Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников
методическая разработка по психологии

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности .

 

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому школа должна стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством. Психологическое здоровье является основой жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ своего «Я». Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве.

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:

 

Качество межличностных отношений. Комфортность образовательной среды. Защищенность от психологического насилия. Удовлетворенность образовательной средой.

 

 Качество межличностных отношений раскрывается через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность).

 

Защищенность в образовательной среде рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства.

 

Комфортность в образовательной среде рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде школы.

 

Удовлетворенность образовательной средой анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей.

 

Психологическое здоровье младших школьников напрямую связано с успешностью или неуспешностью в учебной деятельности. Длительное пребывание ребенка в ситуации учебной неудачи могут привести к ожиданию неудач (сценарий «неудачника»), способствовать формированию повышенной тревожности, невротических социальных страхов, снижению самооценки.

 

Качество образования во многом зависит от того как ребенок относится к учению, хочет ли он идти в школу. Только с положительным отношением к школе можно добиться хороших результатов в учении.

С целью изучения мотивации к учебной деятельности среди 1–4 классах может использоваться методика «Градусник». Методика позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно — 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он называет учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета.

По результатам проведенной нами диагностики самым благоприятным предметом является математика, на втором месте — музыка и физкультура, английский язык, затем окружающий мир, литературное чтение, технология и изобразительное искусство; русский язык занимает последнее место.

Сравнивая эти показатели со средним значением качества обученности по предметам можно заметить, что предмет русский язык имеет качество обученности сравнительно ниже других предметов. Это говорит о том, что на уроке русского языка ребята чувствуют себя тревожно, у них не все получается, скорее всего, это связано с высокими требованиями к изучению предмета.

В ходе диагностики ребята поместили на последние места такие предметы как изобразительное искусство, технология, физическая культура, но при этом качество обученности по этим предметам остается высоким. Исходя из специфики предмета, отметка выставляется с учетом творческих или физических способностей, поэтому качество обученности может отличаться от психологического состояния ребенка на уроке.

Следует обратить внимание и на другие закономерности. Психологическое здоровье младших школьников напрямую связано с успешностью или неуспешностью в учебной деятельности. Длительное пребывание ребенка в ситуации учебной неудачи, субъективное ощущение неподконтрольности результата, могут привести к ожиданию неудач (сценарий «неудачника»), способствовать формированию повышенной тревожности, невротических социальных страхов, снижению самооценки.

Исследование отношения учащихся начальной школы к учению проходило с помощью методики «Беседа о школе» Т. А. Нежновой, которая показала, что у 90 % учащихся сформировано положительное отношение к школе и учению,10 % показали нейтральное отношение. Качество образования во многом зависит от того как ребенок относится к учению, хочет ли он идти в школу. Только с положительным отношением к школе можно добиться хороших результатов в учении.

Еще одним компонентом психологической безопасности является защищенность от психологического насилия, которая определяется уровнем тревожности и напряженности на уроке, уровнем самооценки ребенка.

Уровень тревожности и напряженности учащихся начальной школы на уроке помог определить тест школьной тревожности Филлипса, целью которого является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Результаты проведенных нами исследований показали, что у 18 % детей на уроках проявляется тревожное, напряженное состояние. В ходе диагностики выявлено, что это состояние в большей степени связано с общей тревожностью в школе, страха самовыражения, переживаниями социального стресса, что характерно для первоклассников, которые принимают на себя новую социальную роль школьника.

По мнению И. А. Баевой моделирование психологической безопасности образовательной среды должно исходить из следующих принципов: принцип опоры на развивающее образование; принцип психологической защиты личности; помощь в формировании социально-психологической умелости.

Основными методически-организационными условиями осуществления сопровождения участников образовательного процесса в контексте психологической безопасности являются следующие:

Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

Программа психологического сопровождения для каждого субъекта учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.

В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.

В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.

 Литература: Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды // Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. СПб.: Питер, 2010. 416 с. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И. А. Баевой, О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obespeenie_psihologieskoy_bezopasnosti.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические условие

школьной образовательной среды

                                                             МБОУ КСОШ № 1

                                              Учитель

                                                    Авагян Э. В.


Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому школа должна стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством. Психологическое здоровье является основой жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ своего «Я». Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве.

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:

Качество межличностных отношений. Комфортность образовательной среды. Защищенность от психологического насилия. Удовлетворенность образовательной средой.

 Качество межличностных отношений раскрывается через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность).

Защищенность в образовательной среде рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства.

Комфортность в образовательной среде рассматривается через оценку эмоций и чувств и доминирующие переживания в процессе взаимодействия взрослых и детей в образовательной среде школы.

Удовлетворенность образовательной средой анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей.

Психологическое здоровье младших школьников напрямую связано с успешностью или неуспешностью в учебной деятельности. Длительное пребывание ребенка в ситуации учебной неудачи могут привести к ожиданию неудач (сценарий «неудачника»), способствовать формированию повышенной тревожности, невротических социальных страхов, снижению самооценки.

Качество образования во многом зависит от того как ребенок относится к учению, хочет ли он идти в школу. Только с положительным отношением к школе можно добиться хороших результатов в учении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников

Здоровьесберегающее пространство школы - это территория грамотной, комплексной и неустойчивой заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого....

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и...

Презентация для педагогов "Психологическая безопасность образовательного процесса"

Материал моожет быть использован для проведения педагогического совета, семинара учителей....

Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знан...

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников.

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...

"Обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательной среде как условие сохранения и укрепления психологического здоровья"

В материале представлены основные механизмы и направления психолого-педагогического сопровождения оразовательного процесса, способствующие созданию психологической безопасности в образовательной ...