Работа педагога-психолога по профессионально-личностному самоопределению учащихся 7-х классов
статья по психологии (7 класс)
Внеурочная деятельность "Професстонально-личностное самоопределение учащихся 7-х классов, описание работы, занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятия ВУД и тестирование на выявление профессиональных предпочтений. | 23.86 КБ |
занятие по Внеурочной деятельности | 31.78 КБ |
занятие по внеурочной деятельности | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессионально-личностного самоопределения учащихся седьмых классов в работе педагога-психолога.
Выбор профессии — наиболее важное решение, к которому необходимо готовиться в подростковом возрасте. Анализ бесед с несовершеннолетними свидетельствует, что многие подростки имеют недостаточное представление о конкретных особенностях каждого вида профессиональной деятельности и не всегда учитывают свои интересы и склонности, индивидуальные особенности личности и темперамента выбирая профессию. В подростковом возрасте не развита внутренняя готовность к профессиональному самоопределению, семиклассники практически не задумываются о профессионально-важных качествах личности, у них не развит навык построения своего личностного и профессионального развития.
Для развития профессионального самоопределения педагог-психолог проводит с семиклассниками следующую работу:
1. По разработанной программе внеурочной деятельности «Профессионально-личностное самоопределение» для учащихся 7-х классов проводит занятия в течение учебного года.
Данная программа позволяет подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального и личностного самоопределения.
2. В апреле каждого учебного года педагог-психолог во всей параллели 7-х классов проводит тестирование по программе «Профиль» с целью определения профессиональной направленности учащихся.
Педагог-психолог знакомит всех учащихся 7-х классов с результатами тестирования, высылает эти результаты каждому классному руководителю седьмых классов и информирует о полученных результатах родителей семиклассников на родительских собраниях в апреле-мае. По запросу педагог-психолог проводит и индивидуальные консультации по результатам тестирования для родителей и учеников.
Эта работа актуальна еще и потому, что в нашей школе с восьмого класса начинается профильное обучение.
Проведенная педагогом-психологом в течение учебного года работа по развитию профессионально-личностного самоопределения и определения профессиональной направленности каждого семиклассника дает возможность ученикам и родителям на семейном совете, учитывая результаты тестирования профессиональной направленности, осознанно определиться с выбором профильного обучения в восьмом классе.
Предварительный просмотр:
ВУД: Профессионально-личностное самоопределение (7-е классы)
“Начало – более чем половина всего”.
Аристотель.
“Время и случай ничего не могут сделать для тех,
кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.
Тема: Профессия, специальность, специализация.
Цель: Изучить историю происхождения профессий.
Задачи: 1.Познакомить с основными понятиями: «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».
2. Развивать способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
3. Развивать интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
Оборудование: Мультимедиа, флипчарт, маркеры.
План встречи:
- Вступление
- Краткая история происхождения профессий.
- Этапы развития общества и производства. Способы разделения труда.
- Работа с основными понятиями: «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».
- Задания
- Рефлексия
1. Вступление
Выбор профессии - Ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится профессиональная карьера. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в своем решении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно.
Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей
Попробуем с Вами разобраться в истории развития профессий.
2. Краткая история происхождения профессий
В глубокой древности никаких профессий не существовало и не возникало проблемы выбора. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому все делать: добывать пищу, огонь, шить одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда.
Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность.
Постоянный обмен разнообразными продуктами и ремесленными изделиями становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – качественная дифференциация трудовой деятельности, приводящая к выделению различных её видов; выделились специалисты по обмену (торговцы, купцы, коробейники).
3. Этапы развития общества и производства. Способы разделения труда
1.Первобытное общество, 1. Естественное разделение труда:
примитивное производство: земледелие, скотоводство, ремесло;
2.Феодальное общество кустарное, 2. Распределение труда по сословной
принадлежности: крестьяне, ремесленники, купцы и т.д.;
3.Капиталистическое общество, 3. Распределение труда по частичным
индустриальное производство операциям: слесари, сверловщики, сборщики
и т. д.;
В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей (научных, художественных и др.)
от производства материальных ценностей (пища, одежда, жилище, средства транспорта, и т.п.).
