Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению
методическая разработка по технологии

Волкова Наталья Владимировна

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровье сберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx1023.34 КБ

Предварительный просмотр:

РМЦ ГКОУ «Богордская школа №8»

Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению

G:\швейная\IMG_1242.JPG


Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – обучающийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение.
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье обучающихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы обучающихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у обучающихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. До урока при необходимости – проветрить помещение.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учеников к использованию различных способов решения. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке.

Осуществление организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно даже старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья обучающихся.

Важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2) горизонтальное вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Также полезны упражнения на релаксацию. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

C:\Users\Галина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20210128_140124.jpg

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки («Вверх рука и вниз рука») и дыхательная гимнастика.

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой . При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев связаны с мозгом.

На уроках технологии прежде всего создаются условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

- время трудоспособности, утомляемости обучающихся;

- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

- физкультминутки.

2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

- воздушно-тепловой режим;

- световой режим;

- режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формируется здоровый образ жизни.

На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стенах и потолке. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.

В швейной мастерской  воздушно- тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

G:\швейная\IMG_1245.JPG

Учитель профессионально-трудового обучения  

высшей квалификационной категории

Волкова Наталья Владимировна

Ноябрь  2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современный урок: эффективная организация образовательного процесса - активные методы обучения".

Активные методы обучения  позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и  осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество ...

здоровьесберегающие технологии в коррекционо-образовательном процессе

в статье представлены виды сдоровьесберегающих технологий в процесе лгопедических занятий....

Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знан...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ.

в материале показан способ организации образовательного и воспитательного процесса  в хореографии...

«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»

Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья....

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе

Основная  цель использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышен...

Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Про...