр Францевич изучал, как обстоят дела физического воспитания (образования) в учебных заведениях других стран, в том числе, какое количество часов в неделю отводилось физическим упражнениям. Было выяснено, что во Франции учащиеся физическими упражнениями занимались 15-18 часов еженедельно, при 24 часах умственных занятий. В Английских школах занимались 24 часа еженедельно, при 20 часах умственных занятий. Пётр Францевич, в то время, обратил внимание и на хорошие условия для занятий. Он указывал, что в школах крайне заботятся о хороших гигиенических условиях: «так там существуют отдельные помещения для игр, состоящие из комнаты для переодевания, помещения для игры и комнаты для обмывания после игры» (3., с.328). Он также отмечал, что больше всего внимания на физическое образование уделялось в Древней Греции. Необычном являлось то, что в Древней Греции физическое образование было обязательным, а умственное образование было необязательным (3., с.346).
Анализируя вопросы несоответствия высокой умственной деятельности и недостаточной двигательной активности, Пётр Францевич, указывал: «нередко приходиться видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остаётся безнаказанным – оно неизбежно влечёт за собой бессилие внешних проявлений». Учёный считал, что мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике.
О необходимости научиться правильно распределять свою физическую и умственную деятельность научно обосновал в конце XIX века известный во всём мире учёный, выдающийся физиолог Иван Михайлович Сеченов. «Феномен Сеченова» или «феномен активного отдыха» заключаются именно в том, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в процессе пассивного отдыха, а в процессе выполнения движений другими, не утомлёнными частями тела (1).
В настоящее время феномен активного отдыха широко применяется для поддержания высокой умственной и физической работоспособности человека, в том числе и школьников и студентов вузов, где наиболее востребованными формами его реализации являются занятия физической культурой и спортом.
Важнейшей задачей преподавателей кафедры физического воспитания в школе, является оптимизация учебного процесса с учётом обеспечения необходимого для нормального функционирования двигательной активности. Поэтому, кроме обязательных занятий физической культурой в школе, необходимо внедрять разные формы самостоятельных занятий, научно обоснованные виды физической культуры и комплексы упражнений разной направленности, с учётом состояния здоровья школьников, их медицинской группы, пола, возраста и уровня физической подготовленности.
Из опыта 23-летней педагогической деятельности можно вспомнить, что были предприняты попытки использования элементов спортивного ориентирования на уроках физической культуры. На этих уроках воспитанники научились пользоваться компасом, работать со схемами и планшетками, использовать бланки маршруток, а также тщательной рекогносцировки и маркировки, интересных в спортивном отношении и поучительных трасс. Проведение таких уроков требуют от учителя продуманной методики их проведения, включая поведение итогов и оповещение о результатах и достижениях обучающихся.
Длина и сложность трассы (число контрольных пунктов, рельеф, количество препятствий, которые нужно обходить и т. д.) подбирались в зависимости от возраста учеников. Для старших классов при 45-минутном уроке оптимальная длина трассы – 2 км, количество контрольных пунктов (КП) 6 -7, контрольное время на её прохождение 20 минут. Для экономии времени и по другим соображениям учеников запускали на дистанцию командами по 2-3 человека с интервалами в 2 минуты. С первого урока им предлагалось сосредоточивать внимание главным образом на тщательном ориентировании, но тем не менее и на скорости движения. Далее см. (6., с. 64-66).
При реализации образовательных программ внеклассной, внеурочной работы, а затем реализации программ дополнительного образования детей следует продолжение, совершенствование и развитие такой работы в туристкой деятельности обучающихся в интеграции с учебно-воспитательной.
Можно привести пример некоторых организационных и психолого-педагогических особенностей такой работы. При организации её за основу были взяты положения гуманистической психологии, согласно которых туризм является средством оздоровления личности и компенсации неблагоприятных условий жизни человека.
С учётом этих положений занятия с воспитанниками проводились по специально разработанной программе «Содружество», первым разделом которой был раздел «Человековедение», в который были включены темы по изучению проблем здоровья, адаптации, личностного совершенствования и творческой активности. На таких занятиях у детей формировались интеллектуальные навыки, необходимые для выживания в экстремальных условиях, в т. ч. Обеспечение высокого жизненного тонуса за счёт духовной составляющей, разрешение проблем различного уровня. Интеллектуальные игры, проводимые с воспитанниками, способствовали тренировке памяти и внимания.
Второй раздел «Психолого-педагогическое сопровождение детей и взрослых» , который включал получение знаний по социальной и возрастной психологии, конфликтологии, самопознанию и саморегуляции, психодиагностики, педагогической психологии и т.д.
Практическим «выходом» полученных детьми знаний, служили приёмы по самореализации, способствующие управлению тонусом, эмоциями и настроением. Они также упражнялись в устранении мысленных искажений и дипрессий за счёт психологической настройки и самопрограммирования. В итоге этих упражнений у них возникало состояние наивысшей продуктивности.
На занятиях с учащимися по закономерностям группового развития изучались вопросы группового влияния на интеллектуальное и эмоциональное состояние отдельного человека с учётом группового давления, психологического климата и социальной структуры группы.
Важным разделом данной программы было изучение закономерностей спортивной тренировки, включая проблемы гипподинамики и величину необходимой физической нагрузки, способы восстановления организма (массаж, аутотренинг, водные процедуры), приёмы адаптации к экстремальным условиям и т. д.
Школьники также получали знания по основам медицинских знаний (различные виды травм и заболеваний). Научились осуществлять контроль за своим состоянием, способам устранения переутомления. При допуске их к участию в туристских походах, слётах, соревнованиях обязательно учитывались: знание техники безопасности, тактики туризма, включая подготовку к проведению туристских мероприятии. Особое внимание при этом уделялось их снаряжению, питанию, преодолению естественных препятствий, спортивному ориентированию, умению организовывать привалы и ночлеги в естественных условиях.
Выше указанная подготовка детей позволяет им участвовать в реализации образовательных программ по двум специализациям: «Младший инструктор туризма» и «Школьник-экскурсовод»
После такой подготовки, воспитанники активно участвовали в районных, городских однодневных и многодневных туристских походах, слётах; в играх «Зарница»; в конкурсах: «Спортивный Петербург»; в соревнованиях «Школа безопасности» и т. д. За участие, организацию и проведение таких мероприятий они, заслуженно, получали награды, поощрения и ценные подарки.
Такая совместная деятельность администрации образовательного учреждения, учителей-предметников, педагогов ДОД позволили разработать ряд новых образовательных программ, таких как: «Туризм, краеведение и спортивное ориентирование» и т. д.
Поэтому наши дети, их родители и педагоги активно включились в реализацию программ «Международные образовательные ассамблеи», одну из которых можно назвать программу общественной организации образовательных учреждений «Ассоциация «От краеведения к гражданственности» - «Школьные каникулы в Европе», в состав которой входит наша школа.
С помощью участия детей в обзорных экскурсиях, творческих встречах в образовательных учреждениях, музеях, социально-значимых местах; их интерактивной познавательной краеведческой деятельности при изучении краеведческих объектов зарубежья происходят позитивные изменения в развитии личности школьника. Например, в продолжении, проведённой гидом - экскурсоводом обзорной экскурсии с «иллюстрациями» определённой темы, дети и педагоги осуществляют самостоятельную поисковую деятельность в зарубежном пространстве и находят ответы на волнующие их вопросы.
Анализ результатов опроса педагогов, школьников и их родителей, показывает, что участие детей в такой краеведческой деятельности, способствует восприятию и пониманию окружающего его зарубежного образовательного пространства (окружающего его мира), знакомству с иностранными детьми, взрослыми, их образованию и способствует формированию у них гражданственности и толерантного поведения.
В этих поездках педагоги и школьники отмечают, что они не пассивно осматривают достопримечательности, а активно исследуют их, самостоятельно добывая информацию выезжая за пределы своего государства, своей школы, учебного кабинета и становятся соавторами предметных исследований.
