«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»
статья по физкультуре (11 класс)
Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorove.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ново- Ленинская СОШ»
Доклад на заседании ШМО
«Здоровьесберегающие технологии – основа
построения образовательного процесса»
Автор: Шакирова З.Г. учитель физической культуры.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы.
В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
5.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
6.Рациональная организация двигательной активности.
7. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса: От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: Правильная организация урока, использование всех каналов восприятия, Распределение интенсивности умственной деятельности, уместное и правильное применение физкультпауз.
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями: снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни, комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения, технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.
Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию ребенка. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими. Поэтому следует уделить внимание проблемам прав ребенка и дать правильные валеологические знания.
Здоровьесберегающая образовательная технология предполагает такие приёмы :
- сокращение и индивидуализацию учебной нагрузки,
- сокращение и индивидуализацию домашнего задания,
- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,
- повышение мотивации учащихся.
Наряду с этим должны проводиться мониторинги состояния здоровья учащихся, режима дня, мотивов курения, отношения к курению, алкоголю и наркотикам.
Тем не менее, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при консолидации сил педагогов, родителей и общественности.
Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
Список литературы
1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 1982. - 176с.
2. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. - 81с.
3. Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
4. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139с.
5. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. - Минск: Народная асвета, 1996. - 144с.
6. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...
здоровьесберегающие технологии в процессе обучения
выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...
здоровьесберегающие технологии в процессе обучения
выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания химии
Аннотация В статье рассматриваются следующие виды образовательных здоровьесберегающих технологий, и подчёркивается важность их использ...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является ра...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения биологии
выступление на РМО учителей биологии...