Программа деятельности «Школы молодого педагога» в период профессионально - личностной адаптации
методическая разработка на тему
Мы предлагаем проект программы деятельности «Школы молодого педагога», рассчитанной на 2года.
Цель программы: оказание помощи начинающим учителям в профессионально-личностной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_molodogo_pedagoga1.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области кадетская школа - интернат
«Свердловский кадетский корпус
имени капитана 1 ранга М.В. Банных»
Программа деятельности
«Школы молодого педагога» в период профессионально - личностной
адаптации
Автор: Гариева Т.В.
Учитель русского языка и литературы, руководитель методического объединения учителей образовательной области «Филология»
Проектная часть.
Мы предлагаем проект программы деятельности «Школы молодого педагога», рассчитанной на 2года.
Цель программы: оказание помощи начинающим учителям в профессионально-личностной адаптации.
Задачи:
- Реализация гуманистических ценностей, приоритетов молодого педагога путем интеграции психологической, педагогической, специальной, методической информации о процессе обучения и воспитания школьников.
- Формирование потребности в непрерывном самообразовании.
- Предупреждение типичных ошибок, противоречий, затруднений в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления.
- Оказание помощи в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта.
В основе программы деятельности «Школы...» лежит принцип поэтапного развития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю - это предварительная работа с ним.
Такая помощь носит:
- предварительно-профилактический характер с охватом всей группы молодых учителей;
- индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;
- курирующий характер процесса деятельности молодого учителя. (за каждым молодым педагогом закреплен учитель - стажист).
Для более успешной и эффективной работы «Школы...» привлекаются опытные педагоги, администраторы, методисты, психологи.
Молодые учителя являются участниками «Школы...» в течение 2 лет.
Такова продолжительность адаптационного периода. Почему мы ограничились такими временными рамками?
Молодые педагоги приходят к нам с разным багажом приобретенных в высших, средне - специальных учебных заведениях знаний, с различным уровнем практических умений и навыков. Со свойственной только ему психологией. Поэтому некоторым достаточно одного года, чтобы все понять, принять, т.е. «плавно войти» в профессионально-педагогическую деятельность. А другим и десяти лет недостаточно, чтобы почувствовать в себе педагога-профессионала. Поэтому мы ограничились двумя годами, считая это достаточным для адаптационного периода. Тем более раньше (примерно 10 лет назад) молодой специалист должен был отработать по распределению в ОУ 3 года.
Занятия в «Школе молодого педагога» проходят в разнообразной форме:
- лекции
- семинары
- индивидуальные консультации, открытые рабочие уроки (взаимопосещение)
- открытые уроки молодых педагогов для администрации «Школы...», наставников;
- тесты и тренинговые задания.
Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для последующей. Продолжительность и интенсивность занятий варьируется в зависимости от потребностей молодых специалистов (в среднем продолжительность каждого занятия-1 час).
Программа деятельности «Школы...» включает семь направлений:
- Нормативно правовое обеспечение образовательного процесса. Любая деятельность базируется на знаниях нормативно - правовых документов. Развивающая среда, смена ориентиров в сфере образования, модернизация системы образования в Российской Федерации поставили педагогов перед необходимостью изучения основных нормативно - правовых документов.
- Проектирование (образовательный процесс, методическое обеспечение, контрольно - измерительные материалы). Педагог призван решать не инструктивно – информационные задачи, а исследовательские, прогностические и проектировочные. Он не должен транслировать информацию, а должен уметь проектировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
- Ознакомление с современными педагогическими технологиями. Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель не только знает педагогические технологии (особенности, содержание), но разумно использует элементы их, учитывая индивидуальные особенности детей.
- Диагностика педагогического процесса. Владением методами диагностики помогает организации образовательного процесса, является составной частью работы с учащимися и педагогами.
- Психологические основы обучения. Знание психологии поможет успешному вхождению учителя в коллектив, решать межличностные проблемы, формированию психологического контакта с учениками и их родителями.
- Организация обмена опытом. Выявление творчески работающих учителей, повышение эффективности обучения.
- Аттестация педагогических кадров. Реализация этой части программы предусматривает изучение основных этапов прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками с целью повышения своей квалификации.
Материалы об аналитической и проектировочной деятельности педагога взяты с курсов повышения квалификации по ОП «Аналитическая и проектировочная деятельность учителя», (автор: Надеева Анна Павловна, преподаватель кафедры исторического и социально-гуманитарного образования ИРРО).
Программа деятельности
«Школы молодого педагога»
Первый год обучения.
№ | Целевая установка | Содержательная часть занятия | Лекции | Семинар | Индивидуальные консультации |
1. | Познакомить с программой деятельности «Школы». Смотивировать на активное участие в работе «Школы»... | Введение. Цели и задачи программы деятельности «Школы...», прогнозируемый результат, формы отчетности. Наставничество. (назначение наставников). | 1. | ||
2-3 | Детальное изучение нормативно-п равовых документов. | Концептуальные и нормативно-правовые документы в сфере образования как основание для целеполагания, прогнозирования результатов, проектирования и анализа педагогической активности. | 1. | 1. (тест и тренинговые задания) | |
4-5 | Знакомство с видами учебных планов, формирование умений и навыков в составлении тематического планирования и поурочных планов. | Планирование (тематическое, поурочное), виды учебных планов. | 2. | 1. Тематическое планирование по предмету. | |
6-7 | Проектирование рабочей программы. | Рабочая программа педагога (методика написания, структура составления). | 1. | 1. Составление рабочих программ по предмету | |
8-9 | Правильное, грамотное ведение школьной документации. | Школьная документация в работе учителя (классные журналы, личные дела учащихся, отчеты родительских собраний, план воспитательной работы, индивидуальный план работы с отдельными учащимися.) | 1. | 1. План воспитательной работы, индивидуальный план работы с учащимися. | |
10 | Повысить эффективность урока и вооружить молодого педагога технологией подготовки современного урока. | Методические основы урока как основной формы организации учебного процесса. Методические требования к современному уроку. | 1. | Взаимопосещение уроков. | |
11. | Расширение обще педагогических и психологических знаний об учащихся с целью совершенствования методов и форм обучения и воспитания. | Подходы к проектированию урока на основе психолого-педагогических особенностей учащихся. | 1. | ||
12. | Повышение эффективности обучения | Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы. | 1. | Открытые уроки молодых педагогов. | |
13. | Подведение итогов работы «Школы» за текущий первый год обучения | Круглый стол: противоречия и проблемы своей педагогической деятельности. Отчет молодых специалистов. | 1. Тестирование, анкетирование. |
Второй год обучения.
№ | Целевая установка | Содержательная часть занятия | Лекции | Семинар | Индивидуальные консультации |
1. | Знакомство с современными школьными технологиями, грамотное применение их в педа1 отческой практике. | Современные школьные технологии. | 1. | ||
2-3 | Оказание помощи в осознанном выборе и целенаправленном освоении учебно-методической литературы по предмету. | Создание учебно-методического комплекса учителя (отбор материала, видов практических работ, активных методов и диагностических форм обучения, оборудование учебного кабинета, систематизация учебно-методической литературы). | 1. | 1. Учебно-методический комплект по предмету для определенной параллели с обоснованием своего выбора. | |
4-5 | Формирование умения анализировать свою педагогическую деятельность. | Аналитическая деятельность педагога. Алгоритм аналитической деятельности. Виды анализа. Объекты и предметы педагогического анализа. | 1. | 1. Анализ качества учебных достижений по предмету, выявление противоречий и проблем своей педагогической деятельности на основе результатов анализа. | |
6-7 | Формирование умения анализировать урок, выполнять самоанализ. | Анализ урока. Виды анализа. Самоанализ. (Как анализировать свой собственный урок). | 1. | 1. Анализ урока. Самоанализ. | |
8 | Знакомство с проектировочной деятельностью педагога. | Проектировочная деятельность учителя. Алгоритм проектировочной деятельности. Объекты и предметы педагогического проектирования. Виды проектов и требования к ним. Взаимосвязь аналитической и проектировочной деятельности. | 1. | ||
9-10 | Формирование умения проектировать образовательный процесс и элементы образовательного процесса с учетом конкретной ситуации. | Проектировочная работа как жанр исследовательской деятельности. Структура проектировочной работы. | 1. | 1. Проект по реализации педагогической идеи в образовательном процессе. | |
11. | Познакомить с порядком и аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений. | Аттестация педагогических кадров. Цель, задачи, порядок работы школьной аттестационной комиссии. | 1. | ||
12. | Выявление противоречий и проблем в педагогической деятельности, поиск путей решения их. | Самодиагностика (анализ собственных проблем в профессиональной деятельности). Самоконтроль и самооценка; обобщение собственного опыта работы и соотнесение его с опытом других. | 1. | ||
13. | Самоутверждение. Выявление наиболее одаренных и талантливых педагогов. | Творческий отчет «Молодость . мастерство». | 1. Открытые уроки. |
Практическая часть занятий.
- Тесты и тренинговые задания (материалы взяты в книге В.П. Сергеевой «Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях». М.,2002).
- Тематическое планирование по предмету.
- Рабочая программа по предмету.
- План воспитательной работы, индивидуальный план работы с отдельной группой учащихся.
- Тестирование, анкетирование (см. приложения №1,2,3,4,5 -Материалы взяты из книги В.А. Беловой «Организация работы школьной аттестационной комиссии». М, 2004)
- Учебно-методический комплект по предмету для определенной параллели с обоснованием своего выбора.
- Анализ качества учебных достижений учащихся по предмету. Выявление противоречий и проблем своей педагогической деятельности на основе результатов анализа.
- Анализ урока. (См. приложение №6-Материалы взяты из книги В. А. Беловой «Организация работы школьной аттестационной комиссии.» М.,2004.).
- Самоанализ урока (см. приложение №7,8).
- Открытый урок (см. приложение №9-Материалы взяты из
журнала «Завуч».-1999-№2-с.94-97). - Проект по реализации педагогической идеи в
образовательном процессе.
Мониторинг профессиональной компетентности молодого педагога.
«Мониторинг (лат. monitor-тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring-осуществление контроля, слежения) - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это современное средство контроля с целью диагностики, которая позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс»1
Цель мониторинга обеспечение эффективности
информационного отражения состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.
Задачи мониторинга -
1 .Непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса в учреждении.
2. Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, вызывающих их.
3.Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
4.Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.
5.Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
Объекты мониторинга - класс, учитель, учащийся, отдельные направления образовательного процесса.
Объектом нашего мониторинга является профессиональная компетентность молодого педагога. Для определения уровня профессиональной компетентности мы выделяем следующие критерии:
1 .социально - профессиональная компетентность;
- предметно - профессиональная компетентность;
- профессионально - рефлексивная компетентность.
За основу взяты материалы из рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации для установления разрядов оплаты труда по ETC, приказ МОРФ от 14.12.95гг. №622/1646.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
Мониторинг не является делом одной администрации. К нему мы привлекаем опытных преподавателей (наставников), делегируем учителям проведение диагностики. В конце года планируем создавать базу данных. Создание такой базы данных -необходимое условие для глубокого анализа, основанием для прогнозирования дальнейшего развития.
Критерии | Показатели | Методы исследования, получения информации. |
1.Социально - профессиональная компетентность | 1.Знание нормативно - правовых документов; 2.умение учитывать психологические особенности учащегося при отборе содержания, методов и форм обучения; 3. применение в практической деятельности современных образовательных технологий, элементов технологий педагогики развития личности. | Тестирование Анкетирование Наблюдение Тренинги |
2.Прсдметно - профессиональная компетентность. | 1.Умение планировать учебную деятельность по предмету; (рабочая программа, поурочное планирование) 2.уровень облученности детей; 3.уровень качества образования; 4.овладение методологией творческой деятельности; 5 .учебно-методическое обеспечение педагогической деятельности. | Тематическое и поурочное планирование, рабочая программа среды знаний входная диагностика учащегося учебно-методический комплект по предмету. |
3.Профессионально- рефлексивная компетентность | 1. Способность к саморазвитию и самооценке; 2.умение анализировать и проектировать свою деятельность; 3.разрабатывать мониторинг качества учебных достижений и результатов педагогической деятельности. | Урок входная диагностика Мониторинг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2014-2016 г.г.
Данная рабочая праграмма включает КТП по всем классам (1-4, 5-9, 10-11 классы), контрольно-измерительный материал....
Занятие с молодыми педагогами. Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов»
Данное занятие проводилось в рамках "Школы молодого специалиста"....
Молодые педагоги - новые лидеры профессионального образования
Презентация, подготовленная к выступлению на заседании методического совета колледжа "Школа молодого специалиста"...
Работа педагога-психолога по профессионально-личностному самоопределению учащихся 7-х классов
Внеурочная деятельность "Професстонально-личностное самоопределение учащихся 7-х классов, описание работы, занятия....
Программа наставничества над молодым педагогом
ПРограмма наставничества над молодым педагогом...
Программа работы с молодым педагогом
Я являюсь настаником молодого педагога - моей бывшей ученицы, сегодня - учителя истории нашей школы. Создала программу работы с молодым педагогом.В ходе выполнения программы будут созданы услови...
Программа методической мастерской "Молодой педагог как ресурс инновационного развития образовательного учреждения"
Программа методической мастерской:Дата проведения: 27 января 2022 годаВремя проведения: 15.00 – 16.30Место проведения: Когалым, МАОУ СОШ №1 (ул. Набережная, 55-А)...