Появились специалисты по общественному управлению (городничий, мэр, администратор), приведению людей к повиновению (прокурор, судья, следователь) и др.
По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда.
По мере совершенствования общества, развития научно-технического прогресса, труд разделяется на все большее и большее число видов, качественно отличающихся друг от друга.
Эти виды труда обособлялись и давали начало профессиональной деятельности.
4. Работа с основными понятиями: «профессия», «специальность», «квалификация», «должность»
Психолог: Ребята, ответьте на вопрос: как Вы понимаете, что такое профессия?
Учащиеся дают свои варианты ответа. После этого психолог формулирует определение:
«Профессия» (лат. – «объявляю своим делом»)
Профессия – род трудовой деятельности, ограниченный вследствие разделения труда, требующий специальной подготовки (приобретение соответствующих знаний, умений и личностных качеств), обеспечивающий условия существования индивида.
Основные характеристики профессии:
- Область применения способностей человека
- Род трудовой деятельности
- Дело, выполняемое за вознаграждение
- Занятие, требующее специальной подготовки
- Деятельность, дающая человеку определенный статус
- Способ удовлетворения человеком своих потребностей
Не всякая трудовая деятельность считается профессиональной.
Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:
1 профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании (дипломами, свидетельствами и др.);
2.профессия является своего рода товаром, который человека может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить.
То есть профессиональная деятельность служит источником дохода.
Например, уход за собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду является источником доходов.
Ребята, рассмотрим с Вами понятия: профессионал, специальность, скажите своими словами как Вы понимаете: Кого можно назвать профессионалом?
Учащиеся дают свои варианты ответов.
Как Вы понимаете, что такое специальность?
Учащие предлагают свои версии этого понятия.
Выслушав всех, психолог формулирует определения:
Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда. Профессионалов следует отличать от дилетантов, не имеющих достаточной квалификации.
Специальность – более узкая область труда в рамках той или иной профессии.
Например, врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.
Например, профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде; выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.
Должность- служебное положение работника, определяющее его права и обязанности; фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например, должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Сегодня Вы узнали многое об истории развития профессий, разделении труда, получили представление о понятиях «Профессия», «Специальность» и других...
А теперь_
5. Выполните задания:
Задание № 1.
Из приведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:
Водитель автобуса, врач, заведующая магазином, детский стоматолог, начальник строительного участка шахты, бригадир, продавец, секретарь, редактор, экономист.
Практическое задание №2:
Соотнесение понятий и категорий.
1). Самостоятельно определите профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.
самостоятельно их классифицируйте и запишите в 4 столбика.
Профессии:
Специальности:
Специализации:
Должности:
Перечень слов:
врач
преподаватель
медсестра
агроном
бухгалтер
педиатр
учитель начальных классов
автослесарь
продавец непродовольственных товаров
инженер-конструктор
семейный доктор
слесарь по ремонту радиоаппаратуры
продавец бакалейного отдела
главврач
вахтер
директор фирмы
сторож
завуч
дворник
2. после классификации напишите, какой это труд: умственный или физический.
Пример: врач- профессия - преобладает умственный труд
- Сегодня Вы узнали много нового и, надеюсь, теперь знаете, чем отличается «профессия» от «специальности» и другие понятия.
Психолог: Чтобы завершить нашу встречу, каждый из Вас выскажется по кругу, что он сейчас чувствует – одно или два слова.
ЛИТЕРАТУРА
Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 2009.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов. //Школьный психолог, № 14, 1999.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 2008.
Предварительный просмотр:
ВУД: Профессионально-личностное самоопределение (7-е классы)
Тема: Схема анализа профессий Н.С. Пряжникова
Цель: Изучить схему анализа профессий.
Задачи: 1.Познакомить с перечнем основных характеристик профессий.
2. Развивать способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
3. Развивать навык анализа профессий по предмету, средствам, условиям и другим характеристикам трудовой деятельности.
Оборудование: раздаточный материал: схемы анализа профессий, ручки, флипчарт, маркеры, листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь.
План встречи:
- Вступление
- Практическая работа со схемой Н.С. Пряжникова.
- Презентация выбора участников по предмету, целям, средствам и другим характеристикам труда.
- Групповое обсуждение выбранных характеристик участниками.
- Ответы на вопросы участников
- Рисование будущего рабочего места через 15 лет.
- Рефлексия
1. Вступление
1. Ребята, сегодня мы с Вами будем работать со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. Каждый из вас сделает собственную схему профессии. Каждому участнику раздают бумажный вариант Схемы.
2. Перед Вами лежат схемы анализа профессий. Сейчас вы будете выбирать по Вашему предпочтению, характеристику вашей профессии по предмету труда. Отметьте кружком ту характеристику, которая для вас интересна. Ведущий отвечает на вопросы подростков и объясняет, что им не понятно.
Переходим ко второй группе характеристик- Цель труда – выберите характеристику, которая вам близка и отметьте на своем бланке.
Начинаем выбирать характеристики профессии по условиям труда. Выберите из перечня те условия, которые вы предпочитаете и отметьте их.
В таком алгоритме учащиеся выбирают из всех разделов характеристики, которые им нужны. Учащиеся задают вопросы, если не знают какую-то характеристику из перечня, психолог отвечает на вопрос и приводит примеры.
3. После завершения практической работы психолог просит желающего подростка рассказать, какие характеристики он выбрал. Психолог и другие участники задают интересующие их вопросы.
После представления всех участников, психолог начинает давать примерное описание той профессии, которую выбрал первый участник. Остальные ученики задают ему вопросы.
4. Идет обсуждение.
5. Психолог отвечает на вопросы участников.
6. По завершении обсуждения, психолог дает задание: Ребята, сейчас нарисуйте ваше рабочее место через 15 лет. Вам тогда будет 28 лет.
Можете рисовать цветными карандашами, фломастерами, гуашью. На рисование вам отводится 10 минут.
После завершения рисования все рисунки выкладываются на общем столе или прикрепляются на флипчарте.
Каждый участник кратко рассказывает, как он представляет свое рабочее место. Остальные учащиеся рассматривают, что нарисовано и задают вопросы автору.
- Рефлексия. Каждый участник говорит о своем настроении одним-двумя словами.
ЛИТЕРАТУРА
Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.
Приложение1. Схема Анализа профессий Н.С. Пряжников
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИЙ
(перечень основных характеристик профессий)
Предмет труда:
1) животные, растения, (природа)
2) материалы
3) люди (дети, взрослые)
4) техника, транспорт
5) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)
6) художественный образ
Цель труда:
1) контроль, оценка, диагноз
2) преобразовательная
3) изобретательная
4) транспортирование
5) обслуживание
6) собственное развитие
Средства труда:
1) ручные и простые приспособления
2) механические
3) автоматические
4) функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5) теоретические (знания, способы мышления)
6) переносные или стационарные средства
Условия труда:
1) бытовой микроклимат
2) большие помещения с людьми
3) обычный производственный цех
4) необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
5) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6) работа на открытом воздухе
7) работа сидя, стоя, в движении
8) домашний кабинет
Характер общения в труде:
1) минимальное общение (индивидуальный труд)
2) клиенты, посетители
3) обычный коллектив (одни и те же лица)
4) работа с аудиториями
5) выраженная дисциплина, субординация в труде
Ответственность в труде:
1) материальная
2) моральная
4) за жизнь и здоровье людей
5) невыраженная ответственность
Особенности труда:
1) большая зарплата
2) льготы
3) «соблазны» (возможность брать взятки)
4) изысканные отношения, встречи со знаменитостями
5) частые командировки
6) законченный результат труда (можно полюбоваться)
Типичные трудности:
1) нервное напряжение
2) профзаболевания
3) распространены мат и сквернословие
4) возможность оказаться в тюрьме
5) невысокий престиж работы
Минимальный уровень образования для работы:
1) без специального образования (после школы)
2) начальное профессиональное образование (СПТУ)
3) среднее профессиональное образование (техникум)
4) высшее профессиональное образование (вуз)
5) ученая степень (аспирантура, академия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.
Учащиеся старших классов это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...
Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы
Психологическая поддержка педагога.Метапредметные результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные действия...
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...