Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»
методическая разработка
Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г.Лысково
Утверждена
приказом
№ от
Принята
педагогическим советом
средней школы № 2 г. Лысково
протокол № от г
Программа «Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение»
Возраст детей – с 6,5 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
педагог-психолог Шутова И.Ю.
г.Лысково
2018
Содержание программы:
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Ожидаемые результаты
- Формы и методы работы
- Формы и методы работы
- Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды
- План мероприятий МБОУ средней школы №2 по предотвращению кризисных ситуаций 2018 – 2019 учебный год
- Нормативно-правовое обеспечение психологической безопасности образовательной среды
- Литература
- Приложение 1 «Твоя психологическая безопасность»
Приложение 2 «Как защитить ребенка от интернет-рисков»
Приложение 3 «Родителям о психологической безопасности детей и подростков».
Пояснительная записка
Условием, способствующим развитию психологически здоровой личности, является психологическая безопасность. Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей.
Используемые технологии выполняют ряд функций:
- психологическая профилактика;
- психологическое консультирование;
- психологическая поддержка;
- психологическая реабилитация;
- социально-психологическое обучение.
Психологическая профилактика - создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, возможность отказаться от использования его форм во взаимодействии.
Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.
Психологическая реабилитация - процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.
Социально-психологическое обучение - активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально-психологическую умелость, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психологической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.
В современных условиях системы образования РФ важно изучать и корректировать среду, где происходит обучение детей и подростков, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности. Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.
Цель программы: создание в деятельности школьников психологически безопасной образовательной среды через повышение уровня компетентности педагогов и родителей, создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения
Задачи программы:
- выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в МБОУ средней школе №2;
- отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду училища с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
- выявить механизмы создания психологической безопасности образовательной среды,
- систематическое отслеживание психолого-педагогического климата образовательной среды, динамики психологического развития каждого обучающегося в процессе школьного обучения;
- определить основные понятия и принципы создания психологической безопасности образовательной среды;
- развитие каждого обучающегося;
- повышение психологических компетенций педагогов и родителей;
- оказание необходимой психологической поддержки учащимся, педагогам, родителям;
- разработка рекомендаций, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения;
- снижение уровня тревожности, агрессии вербальной и физической, овладение навыками саморегуляции в стрессовых и конфликтных ситуациях и улучшение взаимопонимания внутри классного коллектива.
- положительная динамика в работе по созданию в деятельности школьников психологически безопасной образовательной среды
Возраст: с 6 лет.
Формы и методы работы:
- Мониторинги, анкетирование, методики, направленные на диагностику педагогов, учащихся и родителей;
- Семинары и конференции для педагогов и родителей;
- Консультации и беседы для родителей;
- Консультации и беседы для учащихся:
- Праздники, концерты, фестивали и дни творчества детей, педагогов и родителей;
Сроки реализации программы: 1 год, программа будет корректироваться, будут вноситься дополнения, новые формы и виды работы
Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды:
- Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (автор И.А. Баева)
- Опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)»
- Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
- Анкета «Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды (Н.П.Бадьина, В.Н.Афтенко)»
- Тест «Изучение мотивационного профиля личности
(Ш. Ричи и П. Мартин)» - Опросник «Диагностика изучения «Психологического климата в коллективе»»
- Тест-опросник «Диагностика мотивации достижения по Ю. М. Орлову»
- Цветовой тест М. Люшера
- Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишникова
- Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой
- «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А.
- «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А.
- «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В.
- Диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Леонтьева
- Модифицированная экспресс-методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
- Методика оценки психологической атмосфе- ры в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
- Тест школьной тревожности Филлипса
План мероприятий МБОУ средней школы №2 по предотвращению кризисных ситуаций
2018 – 2019 учебный год
№ | Мероприятие | Ответственный | Сроки | Отметка о выполнении |
Работа с обучающимися | ||||
1 | Проведение классных часов в 5-х кл. на адаптацию: «Давайте познакомимся!» «Учебная мотивация. Школа Пифагора» | психолог | сентябрь ноябрь | |
2 | Проведение классных часов в 6- х кл. «Мои способности. Оцениваем себя» | психолог | октябрь | |
3 | Проведение классных часов в 7- х кл. «Моя маленькая Вселенная» | психолог | декабрь | |
4 | Проведение классных часов в 10- х кл. «Старшая школа. Что это? Первые впечатления» | психолог | октябрь | |
5 | Сопровождение адаптации пятиклассников: мониторинг эмоционального состояния | психолог | 2-3 нед. октября | |
6 | Волонтёрская работа по сопровождению первоклассников в период адаптации. Группа из 8-х кл. | психолог | 1-3 нед. сентября | |
7 | Исследование школьной тревожности 9-11 кл. | психолог | 1-2 нед ноября | |
8 | Тренинги психологической подготовки к ГИА в 9-х кл. | психолог | осенние каникулы | |
9 | Тренинги психологической подготовки к ГИА в 11 кл. | психолог | осенние каникулы | |
10 | Консультации по профориентации 9-е кл. | администрация, кл. руководители, Центр занятости населения | сентябрь октябрь | |
11 | Мониторинг по выявлению учащихся склонных к употреблению наркотических и психоактивных веществ | ГБОУ ДООЦ НО «Дети против наркотиков», администрация, | 1-2 нед. декабря | |
12 | Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»: Диагностика, психологическая поддержка, развивающие занятия, консультации | психолог | в течение полугодия | |
13 | Тренинги профилактики деструктивных (нарко, табако, алкогольных) зависимостей в 8-х кл. | психолог | в течение декабря | |
14 | Создание базы данных обучающихся групп риска | соц. педагог | сентябрь | |
15 | Посещение уроков с целью наблюдений за обучающимся | психолог | сентябрь-май | |
16 | Разбор конфликтных ситуаций (направление в службу школьной медиации) | психолог | сентябрь-май | |
17 | Проведение психодиагностики по запросу | психолог | сентябрь-май | |
18 | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирования банка данных. Оформление карточек уч-ся. | психолог; | сентябрь - октябрь | |
19 | Изучение психолого-возрастных особенностей учеников младшего школьного возраста: - диагностика уровня адаптации; - личностных особенностей; - психологическая готовность к переходу в среднее звено; - диагностика познавательной сферы; - взаимоотношения со сверстниками. | психолог | в течение года | |
20 | Адаптационное занятие «Знакомство» в 1-х классах | психолог | сентябрь – октябрь | |
21 | Развивающая игра «Внимание=успех!» в 1-х классах | психолог | ноябрь - декабрь | |
22 | Игра на мотивацию «Ссора с Творческим Мышлением» в 3-х классах | психолог | октябрь | |
23 | Ролевая игра «Мои поступки» во 2-х классах | психолог | январь | |
24 | Игра-путешествие «Собираемся в дорогу» в 4-х классах | психолог | январь | |
25 | Диагностическая игра «Готовность перехода в 5 класс» в 4-х классах | психолог | апрель | |
26 | Игра для 7-х классов «Школа здоровья» | соц. педагог | осенние каникулы | |
27 | Игра для 6-х классов «Право имею» | соц. педагог | осенние каникулы | |
28 | Организация обследования жилищно – бытовых условий детей «группы риска» | соц. педагог | октябрь, | |
29 | Составление социального паспорта школы | соц. педагог | сентябрь | |
30 | Заседания совета профилактики | соц. педагог | 2 раза в месяц | |
31 | Учет правонарушений | соц. педагог | в течение года | |
32 | Программа «Здоровое дыхание» | соц. педагог | декабрь - апрель | |
33 | Анкетирование подростков 9 – 11 классов «Насколько ты толерантный?» | соц. педагог; | октябрь | |
Работы с родителями | ||||
1 | Родительское собрание в 5-х кл. «Адаптация пятиклассников. Условия, требования, рекомендации» | психолог | октябрь | |
2 | Индивидуальные консультации родителям учащихся «группы риска» | психолог; | в течение года | |
3 | Разработка рекомендаций для родителей по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания | психолог | в течение года | |
4 | Разработка памяток для родителей и педагогов «О здоровой и радостной жизни!» | психолог | октябрь - декабрь | |
5 | Родительское собрание «Нравственные законы семьи» | кл. руководители | ноябрь | |
6 | Родительское собрание «Разговор на трудную тему» (профилактика вредных привычек) | кл. руководители | март | |
7 | Родительское собрание «Влияние внутрисемейных отношений на состояние ребенка» | кл. руководители | март | |
8 | Родительское собрание «Что могут сделать родители для безопасности ребенка? Здоровый образ жизни на примере родителей» | кл. руководители | март | |
9 | Родительское собрание «Переходный возраст. Агрессия, ее причины и последствия» | кл. руководители | декабрь | |
10 | Родительское собрание «Профилактика зависимостей. Как обезопасить своего ребенка» | кл. руководители | декабрь | |
11 | Родительское собрание «О родительском авторитете. Нравственные уроки семьи» | кл. руководители | март | |
12 | Родительское собрание «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых» | кл. руководители | апрель | |
13 | Родительское собрание «Характер моего ребенка. Конфликты с собственным ребенком и пути их решения» | кл. руководители | март | |
14 | Родительское собрание «Адаптация в 1 классе» | психолог | октябрь | |
Работа с педагогами | ||||
1 | Семинар для учителей 5-х кл. «Адаптация 5 кл. Преемственность, единство требований, учёт возрастных особенностей» | психолог | 3-нед. октября | |
2 | Индивидуальные консультации учителям учащихся «группы риска» | психолог; | в течение года | |
3 | Семинар для учителей 1-4-х классов «Травли.нет» | психолог | декабрь |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основ- ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федерального закона от 27 июня 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р
«Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р
- «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» (вместе с «Планом меро- приятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилакти- ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р
«О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоу- потребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».