Подобные школьные, городские, Российские и Международные образовательные ассамблеи, несомненно, несут в себе функции физического, психологического, духовного и социального оздоровления детей и взрослых. В опросах участников таких путешествий отмечается, что такая познавательная экскурсионная и краеведческая деятельность развивает у ребёнка ответственность, учит его анализировать своё восприятие увиденного и услышанного через чувственную и эмоциональную сферу.
Из наблюдений видно, что испытывая себя в нестандартных ситуациях, школьники приобретают уверенность в собственных силах, осознавая свои права иметь свой взгляд на мир, личные ощущения и переживания. У школьников формируется образовательная мобильность, как не только возможность перемещаться в пространстве, но и как умение учиться в окружающей их культурной среде, с использованием различных источников.
Таким образом, можно сделать вывод, что такие ассамблеи занимают важное место в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей и развивают устойчивые познавательные интересы. При таком виде деятельности дети эмоционально переживают новые открытия, оказываются в ситуации успеха и сопричастности к культурно-историческим и научным событиям и т. п.
Всем известно, что краеведение – это комплекс научных познаний. Проведённые нами исследования показали, что краеведческая деятельность способствует не только развитию детей условной нормы, но и реабилитации детей с девиантным поведением, повышению интеллектуального уровня и развития личности одарённых детей, но также способствует гармонизации отношений детей с окружающим миром, их самоопределению и самореализации.
По возвращению из путешествий, воспитанники проводят мастер-классы, творческие вечера, конкурсы, пишут рефераты и исследовательские работы, снимают фильмы и делают презентации сравнительного анализа России и зарубежья. Это даёт им возможность участвовать в работе городских, районных, школьных семинаров, конференций, ассамблей научно-методической и научно-практической направленности. Как правило, в работах детей, большое внимание уделяется любви к своему Отечеству и их месту в нём.
Яркой иллюстрацией к этому могут быть слова К. Д. Ушинского «Как нет человека без самолюбия – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Если педагоги и их воспитанники будут вместе покорять вершины знаний, умений, навыков в образовательном пространстве через интеграцию основного и дополнительного образования, то нам нестрашны никакие невзгоды и непогоды…
«Учитель – педагог – ученик – родитель» - этот тандем должен работать всегда!
Используемая литература
- Бишаева А. А., Физическая культура: учебник для учрежд. Нач. и сред.проф. образования /А. А. Бишаева - М.: ИЦ «Академия», 2010. – 304 с.
- Евстигнеев Б.Н. Состояние здоровья студентов первого курса медицинского вуза / Б. Н. Евсигнеев, Ю. А. Петров// Физическая культура студентов: Материалы 60-й межвузовской научно-практической конференции. СПб: Изд-во «Олимп-СПб», 2011, С. 214 – 215
- Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения/ Сост. И. Н. Решетень – М.: Педагогика, 1988. – 400 с.
- Сомов Н. И. Самоконтроль спортсмена/ Н. И. Сомов, Ф. Г. Сомова// Основы методики самостоятельных занятий физической культурой и спортом: учеб. Пособие – Екатеринбург: УГТУ, 1996. – С. 3-89
- Чепаков Е. М, укрепление дидактических единиц в теории и практике обучения физической культуре /Е. М. Чепаков//Мир человека: Науч.- практ. Междисциплинарный журнал. – Спбю Изд-во «Вехи», СПбГУСЭ, 2009. – С.185-192
- Хоменко А. В., Шпагин Ю.А. Школьные уроки по спортивному ориентированию. /А. . Хоменко, Ю. А. Шпагин//Физическая культура и формирование здорового образа жизни детей. Материалы 5-й городской научно-практической конференции. СПб. Комитет по образованию Санкт-Петербурга. ЦПИ, 2002 . – С. 64-66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование системы физического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования»
Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся города Тюмени к занятиям физической культурой и спор...
«Развитие дзюдо в условиях интеграции основного и дополнительного образования»
Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся к занятиям физической культурой и спортом, и возможн...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)
Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...
Формирование исследовательской компетенции обучающихся за счёт содержательно-технологической интеграции основного и дополнительного образования
Особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культур...
Проект Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении
ПроектИнтеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении...