Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_62_russkih_o.n.docx | 70.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Русских О.Н., зам. директора по ВР,
учитель биологии МБОУ «СОШ № 62»
Из опыта работы:
Педагогический совет «Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие аспекты, психологическая безопасность образовательной среды школы»
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Здоровье человека- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ). Зачастую, здоровый образ жизни школьника рассматривается как то, односторонне: наличие заболеваний у школьников, профилактика вредных привычек и т.д.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Необходимо привлечь внимание всех участников образовательного процесса к проблемам здорового образа, который бы рассматривался комплексно: правильное питание, режим дня, занятие физкультурой и спортом, прием витаминов, полезные эмоции.
В 2009 году МБОУ «СОШ № 62» разработанная программа «Здоровый ребенок- здоровое общество» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги, педагог-психолог, медицинские работники и технический персонал.
В 2012-2013 уч году в школе был проведен тематический педагогический совет «Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие аспекты, психологическая безопасность образовательной среды школы». Цель: Создание условий для сохранения здоровья обучающихся и восстановления адаптационных возможностей организма ребенка, полноценного физического и психологического развития учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Задачи:
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.
На педагогическом совете были рассмотрение следующие вопросы: понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», требования СанПина, расписание уроков, анализ здоровья учащихся за 3 года, психологические аспекты образовательной среды школьников и т.д.
Факторы здоровья школьника можно разделить на 2 группы:
1 группа- факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, медицинская помощь)
2 группа- управляемые факторы, которые подразумевают использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий
Таким образом, мы- педагоги можем опираться только на факторы-2 группы
Работая, в группах педагоги определили факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:
1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
2) «школьные стрессы»;
3) распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;
4) неправильная организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
5) питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
6) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
7) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
8) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Школьным врачомДулесовой Н.А. проведен анализ состояния здоровья учащихся за 3 года по следующим параметрам: нарушение зрения и осанки, сколиоз, заболевания ЖКТ, количество учащихся, относящихся к основной, подготовительной, специальной группам здоровья (диаграммы1, 2.)
Далее, работая в группах, педагоги составили схему «здоровый образ жизни ребенка», включающий: правильное питание, витаминизация, режим дня, физкультура и спорт, полезные привычки
Выступил Грозин А.Д. ответственный за ЗОЖ, ознакомил присутствующих с темой: «Реализация программы «здоровый ребенок- здоровое общество» в школе № 62. Педагогическим коллективом проводится огромная работа по воспитанию здорового образа жизни детей, используются следующие направления
- организация здоровьесберегающего образовательного процесса
- инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями.
- учебно - воспитательная работа.
- профилактика и коррекция здоровья
- профилактика употребления ПАВ
Опытом работы поделились классные руководители: Варсегова Е.И., Соболева Л.А., Айдуллина С.Н., в классных коллективах которых данное направление реализуется лучше всех.
Школьный психолог Никонова В.В. осветила вопрос «Психологическая безопасность образовательной среды»
Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего
Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно–воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей. Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер.
Решение педагогического совета:
Учителям - предметникам:
1.обязательно включить в физические минутки комплексы, направленные на коррекцию осанки,
2. контролировать расстояние от глаз до текста при чтении и письме;
3. при проведении урока учитывать и планировать разгрузку учебного
материала с целью предупреждения усталости на уроке.
Учителям физической культуры:
включить в разминку комплекс упражнений, направленный на коррекции осанки и предупреждение сколиоза.
Учителям начальных классов:
организовать подвижные переменки, необходимые для соблюдения правильного режима двигательной активности школьников.
Классным руководителям:
Тесно сотрудничать со школьным врачом, анализировать состояние здоровья учащихся курируемого класса
Заведующим кабинетами:
контролировать воздушный режим в течение дня и качество уборки кабинетов, воздушный режим в кабинетах;
Выводы: Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов "Психологическая безопасность образовательного процесса"
Материал моожет быть использован для проведения педагогического совета, семинара учителей....
здоровьесберегающие технологии в коррекционо-образовательном процессе
в статье представлены виды сдоровьесберегающих технологий в процесе лгопедических занятий....
«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»
Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья....
Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»
Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе
Основная цель использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышен...
Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению
Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по...
Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников
Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...