ВЕДОМСТВЕННыЕ И ИНСТРУКТИВНыЕ ДОКУМЕНТы
- Приказ Минкомсвязи России от 10 апреля 2013 г. № 81 «Об утверждении Админи- стративного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законода- тельства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
- Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2014 г. № ДЛ-115/03 «О направлении ме- тодических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам ин- формации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здо- ровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»,
«Рекомендациями по организации системы ограничения в образовательных органи- зациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не со- ответствующей задачам образования»).
- Приказ Минкомсвязи России от 16 июня 2014 г. № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппа- ратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
- Приказ Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профи- лактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы».
- Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенство- вании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
- Письмо Минобрнауки России от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методи- ческих рекомендаций по профилактике суицида».
Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. № 07-7453 «О направлении мето- дических рекомендаций по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различ- ных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольче- скую и волонтерскую деятельность».
Литература:
- Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб., 2006.
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе/И.А.Баева. – СПб.: Речь,2002.-251с.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 86 с.
- Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. – М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.
- Кабаченко Т.С. Методы воздействия и психология безопасности./ Психологическая газета: Мы и Мир». – 2001.- №2.
- .Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
- .Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография/ В.Н. Мошкин. – Барнаул: Изд-во БГПУ,2002.-315с.
- .Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно- технологической среды//Педагогика.-2005.-№10.-С.18-26.
- . Орлов А. Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995
- .Работа управления образования по обеспечению безопасных условий для обучающихся и воспитанников /Г.А. Старцев, Л.А. Черкашина, Н.А. Склянова
- .Романова И.Е. Психологическая безопасность учащихся в образовательном процессе/ И.Е.Романова//Право и образование.-2004.-
- №4.-С.43-53.
- .Рубцов В. В., Забродин Ю. М. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности // Безопасность образовательной среды / Сборник статей (в 2-х частях). Часть II. М., 2008.
- .Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж: Образование, 1996. 220 с.
- .Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М.: Педагогика, 1997.216 с.
- 25. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры Новые ценности образования: культур
- .Современные принципы и методы обеспечения безопасности образовательного пространства: Материалы Всероссийской научно- практической конференции, 26-27 марта 2003 г.- Новосибирск,2003.-134с.
- .Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. – Пермь: Уральский ГУ,2005.
- .Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Речь, 2001. 235 с.
- .Шаляпина Т.А. Проблема успешности учащихся и учителей: попытка анализа и осмысления Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Союз, 2001. 259 с.
- Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная часть историко-педагогического понимания категории
- «образовательная среда» Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь, 2001. 313 с.
- Янин А.А., Шелегин Н.Н. Безопасные условия в образовательной среде – основа сохранения здоровья школьников// Съезд работников образования Новосибирской области -2005 [Электронный ресурс].- Новосибирск: НИПКиПРО,2005.- http://www.websib.ru/congress/index.html.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения
Определние , требования, модель,основные положения психологической безопасности...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Проект «Формирование психологически безопасной образовательной среды в МБОУ «Перенская средняя школа»
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становит...
Программа конференции ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА...