Программа наставничества над молодым педагогом
рабочая программа по математике

ПРограмма наставничества над молодым педагогом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

                   «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Красноармейска

                                                                                                          Утверждаю

                                                                              Директор МБОУ «СОШ № 3»

                                                                             _________   И.В.Барабанова    

                                                                            «_____» ____________ 2021  г.      

                                        Программа  наставничества

                                       над молодым специалистом

                                         на 2021-2022 учебный год

                                                                                   

                                                                                      Разработали учителя математики:

Н.М.Бышкина

О.И.Ложкина

                                                                                   

                                                                                     МБОУ «СОШ № 3

 г.Красноармейска»

Саратовской обл.

г.Красноармейск

 2021

                             Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: Ложкина Ольга Ивановна

Специальность:  учитель математики

Место работы:  МБОУ «СОШ № 3» г. Красноармейск

Педагогический стаж: 34 г.

Квалификационная категория: соответствие

                           Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: Новикова Оксана Алексеевна

Специальность:  учитель начальных классов

Место работы:  МОУ «СОШ № 3» г. Красноармейск

Стаж работы:  2 г.

Квалификационная категория: без категории

                                           Пояснительная записка.

В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической  помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации.

Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предмету.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по  самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.

Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом  рабочих учебных программ по предмету, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

2.Предупредительный контроль (проводится в  течение первого года работы).

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

   Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.

Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.

5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.

10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.

                             План работы по организации наставничества.

План наставничества за I четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Сентябрь- октябрь

1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы.

07.09.2021

Проведён инструктаж

2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся.

04.09.2021

Проведён инструктаж.

Практическое занятие.

3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы.

03.09.2021-10.09.2021

Практическое занятие.

4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

13.09.2021

Выбрана тема: «»

5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя»

16.10.2021

Выявлены затруднения в работе.

6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

08.10.21- 20.10.21

Обмен опытом.

7.Проектирование содержания родительского собрания.

14..10.2021

Практическое занятие.

8.Обучение по составлению отчётности по окончанию четверти.

21.10.2021

Практическое занятие.

План наставничества за II четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Ноябрь-декабрь

1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога.

06.11.2021

Беседа с молодым специалистом.

2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

16.11.2021 23.11.2021

Практическое занятие. Анализ урока.

3. «Современный урок: структура и конструирование».

02.12.2021

Консультация – практикум.

4. Воспитательная деятельность. методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

В течение четверти

Практическое занятие.

5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

11.12.2021-17.12.2021

Практикум. Анализ урока.

6.Организация работы в ГИС  «Электронное образование»

В течении четверти

Систематическое заполнение д/з и выставление текущих отметок.

7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

20.12.2021

Консультация-практикум.

8.Тренинг «Учусь строить отношения»

25.12. 2021

Тренинг. Анализ педагогических ситуаций.

                                     План наставничества за III четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Январь-март

1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

22.01.2022

Собеседование

2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа)

05.02.2022

Самоанализ одного из своих уроков.

3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся.

13.02..2022

Собеседование. Консультация.

4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

17.02.2022

27.02. 2022

Выявление затруднений. Консультация.

5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки.

05.03.2022

Практическое занятие

6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся

12.03.2022

Практическое занятие

7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся

15.03.2022

Собеседование

8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций»

21.03.2022

Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций.

9.Методика проведения внеклассного мероприятия.

22.03.2022

Консультация-практикум.

                                   План наставничества за IV четверть

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат

Апрель-май

1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

07.04.2022

Собеседование, консультация.

2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе»

15.04.2022

Анкетирование. Выявление затруднений.

3. Выступление по теме самообразования на ШМО

14.05.2022

Анализ своей работы по теме самообразования

4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста.

Апрель – май 2022

Практическое занятие.

5.Изучение  КИМ к промежуточной аттестации

 Май 2022.

Изучение КИМ.

6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня»

20.05.2022

Анкетирование, оценивание.

7.Правила заполнения «Личного дела учащегося»

23.05.2022

Консультация-практикум.

5. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год»

24.05.2022

Рейтинговая оценка

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы  учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.

3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности «Школы молодого педагога» в период профессионально - личностной адаптации

Мы предлагаем проект программы деятельности «Школы молодого педагога», рассчитанной на 2года.Цель программы: оказание помощи начинающим учителям в профессионально-личностной адаптации....

Программа наставничества над молодым специалистом

Программа наставничества над молодым специалистом...

Программа работы с молодым педагогом

Я являюсь настаником молодого педагога - моей бывшей ученицы, сегодня - учителя истории нашей школы.  Создала программу работы с молодым педагогом.В ходе выполнения программы будут созданы услови...

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА профессионального становления молодого педагога

1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу.2. Стимулировать повышение теоретического и практического          уровня...

Программа методической мастерской "Молодой педагог как ресурс инновационного развития образовательного учреждения"

Программа методической мастерской:Дата проведения: 27 января 2022 годаВремя проведения: 15.00 – 16.30Место проведения: Когалым, МАОУ СОШ №1 (ул. Набережная, 55-А)...

Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...

Программа «Наставничество» Профессиональное становление молодого педагога на начальном этапе работы в школе

Современная система образования предъявляет особые требования к учителю, т.к. он призван обеспечить эмоциональное, социальное и психологическое становление личности обучающегося. Но это по силам тольк...